Углы развала колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и нехитрые приспособления. В этой статье мы расскажем о том, как сделать регулировку углов установки колес самостоятельно в домашних условиях и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала колес может привести, например, к быстрому износу шин или повороту машины влево или вправо при движении по прямой.
В конце этой статьи вы найдете видео с описанием и демонстрацией всего, что вам нужно знать о регулировке углов установки колес.
Содержание
Развал-схождение – что это такое?
Во-первых, давайте рассмотрим теорию: установка углов установки колес — что это такое? Каковы углы установки колес и как от них зависит поведение автомобиля на дороге?
Развал — это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Обеспечивает надежный контакт шины с дорогой (см. Изображение выше).
Схождение — это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От этого зависит устойчивость автомобиля на поворотах и износ шин.
- У автомобилей с задним приводом колеса должны быть слегка повернуты друг к другу — это называется положительным схождением. В движении они расходятся и становятся параллельными.
- С другой стороны, для автомобилей с передним приводом схождение должно быть отрицательным (см. Диаграмму ниже).
Колесо — это угол заклинания штифта. Этот параметр очень редко нужно регулировать, только на только что собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) приводит к значительному изменению углов установки колес. Даже ежедневная эксплуатация автомобиля со временем вносит свои изменения в эти параметры, поэтому периодически необходимо регулировать схождение развала.
при сезонной замене шин лучше всего регулировать углы установки колес два раза в год. За это время вы не раз упадете в яму или натолкнетесь на бордюр, от которого рама расшатывается и углы меняются. Своевременная регулировка развала колес намного дешевле, чем установка новых шин.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки углов установки колес. Установленные на колесах датчики испускали сфокусированные лучи света и точно измеряли углы. Поэтому подставку назвали оптической. Но уже в 1969 году он был подключен к компьютеру, а в 1995 году впервые были применены 3D-технологии для измерения и регулировки углов.
правда, советские автомобилисты обходились без креплений и компьютеров: с помощью гаечных ключей, плоскогубцев, проводов и отвеса своими руками регулировали углы развала и схождения.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Прежде чем приступить к регулировке углов развала и схождения, необходимо проверить шасси автомобиля. Если нужен ремонт, то регулировку колес делать бесполезно. Рулевое управление и подвеска должны быть в хорошем состоянии.
Обратите внимание на три момента, от которых сильно зависят углы поворота колес автомобиля:
- Легкость обслуживания ходовой части (подробнее о диагностике подвески автомобиля);
- Давление в шинах;
- Загрузка машины.
Обязательно проверьте давление в шинах перед регулировкой развала схождения и убедитесь, что вы случайно не оставили в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
Например, мы расскажем, как провести регулировку углов установки колес своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать ненужной регулировки развала и схождения после ремонта рамы, пометьте все разъемные соединения между собой перед разборкой подвески. Лучше всего это делать стамеской, дыроколом или краской. Также необходимо подсчитывать количество оборотов при откручивании наконечников от рулевых тяг.
Регулировка угла развала колес
Углы развала регулируются в следующем порядке (напомним, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):
- Перед началом регулировки развала машина должна быть выровнена.
- На край колеса мелом наносим две вертикальные отметки: одну вверху, другую внизу.
- Наносим отвес на крыло и по отметкам линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от края до впадины по отметке вверху, а затем внизу. Разница должна составлять ± 3 мм.
- Круг может быть не идеальным, поэтому желательно покатить машину, повернув колесо на 90 ° и сделав еще 2 вертикальные отметки. Измеряем еще раз.
- Проделайте то же самое со вторым колесом и запишите результат.
- Затем поверните машину на 180 ° и снимите измерения, запишите их и сравните.
- Затем снимите колесо и двумя гаечными ключами на 19 мм ослабьте два болта, которыми кронштейн амортизатора крепится к поворотному кулаку.
- Переместите поворотный кулак гаечным ключом на 19 из-за эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, получив таким образом требуемый угол развала.
- Затяните болты, установите колесо на место, опустите автомобиль и несколько раз покачните, прижимая крыло вниз. Принять меры.
- Отойдите от машины и наблюдайте за положением передних колес, сравнивая их с плоскостью задних колес.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен составлять от + 1 / + 3 мм, а на переднеприводных автомобилях развал в диапазоне от -1 до +1 мм считается нормальным.
Регулировка угла схождения колес
Для регулировки угла схождения измерения удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой.
Правитель конвергенции
в яме работать удобнее. Рулевое колесо должно быть в прямом положении.
- Перед регулировкой схождения на внутренней стороне колес нанесите мелом отметку на левой и правой шинах как можно ближе к ободам.
- Слегка встряхните линейку, на скользящей шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Закрепите масштаб.
- Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, упирая концы в обозначенные места, чтобы ее корпус не касался корпуса и частей подвески.
- Проверить показания.
- Аккуратно катите машину вперед так, чтобы линейка двигалась назад вместе с колесами, но не касалась деталей подвески и кузова.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между задними колесами меньше переднего, то рулевые тяги следует укоротить, а если больше — удлинить.
- Используя гаечный ключ размером 27, ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с зубчатыми краями имеют левую резьбу.
- Используйте гаечный ключ на 24, чтобы повернуть муфту, чтобы изменить длину штока.
- Не забывайте следить за горизонтальным положением спиц рулевого колеса.
- Установите скользящую шкалу на линейке схождения на ноль и откатите автомобиль назад.
- При показаниях от -1 до +1 мм регулировка угла схождения может быть завершена. Для дополнительного контроля ведите машину вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса на ворота каждого заднего колеса. С горизонтальным радиусом рулевого колеса вы можете легко увидеть, двигаются ли оба колеса влево или вправо или нет. Если смещение очевидно, открутив один стержень и повернув другой на такое же количество оборотов, исправьте смещение.
Отрегулировав наконечник развала своими руками, стоит задуматься, какие колеса выбрать: штампованные или литые? Считается, что легкосплавные диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные более практичны.