482 поделились 24,1k просмотров FacebookTwitterTelegram
Усилитель обязательно входит в конструкцию тормозной системы любого автомобиля. Самым популярным на транспорте является вакуумный усилитель, который обеспечивает дополнительную силу за счет вакуума.
Содержание
Роль вакуумного усилителя в тормозной системе
Вакуумный усилитель тормозов (он же пылесос и ВУТ) способен в 3-5 раз увеличивать усилие, прилагаемое водителем при нажатии ногой на педаль тормоза, что обеспечивает комфортное управление тормозной системой.
Без этого агрегата невозможно эффективно замедлить и остановить машину по той простой причине, что нажимать на тормозные колодки одной ногой довольно сложно.
А это уже угрожает безопасности движения, так как водитель может неправильно оценить ситуацию и своевременно принять меры по остановке.
Усилитель даже при экстренном торможении выполняет свою функцию и позволяет остановить автомобиль.
Вообще роль вакуумного усилителя очень важна и от его характеристик очень многое зависит. При этом конструктивно он очень прост, что гарантирует безотказную работу в течение довольно длительного времени.
Но все же с ним есть неисправности. А когда они все же возникают, результат не очень хороший: хотя тормозная система остается в рабочем состоянии, нажимать на педаль тормоза проблематично и приходится прикладывать много усилий, чтобы сбавить скорость.
Основные неисправности устройства
Типов неисправностей в пылесосе не так уж и много, а именно:
- Нарушение герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или его стыков;
- Выход из строя обратного клапана;
- Разгрузка рабочих камер усилителя.
Первые две неисправности — основные, а третья — очень редкая.
Также стоит отметить, что в большинстве автомобилей пылесос работает от вакуума, создаваемого во впускном коллекторе (они потом соединяются трубопроводом).
Но на некоторых моделях усилитель также оснащен вакуумным насосом для повышения эффективности. Кроме того, этот элемент может быть как механическим (приводимый распредвалом), так и электрическим, с собственным электродвигателем.
Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, повышающим КПД усилителя. В этом случае основной вакуум в любом случае снимается из впускного коллектора.
В автомобилях, оснащенных этим агрегатом, насос — еще один компонент, который может прийти в негодность. В этом случае усилитель продолжит работу, хотя в некоторых режимах движения усилие на педали будет увеличиваться.
Признаки возникновения проблем в работе
Неисправности вакуумного усилителя и узлов, обеспечивающих его работу, проявляются обязательно и достаточно четко.
Если вакуумная камера выйдет из строя, это будет сопровождаться «жесткостью» педали.
При полном выходе из строя этого элемента очень сложно нажать на педаль тормоза (для проверки достаточно нажать на педаль 4-5 раз при неработающем двигателе, при последнем нажатии сопротивление будет очень большим).
Поскольку вакуум создается из впускного коллектора, потеря герметичности вакуумного усилителя может сопровождаться изменением характеристик двигателя при торможении (хотя этого не должно происходить).
Также в одних случаях скорость блока управления при нажатии на педаль тормоза может уменьшаться (до остановки блока), в других скорость увеличивается.
Здесь все просто: при отсутствии герметичности в пылесосе воздух будет просачиваться в коллектор, что влияет на пропорции топливовоздушной смеси, отсюда и изменение режима работы двигателя.
Еще один контрольный признак — шипение при нажатии на педаль. Появление такого звука говорит о появлении утечек воздуха.
Что касается вакуумных насосов, то механические могут издавать удары, причем постоянно (обычно неисправность — управляющая штанга), в электрических — увеличивается рабочий шум и возможен сильный нагрев во время работы мотора (здесь неисправность обычно находится в приводном двигателе).
Проверка усилителя и сопутствующих элементов
Проверить работу усилителя несложно, и для этого не требуется никакого оборудования.
Один из самых простых способов проверить без «залезания» под капот — прокачать тормозную систему на заглушенном двигателе (нажать на педаль 4-5 раз и зафиксировать ногой в нажатом положении).
Затем запускаем двигатель. Сразу после запуска в вакуумную камеру усилителя пойдет разрежение, в результате педаль должна немного опуститься. В этом случае пылесос работает нормально и утечки воздуха отсутствуют.
Если тормоза вроде работают, но при их срабатывании блок управления меняет режим работы, можно проверить, не кроется ли неисправность в усилителе: отсоединяем трубопровод от впускного коллектора и соединяем штуцер резиновой заглушкой (можно использовать кусок трубы подходящего диаметра, для этого придется зажать).
Самодельную заглушку необходимо надежно закрепить хомутом.
Затем заводим двигатель, даем немного поработать и начинаем нажимать на педаль тормоза (это можно сделать в дороге, но обязательно учтите, что усилитель работать не будет).
Если при торможении мотор работает нормально (без изменения скорости), значит в усилителе есть утечка воздуха.
Устраняем неисправность
Проблема с неработающим усилителем может быть устранена только при повреждении трубопровода, обратного клапана или его прокладки.
Стоит решать по порядку:
- проверяем затяжку хомутов и состояние шланга к хомутам (в них часто появляются трещины);
- проверить состояние прокладки обратного клапана усилителя. Со временем этот резиновый элемент расслаивается, из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
- меняем обвязку вместе с хомутами. Он недорогой, поэтому поменять его проще, чем проверить герметичность, тем более что избавиться от трещины довольно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;
Если замена трубок не дала результатов, необходимо заменить сам усилитель, так как этот блок считается неразборным и ремонту не подлежит.
В процессе работы не лишним будет проверить обратный клапан. Это можно сделать двумя способами.
Первый предполагает демонтаж этого элемента. Далее нужно ртом подуть в штуцер, с помощью которого вентиль установлен в усилителе. При этом воздушный поток должен проходить беспрепятственно.
Затем делаем обратное действие: всасываем воздух через тот же штуцер. Работающий клапан не должен пропускать воздух.
Если вы не хотите снимать клапан, в результате чего может сломаться уплотнитель на стыке, можно сделать так: запустить двигатель, дать ему поработать.
Затем нажимаем педаль тормоза до упора, удерживаем ее в этом положении и выключаем двигатель.
Если клапан в хорошем состоянии, он закроется (из-за отсутствия вакуума со стороны коллектора), в то время как вакуум остается в вакуумной камере, поэтому педаль не будет оказывать никакого сопротивления (нет необходимости создавать дополнительное давление для удержания Это).
Наконец, некоторые вакуумные насосы. В механической сборке для устранения ударов некоторые просто снимают шток и все.
В этом случае помпа работать не будет, но так как она вспомогательная, то ее отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя педаль все равно станет немного «туже»).
Но в некоторых случаях помогает обычное изменение положения стержня (поворачиваем на 180 градусов.).
Что касается электронасоса, то его часто просто заменяют, так как отремонтировать сложно.