857 поделились 42.8k просмотров FacebookTwitterTelegram
Многие автолюбители знают, что для продления срока службы аккумулятора необходимо периодически подзаряжать его от зарядного устройства, а не от автомобильного генератора.
И чем дольше работает аккумулятор, тем чаще его нужно заряжать для подзарядки.
Содержание
Без зарядных устройств не обойтись
Для выполнения этой операции, как уже отмечалось, используются зарядные устройства, которые работают от сети 220 В. На автомобильном рынке существует множество таких устройств, которые могут иметь различные полезные дополнительные функции.
Однако все они выполняют одну и ту же работу: преобразуют переменное напряжение 220 В в постоянное напряжение 13,8–14,4 В.
В некоторых моделях ток зарядки регулируется вручную, но есть и модели с полностью автоматическим режимом работы.
Читайте дальше: Как выбрать зарядное устройство.
Из всех недостатков покупных зарядных устройств можно отметить их дороговизну, причем чем сложнее устройство, тем выше цена.
Но у многих под рукой имеется большое количество электроприборов, компоненты которых могут подойти для изготовления самодельного зарядного устройства.
Да, самодельное устройство не будет выглядеть так презентабельно, как покупное, но все-таки его задача — заряжать аккумулятор, а не «красоваться» на полке.
Одно из важнейших условий при создании зарядного устройства — это хотя бы базовые знания электротехники и радиоэлектроники, а также умение держать паяльник в руке и уметь правильно им пользоваться.
Далее мы рассмотрим несколько схем зарядных устройств, которые можно создать из старых электроприборов или электронных компонентов.
ЗУ из лампового телевизора
Первой будет схема, пожалуй, самая простая, и с ней справится практически любой автомобилист.
Для изготовления простейшего зарядного устройства необходимы всего два компонента: трансформатор и выпрямитель.
Основное условие, которому должно соответствовать зарядное устройство, — ток, выходящий из устройства, должен составлять 10% от емкости аккумулятора.
То есть на легковых автомобилях часто используется аккумулятор на 60 Ач, согласно этому выходной ток с устройства должен быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.
Если у кого-то есть ненужный старый советский ламповый телевизор, то лучше найти трансформатор, чем не найти.
Принципиальная схема зарядного устройства для ТВ выглядит так.
Часто на такие телевизоры устанавливали трансформатор ТС-180. Его особенностью было наличие двух вторичных обмоток по 6,4 В и током 4,7 А. Первичная обмотка также состоит из двух частей.
Для начала нужно произвести последовательное соединение обмоток. Удобство работы с таким трансформатором в том, что каждая из клемм обмотки имеет свое обозначение.
Для последовательного соединения вторичной обмотки необходимо соединить контакты 9 и 9 «вместе\’.
А на выводах 10 и 10 \ ‘- припаять два отрезка медной проволоки. Все провода, припаянные к клеммам, должны иметь сечение не менее 2,5 мм кв.
Что касается первичной обмотки, для последовательного подключения вам необходимо соединить контакты 1 и 1 \ ‘вместе. Провода с вилкой для подключения к сети необходимо припаять к контактам 2 и 2 \ ‘. На этом работа с трансформатором завершена.
Далее нужно сделать диодный мост. Для этого потребуется 4 диода, способные работать с током от 10 А и выше. Для этих целей подойдут диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243.
На схеме показано, как подключать диоды: к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10 \ ‘, а также провода, идущие к аккумулятору.
Не забывайте предохранители. Рекомендуется установить на «плюсовой» вывод от диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на максимальный ток 10 А. Второй предохранитель (0,5 А) должен быть установлен на выводе 2 трансформатора.
Перед началом зарядки лучше проверить работу устройства и проверить его выходные параметры с помощью амперметра и вольтметра.
Иногда бывает, что сила тока немного выше требуемой, поэтому некоторые устанавливают в схему 12-вольтовую лампу накаливания мощностью от 21 до 60 Вт. Эта лампа «заберет» избыточную силу тока.
ЗУ из микроволновой печи
Некоторые автолюбители используют сломанный трансформатор для СВЧ. Но этот трансформатор придется переделывать, так как это шаг вперед, а не шаг назад.
