112 публикаций5,6 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Начиная с модели 2108 трос стал применяться на автомобилях ВАЗ в качестве привода механизма сцепления, а не, как в классических моделях, в качестве гидропривода.
Это значительно упростило конструкцию. Кабель действительно оказался дешевле, поэтому мы использовали его на других модификациях: 2109, 2110, 2112 и тд
Содержание
Неисправности и причины их появления
Но даже такой вид вождения не вечен, и возникновение проблем с ним — лишь вопрос времени.
Со временем провода в тросе подвергаются коррозии и обрываются, из-за чего в один из моментов нажатия педали сцепления он остается в нажатом положении и не возвращается в исходное положение.
По этой же причине бывает, что нажатие на педаль и возвращение ее назад затруднено, при этом слышен скрежет. Это следствие «распушения» кабеля: сгнившие провода упираются в оплетку, значительно затрудняя движение.
Все эти неисправности возникают по одной простой причине: внутрь оплетки попадает влага, что приводит к коррозии.
И хотя производители пытаются бороться с этой проблемой, нанося на кабель защитный слой полиэтилена, такие меры могут только продлить срок службы.
И здесь тоже все просто: во время движения кабель трется об оплетку, и со временем защитный слой стирается. Смазка кабеля также обеспечивает только временную защиту.
Коррозия не обязательно является причиной поломки. Очень сильное нажатие на педаль, например, при сложной дорожной ситуации, когда водитель изо всех сил ударит по ней, также может привести к разрушению троса.
В любом случае, если у вас возникнут проблемы с накопителем, вам необходимо заменить кабель, так как он не подлежит ремонту.
Учтите, что причиной выхода из строя педали сцепления может быть не только трос, поэтому при возникновении такой неисправности в первую очередь необходимо убедиться, что привод помчался.
Дело в том, что бывают случаи, когда ломается механизм управления выжимным подшипником сцепления, что является гораздо более серьезной проблемой, чем разрушение троса. Ведь при такой неисправности придется снимать коробку передач с автомобиля для ремонта механизма.
Но обрыв кабеля — это неисправность, которую очень легко устранить, если есть заменяющий элемент.
А поскольку на ВАЗе такая проблема может появиться в любой момент, рекомендуется всегда носить с собой в багажнике новый трос.
Что понадобится?
Еще одно положительное качество тросового привода — простота замены. Вся операция занимает около 20 минут даже у начинающего автовладельца ВАЗ. Кроме того, все можно сделать и в полевых условиях, имея под рукой несколько инструментов.
Например, рассмотрим, как производится замена троса сцепления на ВАЗ-2110, и для этого вам потребуются:
- Новый кабель.
- 2 ключа по 19;
- 2 ключа на 8 и 10;
- Отвертка Филлипс;
Всего этого достаточно, чтобы работа была выполнена.
Чтобы было понятнее, посмотрите схему трансмиссии сцепления ВАЗ 2110.
Как заменить трос на ВАЗ-2110?
Заменить порванный привод можно двумя способами, один из которых более длительный по времени и требует снятия с машины дополнительных предметов, но более удобный.
При втором способе не нужно ничего снимать с машины, и все делается быстрее, хотя удобство выполнения хуже. При этом алгоритм работы для обоих методов одинаковый, поэтому рассмотрим, как все делается по первому способу, он даже удобнее и к тому же не занимает много времени:
- Ставим машину на ровную площадку или на обочину дороги (при проведении дорожных работ) и обездвиживаем ручным тормозом или подкладываемыми под колеса клиньями. Проверяем, действительно ли порван трос или причина выхода из строя — обрыв вилки выжимного подшипника. Для удобства работы в моторном отсеке аккумулятор снимается с автомобиля;
- Выпускаем трос в подкапотном пространстве. Если она порвана, вы можете сразу вытащить ее часть из обмотки, просто высвободив ее рычагом вилки сцепления. В том случае, если замена проводится по причине «распушения», то сначала откручиваем гайки крепления оболочки троса (они тоже регулируются) с крепежной скобы, расположенной на корпусе КПП.
Берем два ключа на 19 и ослабляем, после чего извлекаем через прорезь. Затем ослабляем две гайки (8 и 10) трансмиссии выключения сцепления и только после этого вынимаем наконечник, для чего вручную нажимаем на вилочный рычаг и снимаем трос вместе с упорной втулкой.
- Снимите кронштейн стеклоочистителя, отвернув две гайки. Обратите внимание, в каком направлении направлена плоскость кронштейна;
- По мере того, как блок снимается через кабину, со стороны кабеля, проходящего через двигатель, мы удаляем все, что может помешать его протаскиванию через техническое отверстие: нажимную втулку, 19 гаек и шайбы.
- Переходим к салону. Вам нужно снять конец троса со стержня крепления педали. Для этого возьмите его под приборную панель и найдите фиксирующую пластину, которая не дает наконечнику соскочить с вала. Он расположен под защитной крышкой.
Чтобы попасть туда, вам нужно будет одной рукой удерживать педаль в исходном положении, а второй рукой поддеть защелку отверткой, причем делать это нужно аккуратно, чтобы после снятия она не потеряла.
