Замена тормозной жидкости — важный момент в обслуживании автомобиля, так как работоспособность тормозной системы является гарантией безопасности водителя и его пассажиров. Гидравлическая тормозная система основана на передаче усилия от нажатия педали тормоза на колеса с помощью специальной тормозной жидкости.
Тормозная жидкость является отличным «передатчиком» усилия ног водителя на тормозные цилиндры колес. Поскольку жидкости имеют минимальную степень сжатия, энергия от главного цилиндра передается на рабочие тормозные цилиндры (колесо) без искажений.
Обязательно посмотрите видеоинструкцию о том, как самостоятельно заменить тормозную жидкость в автомобиле, которую можно найти в конце этой статьи.
Содержание
Сроки замены тормозной жидкости
Производители автомобилей рекомендуют проводить полную замену жидкости в тормозной системе примерно через 40 000 км пробега или один раз в 1,5-2 года при нормальных условиях эксплуатации автомобиля. Некоторые автолюбители считают, что в замкнутом тормозном контуре с жидкостью ничего не может быть. Поэтому менять его не нужно.
На самом деле компенсационные отверстия есть в расширительном бачке любой гидравлической тормозной системы. Через них жидкость сообщается с атмосферой. А главный недостаток «тормозов» — гигроскопичность или способность впитывать воду из воздуха. Чем больше влаги попадает в тормозную жидкость, тем хуже она выполняет свою работу.
Специальные тестеры позволяют проверить состояние тормозной жидкости. Они определяют такой важный параметр, как температура кипения. По показаниям прибора можно судить о работе «тормоза».
- Если значение находится в диапазоне от 165 до 175 градусов, тормозную жидкость можно использовать только в том случае, если ее возраст не превышает одного года.
- Если тестер показывает значение 175 градусов и более, тормозную жидкость можно использовать дальше.
- Когда прибор показывает точку кипения ниже 165 градусов, требуется срочная замена.
Помимо естественного «износа» тормозной жидкости, есть и другие причины для ее замены.
- Смешивание различных типов жидкостей приведет к снижению производительности. Это часто случается, когда автовладелец не знает, какая тормозная жидкость в машине. Если вы хотите заполнить уровень, купите жидкость для доливки наугад. Следовательно, требуется полная замена мутной и грязной «жижи».
- Утечка в тормозной системе приводит к быстрому насыщению жидкости кислородом. При этом температура кипения снижается и требуется срочная замена «тормоза».
Более полную информацию об автомобильных тормозных жидкостях можно найти в нашей статье: «Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка».
Подготовка к замене тормозной жидкости своими руками
В некоторых современных автомобилях со сложными системами ABS, ESP и SBC легче заменить тормозную жидкость в специализированной мастерской. Пройдет какое-то время (минут 30), слетать система не будет, да и цена в пределах 1000 рублей не так уж и страшно.
Для любителей сэкономить, а также при отсутствии доверия к сотрудникам СТО придется позаботиться о замене тормозной жидкости своими руками. Для работы вам потребуются разные инструменты, приспособления и материалы:
- контейнер для сбора отработанного «тормоза»;
- прозрачная мягкая трубка, внутренний диаметр которой соответствует внешнему диаметру спускного штуцера на колесном цилиндре;
- надежный помощник.
- новая жидкость;
- рожковый или трубчатый ключ для откручивания «спускового крючка»;
Работу лучше проводить в смотровой яме или на эстакаде. Если можно дотянуться до нижней части спускных штуцеров с помощью гаечного ключа и шланга, то снимать колеса нет необходимости. В противном случае вам понадобится домкрат и колесный ключ, а также придется потратить больше времени на разборку и установку колес.
Человек опускается под автомобиль с ключом, шлангом и контейнером. Второй удобно садится за руль автомобиля. Между партнерами должна быть постоянная голосовая связь.
Последовательность работ зависит от типа тормозной системы в автомобиле.
- При диагональной схеме контуров сначала прокачивается правое заднее колесо, затем левое переднее колесо, левое заднее колесо и наконец правое переднее колесо.
- Чтобы прокачать параллельную систему, необходимо начать с правого заднего колеса, двигаясь последовательно к заднему левому, переднему правому и переднему левому колесам.
Порядок замены тормозной жидкости
Принцип замены тормозной жидкости и прокачки тормозов довольно прост.
- Для начала нужно удалить часть старой жидкости. Для этого на сливной ниппель первого колеса натягивают шланг для слива старой жидкости. Сам штуцер откручивается примерно на пол-оборота. Затем партнер должен нажать на педаль тормоза.
- Как только педаль «упадет» под ногу ассистента, оператор под машиной должен подтянуть штуцер.
- В этот момент в расширительный бачок наливается новая тормозная жидкость, операция слива повторяется до тех пор, пока чистый «тормоз» не сливается в емкость».
- Подобные операции выполняются последовательно, в зависимости от схемы подключения с другими колесами. По окончании работы наденьте защитные колпачки на спускные ниппели.
Узнайте больше о прокачиваемых характеристиках тормозов с АБС.
Если при замене жидкости система станет воздушной, педаль тормоза выйдет из строя или заработает во второй половине рабочего хода.
Удаление воздуха из тормозной системы автомобиля
Чтобы удалить воздух, вам снова понадобится помощник. Его основной задачей будет создание давления в тормозной системе путем частого нажатия на педаль. Для этого на педаль выполняется 5-6 нажатий, после чего она удерживается в нажатом положении.
- Операции повторяются до тех пор, пока воздух не перестанет выходить из колесного цилиндра. В этом случае педаль тормоза начнет работать раньше с повышенным сопротивлением.
- Когда рабочий под машиной получает сигнал удерживать педаль, он должен открутить штуцер, снабженный шлангом, который опускается в емкость для сбора «тормоза». Как только педаль упадет на землю, прикрутите штуцер.
- На каждом колесе проверяется наличие воздуха, при этом важно следить за уровнем жидкости в баке.
После замены жидкости и удаления воздуха необходимо плотно затянуть все штуцеры для выпуска воздуха, заменить колеса и провести пробный заезд по «пустынной» дороге. Если процесс торможения происходит при малейшем нажатии на педаль, замена жидкости прошла успешно.