В ремонте трансформатора нет необходимости, так как внутри него часто горит вторичная обмотка, которую все равно придется снимать при создании устройства.
Переделка трансформатора сводится к полному снятию вторичной обмотки и обмотки новой.
В качестве новой кв. Обмотки используется изолированный провод сечением не менее 2,0 мм.
При намотке нужно определиться с количеством витков. Сделать это можно экспериментальным путем: намотать 10 витков нового провода вокруг сердечника, затем подключить к его концам вольтметр и запитать трансформатор.
По показаниям вольтметра определяется, какое напряжение на выходе обеспечивают эти 10 витков.
Например, измерения показали, что на выходе 2,0 В. Таким образом, 12 В на выходе обеспечат 60 витков, а 13 В — 65 витков. Как вы понимаете, 5 витков добавляют 1 вольт.
Схема.
Ну а дальше все делается как описано выше: делается диодный мост, подключаются все составляющие элементы, проверяется работоспособность.
Стоит подчеркнуть, что лучше качественно собрать такое зарядное устройство, а затем поместить все комплектующие в кейс, который можно сделать из подручных материалов. Или установите его на основание.
Обязательно отметьте где провод «плюс», а где — «минус», чтобы не «перевернуть» и не вывести прибор из строя.
ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)
Более сложная схема имеет зарядное устройство, состоящее из блока питания компьютера.
Для изготовления устройства подходят агрегаты мощностью не менее 200 Вт моделей AT или ATX, управляемые контроллером TL494 или KA7500. Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Неплохо получилась модель ST-230WHF из старых ПК.
Ниже представлен фрагмент схемы такого зарядного устройства, над которым мы будем работать.
Кроме блока питания вам также потребуются потенциометр-регулятор, подстроечный резистор 27 кОм, два резистора по 5 Вт (5WR2J) и резистор 0,2 Ом или C5-16MV.
Начальный этап работы сводится к отключению всего лишнего, а именно проводов «-5В», «+ 5В», «-12В» и «+ 12В».
Резистор, обозначенный на схеме как R1 (подает напряжение +5 В на вывод 1 контроллера TL494), необходимо испарить и на его место припаять подготовленный подстроечный резистор 27 кОм. Шина +12 В должна быть подключена к верхнему выводу этого резистора.
Клемма 16 контроллера должна быть отключена от общего провода, а соединения клемм 14 и 15 должны быть отключены.
В задней стенке корпуса блока питания необходимо установить потенциометр-регулятор (на схеме — R10). Его необходимо установить на изолирующую пластину, чтобы он не касался корпуса блока.
Через эту стену также следует вывести проводку для подключения к электросети, а также кабели для подключения аккумулятора.
Для удобства настройки прибора из двух имеющихся резисторов по 5 Вт на отдельной плате необходимо сделать блок резисторов, включенных параллельно, что на выходе даст 10 Вт при сопротивлении 0,1 Ом.
После этого изготовленная плата устанавливается в корпус, и все клеммы подключаются по схеме.
Затем следует проверить правильность подключения всех выходов и работу устройства.
Заключительная работа перед завершением сборки — калибровка устройства.
Для этого ручку потенциометра необходимо установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует выставить напряжение холостого хода 13,8-14,2В.
Если все сделать правильно, когда аккумулятор начнет заряжаться, на него будет подаваться напряжение 12,4 В при токе 5,5 А.
По мере зарядки аккумулятора напряжение повышается до значения, установленного на триммере. Как только напряжение достигнет этого значения, ток начнет уменьшаться.
Если все рабочие параметры сходятся и устройство работает нормально, остается только закрыть корпус, чтобы не повредить внутренние элементы.
Этот привод ATX очень удобен, так как при полной зарядке аккумулятора он автоматически переходит в режим стабилизации напряжения. То есть полностью исключена зарядка аккумулятора.
Для удобства работы также можно оснастить прибор вольтметром и амперметром.
Итог
Это всего лишь несколько типов зарядных устройств, которые можно сделать дома с помощью имеющихся инструментов, хотя есть и другие варианты.
Особенно это касается зарядных устройств, которые сделаны с компьютерными блоками питания.
Если у вас есть опыт изготовления подобных устройств, поделитесь им в комментариях, многие будут очень благодарны.