123 публикации6,1 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Прежде чем приступить к проверке датчика давления масла (ДДМ), важно понять, как он работает. Только при этом условии будет ясна каждая фаза управления.
Содержание
Виды ДДМ
Датчики давления масла делятся на два типа:
- Механический. Их используют на автомобилях, ставших легендами в автомобилестроении, в частности ВАЗ 2101, УАЗ, Москвич 401/407/412 /, 2141 и других.
- Электронный. Они устанавливаются на все современные автомобили, например, ВАЗ 2114, Калина и другие отечественные модели Lada, а также на иномарки.
Механические датчики
По конструкции механические датчики делятся на:
- Аппараты с двумя ножками и капиллярной трубкой.
- Устройства с реостатом.
Первые состоят из корпуса, мембраны, двух стержней, герметичной трубки.
По мере увеличения давления в системе смазки мембрана изгибается, давя на первый стержень, тем самым увеличивая давление в трубке. Второй стержень принимает это давление и передает его на манометр дифференциального давления (расположенный на панели приборов).
Давление увеличивается — стрелка прибора отклоняется в широкую сторону, опускается — стрелка спускается влево. Принцип работы такой же, как у манометра.
Датчик давления масла механический с реостатом в составе:
- Корпуса.
- Мембраны.
- Слайдер.
- Обмотка нихромовая (сопротивление).
Устройство работает по принципу вольтметра. Ключевую роль здесь играют реостат и слайдер.
Реостат меняет свое сопротивление в зависимости от того, куда перемещается ползунок. Последний, в свою очередь, перемещается в ту или иную сторону по мере того, как мембрана изгибается или выпрямляется.
Когда нет давления, мембрана не деформируется и курсор не перемещается, ток течет свободно, не встречая сопротивления на своем пути.
При увеличении давления и деформации мембраны курсор перемещается по реостату, тем самым увеличивая сопротивление в цепи, соответственно меняются текущие показания, которые отображаются на приборе в кабине экипажа.
Все это фиксирует ЭБУ, к которому подключен датчик. Он запрограммирован так, что только диапазон текущих значений равен стандартному давлению масла. Превышение этого диапазона означает недопустимое значение.
Это хорошо видно на аналоговых компараторах, которые, по сути, являются обычными вольтметрами.
Электронные датчики
Электронный DDM намного проще механического аналога, поэтому считается более надежным.
На самом деле это аварийный датчик, который не показывает давление в системе, а только предупреждает водителя, когда оно в пределах нормы, а когда нет.
Состоит из:
- Корпуса.
- Мембраны.
- Контакты.
- Действие.
Принцип действия. Когда к мембране датчика не прикладывается давление, она не деформируется. Шток находится в положении, когда контакты цепи замкнуты и через них течет ток. В это время в салоне горит лампа, за которой наблюдает водитель.
При запуске двигателя давление масла в системе увеличивается, диафрагма прогибается, шток перемещается, размыкая контур. Свет гаснет.
Если после запуска двигателя лампочка не гаснет в течение 1-2 секунд, двигатель следует немедленно остановить и не запускать до выяснения причины неисправности.
Подробнее здесь: что делать, если на https://autotopik.ru/remont/1062-gorit-lampa-davleniya-masla.html горит сигнальная лампа давления масла.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проверка датчика давления масла на современных автомобилях основана на измерении сопротивления резистора мультиметром и проверке ДДМ на размыкание и замыкание цепи.
Для этого мультиметр переходит в режим измерения сопротивления или звонка. Это зависит от типа проверяемого датчика с резистором или без него.
Но есть и другие способы проверки, о которых мы поговорим ниже.
Диагностика датчика
Электронные и механические датчики давления масла испытываются по-разному, поэтому мы рассмотрим каждый из них отдельно.
Но прежде чем приступить к проверке, важно убедиться, что DDM является основной причиной того, что свет не погас.
Сначала убедитесь, что масло в хорошем состоянии и что уровень в двигателе находится в пределах нормы. Фильтр засорен из-за того, что жидкость в системе давно меняла. Убедитесь, что насос работает правильно.
ВАЖНО: проверьте проводку от датчика до компьютера, состояние и целостность контактов.
Затем найдите и снимите сам датчик. Это нужно делать на заглушенном двигателе. Желательно охлаждать. На разных машинах узел можно размещать в разных местах.
Где находится датчик
Чаще всего он находится рядом с масляным фильтром, в верхней части двигателя, рядом с блоком распределительного вала или насосом.
