У многих автолюбителей периодически возникают трудности с густотой антифриза. Это связано с потерей охлаждающей жидкости или антифриза. Некоторые автовладельцы просто добавляют летом воду, которая зимой замерзает и нарушает работу системы. Чтобы избежать таких проблем, вам нужно уметь использовать таблицу плотности антифриза и ареометр для ее измерения.
Содержание
Охлаждающая жидкость
Антифриз — важный компонент радиатора. Антифриз выполняет две основные функции:
- Защита работающего мотора от перегрева.
- Не допускайте замерзания охлаждающей жидкости зимой.
В отрасли существуют стандарты выпуска антифриза. Выделяют следующие классы:
- G13;
- G12+;
- G11.
- G12;
Первые две группы являются наиболее стойкими, поскольку содержащиеся в них вещества отличаются высокой концентрацией. Это позволяет жидкости сохранять свои свойства даже при отрицательной температуре 80 градусов Цельсия.
Тип G11 имеет более скромные характеристики: выдерживает до 40 градусов холода. Он также имеет зеленый или синий цвет.
Антифриз тоже работает как антифриз, но предназначен для отечественных автомобилей. Он также разделен на классы. Выделяют три основных типа:
- A40.
- A65.
- АК.
Числовое значение показывает отрицательную критическую температуру, при которой антифриз остается работоспособным. Например, для градусов А40 и А65 — минус 40 и 65 градусов соответственно. АК — это концентрированный препарат, разбавляемый водой. Характеристики смеси зависят от соотношения. Например, при равной пропорции (50% концентрата в жидкости) антифриз может кристаллизоваться при температуре около минус 30 градусов по Цельсию.
Измерение плотности
Есть несколько способов измерить плотность антифриза. Такие инструменты, как рефрактометр и ареометр, используются довольно часто. Однако следует учитывать, что ареометр дает приблизительные значения. Для повышения точности показаний необходимо проводить измерения при температуре наружного воздуха 20 градусов Цельсия. Зимой такие условия можно создать только искусственно — в отапливаемом гараже или в автомастерской. Есть еще народные методы.
Плотность антифриза измеряется в граммах на кубический сантиметр. Недостаточно проверить плотность антифриза в домашних условиях — после этого необходимо определить критическую температуру и количество этиленгликоля, для чего используется специальная таблица зависимости этих параметров.
Плотность антифриза в зависимости от температуры:
Плотность антифриза, в процентах | Концентрация этиленгликоля, грамм на кубический сантиметр | Температура, градусы Цельсия |
---|---|---|
1,112 | 97,8 | -ветры |
1,110 | 93,0 | -30 |
1,104 | 85,4 | -40 |
1.098 | 78,4 | -пятьдесят |
1,092 | 72,1 | -60 |
1.086 | 65,3 | -65 |
1.083 | 63,1 | -60 |
1,078 | 58,0 | -пятьдесят |
1.071 | 52,6 | -40 |
1,063 | 45,6 | -30 |
1.051 | 36,4 | -ветры |
1,034 | 26,4 | -10 |
лучше всего перед наступлением зимы проверить густоту антифриза. Именно весной производится замена или добавление охлаждающей жидкости, ведь смесь должна выдерживать любые возможные отрицательные температуры воздуха.
Использование ареометра
При измерении плотности ареометром необходимо соблюдать простое правило безопасности: двигатель не должен быть горячим. Это связано с двумя причинами:
- Опасность термических ожогов.
- Неточность полученных результатов.
Перед добавлением покупного антифриза также следует проверить: нельзя исключать, что этиленгликоль был слишком разбавлен водой в магазине или что производитель нарушил производственную норму. Для этого понадобится емкость с охлаждающей жидкостью и ареометр. На приборе должно быть две шкалы. Один показывает плотность, а другой — точку замерзания.
Сам процесс прост. Хладагент переливается из емкости в колбу измерителя. Однако он должен быть достаточно наполнен, чтобы поплавок плавал в жидкости. При недостатке громкости показания будут значительно искажены.
Также не помешает встряхнуть ареометр, так из антифриза будут выходить пузырьки воздуха и поплавок не будет застревать в баллоне.
Это только первый этап проверки охлаждающей жидкости. Даже если показания в норме, это не значит, что его можно пролить в радиатор. Антифриз необходимо проверять на подлинность, ведь производитель часто добавляет в антифриз серную кислоту, что очень негативно сказывается на системе охлаждения. Съесть стенки ГБЦ и другие компоненты блока цилиндров. Однако определить наличие серной кислоты несложно. Охлаждающую жидкость необходимо слить в отдельную емкость, после чего добавить немного соды. Если антифриз в норме, никакой реакции не произойдет. Иначе антифриз начнет шипеть — это явный признак наличия кислоты.
Ареометр также может измерять плотность смеси, уже присутствующей в системе охлаждения. Для этого ареометр частично погружается в заливную горловину или расширительный бачок. Лучше повторить процедуру через несколько дней или неделю, в этот период следует использовать машину. Если показания отличаются от нормы, густоту меняют двумя способами:
- Для повышения добавлен концентрат антифриза.
- Дистиллированная вода — горки.
Важно! Нет необходимости пытаться проверять качество уже добавленного антифриза — нет, стоит загрязнить систему содой. При измерении не забывайте, что жидкость не должна быть горячее или холоднее 20 градусов, а для проверки температуры используйте градусник.
Применение рефрактометра
намного проще измерить удельный вес антифриза с помощью рефрактометра. Это во много раз быстрее и требует небольшого объема жидкости для измерения. К тому же этот способ никак не зависит от температуры, что тоже удобно.
Процедура состоит из нескольких простых шагов:
- Забор исследуемой жидкости пипеткой.
- Нанесите каплю антифриза на рефрактометрическую призму.
- Заточка с помощью окуляра прибора.
- Подсчет знаков вдоль разделительной линии.
Для получения точных результатов вам понадобится настроенный рефрактометр. Для калибровки используется дистиллированная вода — при правильном функционировании прибор будет показывать нулевую плотность. Неточности корректируются винтом, который находится под защитным колпачком. Для этого пригодится набор из шпателя, пипетки и отвертки, который обычно продается в комплекте с устройством.
Несмотря на точность измерений, у рефрактометра есть один недостаток — высокая цена. Он варьируется от пяти до шести тысяч рублей, при этом ареометр обычно стоит не дороже 400-500 рублей.
Народные методы
Такой способ удобен для владельцев холодильников с функцией контроля температуры — лучше, чтобы в морозильной камере было минус 24 градуса ниже нуля. Для начала нужно налить в пластиковую емкость 50-100 грамм антифриза, плотно закрыть флакон и оставить примерно на час. Это все, что нужно для проверки густоты антифриза популярным методом. Если антифриз выдержал температуру холодильника, значит, и в радиаторе он не кристаллизуется.
Важно! Вы должны понимать, что этот метод наиболее приблизительный из всех. Его следует использовать только в крайнем случае.