Какой аккумулятор лучше для автомобиля?

19 просмотров

Традиционный вопрос: «Какая батарея лучше?» — Рано или поздно задается вопросом каждый автомобилист. Но каждый понимает слово «лучший» по-своему: опытные водители хотят понять, действительно ли они купят аккумулятор с нужными им функциями по справедливой цене, а новички, как правило, сразу хотят купить «лучший» из всех «продукт точки зрения».

Популярность темы оправдана, потому что даже очень далекие от техники водители, знающие только названия двух-трех компонентов автомобиля (шины, дворники, домкрат), понимают, что аккумулятор может помочь, а может и не вовремя.

Рекомендуем посмотреть видео в конце этой статьи и ознакомиться с правилами выбора аккумулятора исходя из марки автомобиля.

Понимание основ устройства автомобильного аккумулятора, знание его основных характеристик, эксплуатационных характеристик и репутации производителей поможет в правильном выборе этого важного компонента транспортного средства.

Устройство и принцип работы аккумулятора

Какой аккумулятор лучше всего подходит для автомобиля?

Физический (точнее физико-химический) принцип работы автомобильного аккумулятора основан на явлении, известном более 200 лет: существует разность потенциалов между пластинами из разных металлов, помещенными в кислотную среду (электролит). При подключении к этим пластинам (электродам) внешнего потребителя электроэнергии в образовавшейся цепи протекает ток и в жидкой среде происходит химическая реакция.

Схематично это выглядит так:

  1. Положительная пластина батареи (катод) соединяется с отрицательной пластиной (анодом) через нагрузку (лампочку).
  2. Отрицательно заряженные частицы движутся от анода к катоду, и электрический ток течет по проводам через нагрузку.
  3. В этом случае протекают окислительные реакции на аноде и реакции восстановления на катоде.

Описанный процесс обратим: при подключении внешнего источника питания к электродам процесс протекает в обратном порядке.

Здесь необходимо сделать оговорку, чтобы избежать терминологической путаницы: понятия катод и анод имеют смысл только тогда, когда ток течет в определенном направлении (процесс разряда или заряда).

Структура типичного автомобильного аккумулятора показана на следующем рисунке:

Какой аккумулятор лучше всего подходит для автомобиля?

Материалы основных элементов этого типа аккумуляторов:

  • вывод для пластин отрицательной полярности;
  • рабочая жидкость (электролит) — водный раствор серной кислоты.
  • диоксид свинца (разновидность оксида) — материал пластин положительной полярности;

В процессе разряда происходит электрохимическая реакция, при которой материал пластин положительного электрода (свинец) взаимодействует с электролитом (раствором соляной кислоты) с образованием сульфата свинца и воды. На отрицательных пластинах также образуется сульфат свинца. Когда аккумулятор заряжается, процесс идет в обратном направлении.

Конечно, обратный процесс (зарядка) происходит с некоторыми потерями: со временем часть сульфатного покрытия неизбежно кристаллизуется в нерастворимое вещество, что уменьшает рабочую площадь, а значит, и эффективность пластин. Это известный на практике процесс сульфатирования. Ускорение процесса сульфатирования и последующее разрушение пластин возможно, если аккумулятор долгое время не заряжался после глубокого разряда.

Корпус автомобильного аккумулятора выполнен из жаропрочного и кислотостойкого пластика и содержит шесть последовательно соединенных блоков (их еще называют банками). Каждая банка содержит блоки свинцовых пластин отрицательной и положительной полярности, разделенные специальными перегородками — разделителями.

Виды и типы автомобильных аккумуляторов

Какой аккумулятор лучше всего подходит для автомобиля?

Традиционный аккумулятор со свинцовыми пластинами и раствором серной кислоты в качестве электролита относится к классу свинцово-кислотных аккумуляторов или WET («мокрый» в зарубежной терминологии). В автомобилях этот тип аккумуляторов используется уже давно и уже прошел несколько этапов развития, связанных с трудоемкостью обслуживания.

Дело в том, что во время циклов заряда и разряда образуется дополнительное количество воды, которая испаряется и меняет плотность электролита. Кроме того, химическая реакция в электролите сопровождается не только образованием сульфата свинца и воды, но и выделением газов (водорода и кислорода) и образованием паров самого электролита.

Процесс газообразования особенно активен во время интенсивной езды и зарядки аккумулятора большими токами, поэтому говорят, что аккумулятор «закипает».