Рассмотрим на конкретных моделях:
- ВАЗ 2108/09/099. Расположен в верхней правой части двигателя (если смотреть по направлению движения) рядом с крышкой ремня газораспределительного механизма. Только поток начинается с него. Такое расположение характерно и для 8-клапанных двигателей на ВАЗ 2110/11.
- Двигатель ВАЗ 2110/11 16-ти клапанный. Расположен с левой стороны двигателя (если смотреть по ходу движения) со стороны водителя на замке распределительного вала между воздушным фильтром, модулем зажигания и маслозаливной горловиной.
- ВАЗ 2112, двигатель 16-ти клапанный. Находится вверху на левом конце (смотрите вдоль дороги). Чтобы его найти, нужно снять воздушный фильтр.
- ВАЗ 2114. Находится прямо внутри двигателя на ГБЦ рядом с ремнем ГРМ. Хорошо видно сверху
… Чтобы его разобрать, снимите защитный колпачок, клемму и открутите гаечным ключом 21.
- Лада Калина. Расположен в задней правой части двигателя возле ремня ГРМ, от него идет провод
… Для доступа к нему нужно снять пластиковую крышку блока цилиндров.
- Лада Приоресса. Расположен слева (если смотреть по пути) над блоком цилиндров под впускным коллектором. Чтобы разобрать его, вы должны сначала снять пластиковую защитную крышку с двигателя, сдвинуть воздушный коллектор и открутить его торцевым ключом размером 21. Он сидит очень плотно.
- Лада Гранта 8 и 16 клапанный двигатель. Расположен в верхней правой части двигателя рядом с крышкой ремня ГРМ
… Для его снятия можно использовать свечной ключ или гаечный ключ на 21.
- ГАЗ «Газель» (двигатель ЗМЗ-405). Расположен в бизнес-центре, вверху справа. Только поток начинается с него.
Наиболее распространенный размер ключа для снятия датчика — 21. Можно использовать ключ для свечей зажигания. Но все зависит от конкретной марки автомобиля.
После снятия датчика давления сиденье плотно закрывается чистой тканью, чтобы не проникала грязь и не проливалось масло при работающем двигателе.
Не лишним будет замерить давление масла в системе на холостых, средних и высоких оборотах. Для этого используется манометр, который вкручивается вместо ДДМ. Для получения точных показаний важно обеспечить герметичность соединения.
Автоматические значения могут отличаться для каждой модели. Их можно найти в инструкции по эксплуатации.
Например, для ВАЗ 2112 16 клапанов стандартное давление масла в двигателе:
- не менее 2 БАР.
- при 5 тысячах оборотов от 4,5 до 6,5 БАР.
Если все показания в норме и индикатор горит постоянно, информация не доходит до ЭБУ или искажена. Это может быть связано с датчиком, который необходимо проверить.
Читайте дальше: Что делать, если пропало давление масла в двигателе.
Проверка электрического датчика давления масла мультиметром и лампочкой
Способ подходит для всех современных автомобилей Lada, особенно ВАЗ 2114, иномарок. Где есть только аварийный сигнал низкого давления масла.
В таких автомобилях установлен датчик, работающий по принципу размыкания цепи. Давление в норме — цепь разомкнута, не в норме — замкнута, лампочка горит.
Для проверки лампочкой вам понадобятся:
- Само управление — 12 В.
- Насос или компрессор для электромобилей, желательно с манометром. В противном случае используйте обычный ножной насос.
- Блок питания 12 Вольт. Вы можете использовать автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
Подключите отрицательный провод аккумуляторной батареи к массе датчика, а положительный провод к аналогичному проводу, но через блок управления. Должен загореться свет. В противном случае датчик неисправен.
Запустите насос или компрессор и подайте воздух на вход датчика. Если последнее пригодится, свет должен погаснуть.
Отрегулируйте давление на манометре, оно не должно превышать 1,5 атмосферы, иначе мембрана может быть повреждена. Оптимальные пределы варьируются от 0,5 до 1,5.
При проверке мультиметром вам понадобятся:
- Само устройство перешло в режим «композиция».
- Электронасос или другой аэратор.
Подключите мультиметр к датчику, меньше к корпусу, больше к центральному проводу. Цепь замкнется, должен появиться сигнал.
Включите насос и подайте сжатый воздух на вход датчика. Следите за давлением по манометру.
