Изменения в порядок весогабаритного контроля, которые вступают в силу с января, позволят контролирующим органам лучше отслеживать нарушения при перевозке грузов, а значит, и сохранять качество дорог, считают эксперты ПЭК. Однако, транспортные компании должны быть защищены от штрафов за перегруз не по своей вине, подчеркивают они.
Напомним, с 1 января 2021 года вступил в силу обновленный порядок весогабаритного контроля, утвержденный приказом Минтранса №348. Согласно ему, каждый автоматический пункт весогабаритного контроля оборудуется табло, сообщающим водителю о нарушении. Кроме того, вводится обязательный тестовый период в 3 месяца для каждого нового АПВГК, в течение которых транспортным компаниям будут сообщать о нарушениях, но без наложения штрафа. Минимально допустимое расстояние между рамками и объектами, которые могут повлиять на скорость большегруза, например, нерегулируемыми перекрестками, уменьшается с 250 до 100 метров, а проверки таких пунктов должны будут проводиться не реже одного раза в три месяца.
Новое оборудование пунктов контроля информационными табло даст водителю возможность устранить нарушения сразу после их обнаружения в ряде случаев. Как пояснил генеральный директор «Авто-ПЭК Дмитрий Иевлев, во время движения автомобиля по дорогам грузы могут смещаться, что способно привести к превышению нормы по максимальной нагрузке на одну ось. «Проконтролировать распределение грузов во время движения водитель может не всегда, поскольку оборудование, позволяющие отследить показатель, находясь в кабине, есть только на новейших моделях грузовых автомобилей не старше 5 лет. Порядка 90% движущихся по российским трассам грузовиков таким оборудованием не оснащены», – говорит он. В случае незначительного превышения нагрузки на одну ось или нарушения габаритов, водитель может попытаться переместить часть груза, перераспределить его или сдвинуть колесную пару.
«Эта возможность особенно актуальна, учитывая предполагаемые изменения в статью 12.21 КоАП РФ, которые Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в весеннюю сессию. Законопроект предполагает, что за нарушение весогабаритных норм ответственность будет ложиться только на собственников транспорта, а не на водителя, как это могло быть раньше. Если законопроект будет принят, размер штрафов резко вырастет», – добавляет Иевлев. Точно оценить рост нагрузки, по его словам, пока сложно, но он может оказаться существенным для любой транспортной компании.
Сейчас при превышении массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства на 10–20%, штраф для водителя может составить от 3 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 тыс. до 300 тыс. руб. Если изменения будут приняты, за нарушение от 10 до 20% от разрешенной массы юрлицо будет оштрафовано на 250 тыс. руб., а за превышение на 20–50% — на 350 тыс. руб.
Однако, изменения в КоАП, которые также запланированы к рассмотрению парламентом в 2021 году, предусматривают освобождение от уплаты штрафа при незначительном нарушении, что позволит ТК избежать штрафов за небольшие – от 5 до 10% – перегруз и превышение габаритов на 5–15 см от установленных норм.
Нерешенной остается проблема разграничения ответственности между участниками грузоперевозок – грузоотправителями и транспортными компаниями, подчеркивает Дмитрий Иевлев. По его мнению, ТК может отвечать за нарушение, если приняла на себя перевозку грузов большей массы, чем предусмотрено действующими нормами. «Если продукция была загружена на стороне грузоотправителя, машина опломбирована, и у транспортной компании нет возможности проконтролировать реальную массу груза, она не должна нести ответственность за перегруз», – поясняет он. Избежать этого можно, если установить перед стационарными или автоматическими пунктами ВГК оборудование для проверки общей массы автомобиля и нагрузки на одну ось, где можно будет получить документ о соответствии нормам, считает эксперт ПЭК.
Накладывать штрафы за перегруз без возможности установить виновного в нарушении – не целесообразно и негативно отразится на рынке грузоперевозок, подчеркивает он.
Напомним, превышение норм нагрузки наносит существенный урон дорогам.
«Если транспортные компании не будут соблюдать установленные нормы по общему весу и нагрузке на одну ось при движении фур по трассам, то, несмотря на все усилия и выделяемые средства, российские дороги так и останутся проблемой, препятствующей экономическому развитию страны. Поэтому ПЭК выступает за то, чтобы система весогабаритного контроля функционировала в полной мере, включая инфраструктуру и законодательное регулирование», – подчеркнул заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.