Испарение части электролита не только изменяет плотность, но и обнажает верхнюю часть пластин, что снижает эффективность батареи и ее долговечность. Вот почему даже в недавнем прошлом свинцово-кислотные батареи, помимо контроля уровня заряда, требовали постоянного контроля плотности и уровня электролита, а периодическое обслуживание было неотъемлемой частью эксплуатации.

Помимо сульфатирования и испарения электролита в аккумуляторах этого типа, материал пластин взаимодействует с водой, образуя оксиды свинца, источники коррозии и постепенного разрушения пластин.

Совершенствование аккумуляторов предусматривало, в первую очередь, снижение негативного влияния этих трех факторов, а основные способы решения проблемы — в использовании новых материалов.

Поэтому использование сурьмы для увеличения срока службы плит известно давно. Современные технологии позволили снизить процентное содержание этого элемента и тем самым получить значительное снижение интенсивности «кипения». Время обслуживания аккумуляторов значительно сокращается, и их уже называют низкими в обслуживании.

Следующий шаг к совершенствованию автомобильных аккумуляторов — использование кальция в свинцовом сплаве — позволил еще больше снизить газоинтенсивность и повысить напряжение саморазряда. Теперь аккумуляторы можно было дольше хранить в разряженном состоянии, а процесс кипения электролита стал играть такую ​​незначительную роль, что аккумуляторы стали необслуживаемыми (хотя это не совсем так: зарядка аккумулятора — одна из операций по техническому обслуживанию).

«Необслуживаемые» автомобильные аккумуляторы практически не производятся. Но «низкие эксплуатационные расходы» (иногда называемые «необслуживаемыми») вполне разумны для использования на тех автомобилях (особенно с пробегом), где бортовая сеть нестабильна: эти батареи устойчивы к колебаниям нагрузки.

Промежуточное положение между батареями с низким содержанием сурьмы и кальция занимают гибридные батареи. В них пластины положительного электрода выполнены с низким содержанием сурьмы, а отрицательные — с кальцием. Это решение позволяет в какой-то мере объединить достоинства обоих вариантов, но, увы, и недостатки. Дело в том, что «кальциевые» аккумуляторы чувствительны только к колебаниям бортовой сети.

Следующим важным шагом в совершенствовании автомобильных аккумуляторов стали конструктивные и технологические решения, обеспечившие переход электролита из жидкого в гелеобразное состояние. Батареи, произведенные по технологии, при которой в качестве электролита используется гель, а не жидкость, стали называть гелем.

Использование геля позволило решить сразу несколько проблем:

  • безопасность — раствор серной кислоты крайне опасен как для человека, так и для окружающей среды, и всегда существует вероятность утечки;
  • виброустойчивость — гелиевый наполнитель не боится дрожать при ударах — он закреплен по отношению к электродным пластинам, исключая возможность обнажения части поверхности электрода.
  • ориентация — гелеобразное состояние позволяет эксплуатировать аккумулятор при любом наклоне линии горизонта — в нем прочно закреплен электролит;

Одной из разновидностей гелей (хотя по этому поводу есть терминологические разногласия) являются батареи AGM (AGM — аббревиатура Absorbent Glass Mat — впитывающий стеклянный материал), названные так по соответствующей технологии. Особенность AGM в том, что между пластинами находится специальный пористый материал, который удерживает электролит, а также защищает пластины от осыпания.

Аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется жидкость, загустевшая до консистенции геля, в автомобилях не используются.

Основные характеристики автомобильных аккумуляторов

Обычно производители при маркировке продукции и в сопроводительной документации предоставляют следующий перечень характеристик аккумуляторов:

  • Резервная емкость — характеризует время разряда полностью заряженного аккумулятора током 25 А при напряжении не менее 10,5 В при температуре 25 ° С. Резервная емкость составляет 1,63 от соответствующего показателя емкости номинального номинала, определенного экспериментально;
  • Полярность: конструктивное расположение выводов на крышке аккумуляторного отсека. Клеммы расположены ближе или дальше от большей стороны прямоугольника покрытия. Если смотреть с ближней стороны сверху и положительный вывод находится слева, полярность прямая;
  • Номинальная емкость — характеризует ток, который аккумулятор будет выдавать в течение 20 часов после разряда до напряжения не менее 10,5 В при температуре 25 ° C.Например, аккумулятор емкостью 60 Ач должен при указанных условиях: выдавать ток не менее 3 А. Но зависимость здесь нелинейная: батарея не может выдать 60 А за час;
  • Габаритные размеры. Аккумулятор необходимо надежно закрепить на обычной платформе, и в этом смысле важна ширина: она не должна превышать ширину платформы (которая, как правило, имеет ограничивающие хомуты). Что касается длины и высоты аккумулятора, то почти всегда есть запас по монтажным размерам.
  • Ток холодного скольжения — это ток разряда, который может создаваться аккумулятором при температуре минус 18 ° C в течение 10 секунд и напряжении не менее 7,5 В. Определяется экспериментально и зависит от стандарта измерений;