Цепь должна разомкнуться, и звук мультиметра должен исчезнуть.
Проверка двух датчиков
Два указателя уровня масла — не редкость в современных автомобилях. Первый выполняет штатную функцию, сигнализирует о наличии рабочего давления сразу после запуска двигателя.
Диапазон его работы (размыкания контура) 0,15… 0,45 атмосферы. Проверяется так же, как описано выше.
Второй датчик контролирует верхний предел давления масла при работающем двигателе. Уведомление о низком давлении масла на высоких оборотах двигателя с помощью световой и звуковой сигнализации.
Он работает и проверяется так же, как и первый датчик, за исключением того, что:
- Воздух нужно перекачивать под высоким давлением. Он может быть разным для каждой марки автомобиля, но, как правило, составляет 1,8 атмосферы. Например, на Volkswagen Golf с двигателем 1,8 это 2,0 — 2,5 БАР. Поэтому обычным ручным насосом проверить здесь не получится. И компрессор автомобиля должен быть очень плотно подключен к датчику.
- Цепь не замкнута постоянно, как первый датчик, а, наоборот, разомкнута. Следовательно, лампа (проверка) во время проверки не должна изначально загораться, но загорается при подаче воздуха.
Проверка механического датчика
На «классическом» ВАЗе и многих других старых автомобилях механический датчик давления масла можно проверить без мультиметра, но это не значит, что процедура будет проще, как с электронным аналогом.
Тебе понадобится:
- Манометр электромобиля.
- Ручной насос или электрический компрессор.
Алгоритм действий:
- Снимите датчик и найдите на нем два контакта. Первый отвечает за подачу сигнала на аварийную лампу давления масла. Второй — для индикации показаний манометра.
- Нужно разбираться в распиновке контактов на электрическом манометре. Где находятся плюс, минус и третий провод, на который поступает сигнал с датчика.
- Забираем массу из корпуса ДДМ через блок цилиндров.
Собираем выкройку. Подключаем питание и подачу воздуха от насоса под давлением 1… 2 атмосферы.
Если датчик работает правильно, на электрическом манометре по мере увеличения давления стрелка будет отклоняться вверх. В противном случае прибор неисправен.
Датчик давления масла не подлежит ремонту и подлежит немедленной замене. При установке сиденье смазывается термостойким герметиком.
Также прочтите признаки неисправного датчика массового расхода воздуха.
Советы опытных
Нельзя сказать, что электронный датчик аварийного давления масла доступен по цене. Свет не погас, но при этом не видно какое давление в системе смазки в это время.
К тому же, если вовремя не меняли масло, значит использовалось несколько марок, и после капремонта двигателя в системе могут образоваться сгустки, в результате чего датчик может не сработать вовремя. Произойдет нехватка масла, что приведет к снижению ресурса двигателя или его клина.
Для решения этой проблемы опытные автомобилисты рекомендуют установить, помимо электронного датчика, механический с показанием на приборной панели через манометр.
Для этого в автомобильных кулибинах используется специальный Т (2103-3810610), штуцер (2103-3810310), две прокладки (10282460), с помощью которых к системе смазки подключаются механический аналоговый датчик и штатный электронный.
Манометр монтируется на приборной панели в любом удобном месте. Можно брать от любого «классического» ВАЗа, Москвича или УАЗика. Главное, чтобы шкала была удобной и понятной для вас.
Кабели DDM уложены в гибкую трубку или пластиковую гофру и аккуратно закреплены в моторном отсеке. Делать это нужно так, чтобы они не перегревались и не подвергались механическим воздействиям.
Как часто датчики выходят из строя
Датчики давления масла — одни из самых надежных автозапчастей. Поэтому, если лампа аварийной сигнализации на панели приборов не гаснет после запуска двигателя, сначала убедитесь, что другие компоненты, а не только система смазки, находятся в хорошем состоянии.
Убедитесь, что уровень масла в норме, проверьте его состояние (цвет, запах, плотность, есть ли сгустки), исправна ли проводка и не окислены ли контакты, есть ли утечка жидкости, если фильтр был менял давно. И только потом приступайте к проверке.
Прочитав эту статью, вы поняли, что это сделать несложно, главное иметь под рукой компрессор или помпу, манометр или регулятор, чтобы понимать, как правильно подключить схему.
Датчик давления масла не подлежит ремонту, а значит, его просто меняют, что, опять же, несложно сделать с помощью гаечного ключа нужного размера и термостойкого герметика под рукой.