После этого скидываем кончик стебля. Также желательно снять и проверить пластиковую втулку, установленную на штоке, и, если есть признаки сильного износа, заменить ее во время сборки;
- Отвинтите гайку кронштейна крепления оболочки кабеля, находящуюся под панелью, и снимите ее со шпильки;
- Протягиваем кабель в салон и осторожно, так как на многих моделях провода проходят через технологическое отверстие, чтобы вытащить блок и важно их не повредить и не оторвать от контактов;
- Продеваем через отверстие новый трос, закрепляем его кронштейном, надеваем наконечник на шток педали и фиксируем пластиной. Если в процессе снятия защелка потерялась, можно использовать тонкую проволоку или скрепку;
- Закрепляем оболочку троса на кронштейне переключения и затем вставляем наконечник с нажимной втулкой в рычаг вилки. На этом замена завершена, и все, что остается, — это отрегулировать;
- Не забудьте смазать палец педали сцепления и поводок смазкой LITOL 24 или аналогичной.
Эта последовательность замены идентична для всех моделей серий 10 — 2110, 2111, 2112. Следовательно, кабели взаимозаменяемы.
Но на предыдущих моделях — 2108-21099 кабель другой, да и последовательность работы немного другая.
Особенности замены на ВАЗ-2109
Отличие троса ВАЗ-2109 сводится к наличию специального поводка для зацепления за вилочный рычаг, который имеет довольно большие размеры, затем трос протягивается в подкапотное пространство, а не в салон.
Мы не будем рассматривать всю последовательность замены агрегата на ВАЗ-2109, а остановимся только на ключевых моментах. Обратите внимание, что необходимые вам инструменты такие же, как указано выше, а модификация выполняется следующим образом:
- Под панелью приборов снимаем фиксирующую пластину и наконечник со стержня.
Тесьма для крепления тесьмы под панелью отсутствует, тесьма просто упирается в заднюю стенку моторного отсека через специальную стопорную пластину. Поэтому идем в моторный отсек и вытаскиваем трос. Установка нового привода производится в обратной последовательности.
- Ослабьте гайки, крепящие оплетку к кронштейну на заднем переключателе, и вытяните ее. Затем нажимаем на рычаг рукой и отцепляем поводок;
Трос порвался в дороге, что делать?
Часто бывает, что агрегат ломается в дороге и под рукой нет запасного кабеля. В этом случае разрешено движение автомобиля без сцепления из-за наличия синхронизаторов на КПП.
Это позволяет переключать передачи во время движения, не прерывая передачу вращения от двигателя к коробке передач, хотя для этого требуется применение силы.
Главное в такой ситуации — начать движение с одного места. Для этого заглушите двигатель и включите 1-ю передачу на КПП.
Далее включаем стартер, который вполне способен запустить двигатель, подключенный к трансмиссии, но начало движения будет происходить рывками. А после запуска двигателя рывки исчезнут.
Безмуфтовое переключение передач необходимо производить с перезапуском. То есть они набрали скорость, отпустили педаль акселератора и переместили рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Потом резко увеличили обороты двигателя (тяжело дышит) и активировали нужную скорость. Но делать это нужно быстро.
При движении с неработающим сцеплением необходимо выбирать такой маршрут, чтобы было как можно меньше остановок, так как для этого придется каждый раз выключать двигатель и начинать движение на скорости. И закуска долго не выдержит этого «издевательства.
Как отрегулировать привод?
Замена троса сцепления на ВАЗ не представляет сложности, но этой операции недостаточно, так как его еще нужно отрегулировать и для этого потребуется добавление штатной линейки.
После замены педаль может быть выше или ниже остальных, что неверно, их нужно поставить на линию.
Сцепление регулируется по направлению педали. То есть рядом ставим линейку и размечаем на уровне положения педальной доски.
После этого затягиваем до упора и снова делаем отметку на линейке.
Далее вычитаем расстояние: для нормально отрегулированного сцепления ход составляет 12-13 см, но допускается 16 см, хотя это значение считается предельным.
На ВАЗ-2110 регулировка осуществляется в двух местах: на гайках крепления тесьмы (позволяет изменять ее длину) и на самом наконечнике, который входит в зацепление с рычагом.
Для этого делается резьба и устанавливаются две гайки на 8 или 10 (они меняют длину самого кабеля). Именно они нужны для настройки.
Для регулировки необходимо открутить внешнюю гайку, являющуюся колодкой, и внутреннюю гайку, откручивая или навинчивая наконечник, до достижения желаемого хода педали, затем заблокировать ее.
На ВАЗ-2109 регулировка только одна — на кронштейне крепления в КПП и задается ход за счет изменения длины тесьмы.
На ВАЗ-2110 можно обойтись без линейки, важно только правильно выбрать длину троса. Для этого откручиваем контргайку и откручиваем регулировочную гайку.
Затем, перемещая упорную втулку по наконечнику, необходимо найти момент, когда выжимной подшипник начинает свободно люфтить. Почувствовать это будет несложно, так как усилие на рычаге немного увеличится.
Осталось только зафиксировать положение втулки на наконечнике гайками и проверить. Если педаль находится на одной линии с остальными.
Эта регулировка обеспечит оптимальное натяжение троса, и муфта не будет «проскальзывать» или «проскальзывать», поскольку трансмиссия установлена на начало зазора выжимного подшипника.