Список характеристик аккумулятора не ограничивается приведенным выше списком — есть еще такие показатели, как внутреннее сопротивление, электродвижущая сила, состояние заряда и другие, но они достаточно интересны для специалистов.

Критерии выбора аккумулятора для автомобиля

Какой аккумулятор лучше всего подходит для автомобиля?

Автомобильный аккумулятор предназначен не только для запуска двигателя. Он также служит источником питания для бортовой электроники и помогает генератору справляться с условиями пиковой нагрузки. Поэтому выбор аккумулятора нужно начинать с проверки соответствия основных характеристик рекомендованным производителем автомобиля.

  1. Номинальная емкость АКБ не должна существенно отличаться от рекомендованной: низкое значение не обеспечит необходимый ток в критической ситуации (отказ генератора, заморозки) и потребует более частой подзарядки. А за большую вместимость придется переплачивать.

Тем не менее, номинальная емкость для конечного пользователя является скорее справочной. На практике гораздо важнее понять, сколько времени у драйвера есть с вышедшим из строя генератором (резервная мощность) и каковы пусковые качества холодного аккумулятора (холодный пусковой ток).

  1. Выбор «отремонтированный» или «необслуживаемый» для потребителя практически не стоит: аккумуляторы для современных автомобилей производятся «без присмотра». Батарея с низким содержанием сурьмы для автомобилей с нестабильной бортовой сетью не является принципиальным исключением.
  2. Но выбор по критерию состояния электролита (WET — свинцово-кислотный или AGM) вполне актуален. Требования к качеству и стабильности бортовой сети, особенно для автомобилей зарубежного среднего класса и, кроме того, производителей премиум-класса, определяют тип аккумулятора: обеспечение большего энергопотребления и способность выдерживать глубокие разряды требуют использования более современных аккумуляторов AGM.
  3. При выборе немаловажную роль играет репутация производителя, хотя на рынке подделки на этот товар встречаются редко.
  4. Наконец, один из основных критериев: стоимость зависит как от типа аккумулятора (современные AGM дороже своих предшественников), так и от производителя.

Рейтинг производителей аккумуляторов для авто

Какой аккумулятор лучше всего подходит для автомобиля?

Конкуренция на рынке автомобильных аккумуляторов всегда была высокой, и каждый год публикуются многочисленные рейтинги брендов из различных изданий. Для массового потребителя важно, прежде всего, оценить параметры практического использования и их соотношение с ценой (то есть соотношение цена / качество). И за последние год-два ценовая доля в этих отношениях выросла.

Более достоверны оценки проверенных временем публикаций. В России, конечно, это журнал «За рулем». В 2016 году издание составило оценку аккумуляторных батарей на основе оценки по результатам испытаний параметров, практически важных для потребителя: резервная емкость, пониженная пусковая энергия (полученная от холодного пускового тока) и способность получать заряд постоянного внешнего напряжения.

Оценка проводилась на двух десятках образцов аккумуляторов от российских и зарубежных производителей с использованием скорингового метода (выставление баллов по количественному результату теста и стоимости образца) и дала следующие результаты:

  • в топ-10 вошли четыре российские модели: две тюменские и две иркутские, причем первое место заняла Тюменская Премиум 6СТ — 64;
  • бренды TAB (Евросоюз, 7-е место) и BOSCH (10-е место) могли бы показать лучшие технические результаты, но на это могло повлиять длительное хранение образца в магазине. Кроме того, позиции BOSCH были сокращены из-за высокой цены.
  • традиционно сильные позиции занимают немецкая VARTA (2 место), турецкая MUTLU (3 место) и южнокорейская медаль (4 место);

Наконец, мы рекомендуем вам посмотреть видео с советами экспертов о том, какой аккумулятор лучше всего подходит для вашего автомобиля.

Видео: как выбрать аккумулятор для автомобиля

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв