Устройство, принцип работы климат контроля в автомобиле

129 просмотров

221 публикация 11,1 тысяч просмотров

Климат-контроль в автомобиле с точки зрения повышения комфорта во время движения играет одну из важных ролей. И если раньше климат-контроль в автомобиле был своего рода роскошью, то теперь эта функция доступна в большинстве современных автомобилей.

С чего все начиналось

Раньше все было очень просто, открыть окно, включить печку или наоборот, подуть холодный воздух в салон, вот и все климат-контроль с тем уровнем комфорта, который приходилось терпеть всем пассажирам.

Но, как обычно бывает, кому-то становится жарко, кому-то холодно, сильно дует и наоборот, а слова «закрой окно, дует и сильно шумит» знакомы многим автомобилистам.

Поэтому ничего удивительного в появлении кондиционера в автомобиле нет, ведь комфорт поездки, особенно длительной, очень сильно влияет на ее безопасность.

Работа и устройство климат контроля

Работа автомобильного кондиционера основана на кондиционировании, которое происходит с помощью кондиционера, благодаря которому поддерживается заданная температура воздуха внутри автомобиля. Также не стоит забывать о радиаторе отопителя, который также играет немаловажную роль во всем этом процессе.

Работа оборудования основана на работе устройств вентиляции, отопления и кондиционирования. Все это управляется единой системой управления.

Не следует забывать, что каждое из вышеперечисленных устройств также состоит из нескольких элементов.

Например, в систему кондиционирования автомобиля входят: компрессор, ресивер, испаритель, конденсатор.

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

Если вышли из строя приборы кондиционера, пригодится статья о неисправностях автомобильного кондиционера, способах их устранения.

Система отопления включает радиатор отопления, а система вентиляции — вентилятор приточного воздуха.

Система кондиционирования автомобиля может быть простой или сложной.

Функционал сложных систем не исчерпывается обычным воздушным охлаждением, хотя многие кондиционеры предусматривают изменение уровня температуры воздуха как для пассажиров, так и для водителя индивидуально.

В некоторых дорогих иномарках благодаря климат-контролю даже появилась возможность изменять степень освещения салона солнечным светом, что очень удобно при путешествии под летним солнцем.

Появление такой функциональности в современных автомобилях произвело фурор среди покупателей автомобилей, ведь в салоне появилась возможность создать собственный микроклимат, который будет поддерживаться автоматически на протяжении всего путешествия.

Читайте также:

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

Не работает кондиционер, поищем причины

Типы систем климат контроля

Каждый производитель автомобилей стремится выделиться среди конкурентов и предлагает своим клиентам климат-контроль с различными привлекательными опциями.

Но объединяет их одно, это такие типы систем, которые бывают:

  1. Монозона (на весь зал);
  2. Двухзонный (водитель, пассажир справа);
  3. Три зоны (водитель, пассажир справа, задние сиденья);
  4. Четыре зоны (отдельно для водителя и пассажира).

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

Все это стало возможным благодаря внедрению современной электроники.

Управление климат контролем

Контроль за поддержанием желаемого микроклимата в салоне осуществляется с помощью специальных приборов:

  1. Устройство управления;
  2. Электроприводы (жалюзи, электродвигатель);
  3. Входные датчики.

Блок управления

Блок управления электронный, благодаря которому информация, полученная с датчиков, мгновенно обрабатывается через специальную программу в автоматическом режиме, формирует и передает команды на исполнительные устройства.

Датчики

Датчики включают:

  1. Фотодиоды: определяют уровень окружающего освещения;
  2. Датчик температуры на входе (внешний) — определяет показатели температуры наружного воздуха, крепится к переднему бамперу автомобиля;
  3. Датчики температуры на выходе — определяют температуру внутри салона;
  4. Датчики температуры испарителя;
  5. Датчики давления в системе кондиционирования;
  6. Потенциометры демпфера;
  7. Солнечный датчик;
  8. Датчик положения солнца.

Принцип действия всех этих датчиков основан на преобразовании записанных физических параметров в электрические сигналы, которые отправляются в электронный блок управления.

Наружный датчик

Как уже отмечалось, он крепится за передними бамперами автомобиля. Благодаря ему блок управления определяет, какая разница между температурами снаружи и в салоне. В результате поступают необходимые команды на нагрев воздуха в салоне или его охлаждение.

Датчик солнца

он установлен в экономичном климат-контроле на лобовом стекле. Благодаря ему определяется степень яркости солнца, а интенсивность его работы увеличивается или уменьшается.

Датчик положения солнца

Установлены в более дорогие кондиционеры. Благодаря датчику солнце распознается с какой стороны автомобиля и, как следствие, более эффективно воздействует на эту сторону салона.

Этот датчик устанавливается в 2-х и более зональных системах.

Конструктивно количество выходных датчиков на конкретной модели автомобиля может быть разным, все зависит от типа кондиционера (см. Выше).

Для однозонной системы характерен датчик, для двухзонной — два (слева от водителя и справа от пассажира). Для трех зон: датчики установлены у водителя, у правого пассажира и сзади. Для четырехзонного соответственно четыре внутренних датчика.

Потенциометры заслонок регулируют угол наклона воздушных заслонок в автоматическом режиме, перераспределяя воздух по всей машине (см. Информацию о заслонках ниже).

Исполнительные устройства

Приводы включают механические или электрические приводы и двигатель вентилятора.

Управление исполнительными устройствами осуществляется через блок управления, от которого принимаются соответствующие сигналы.

Заслонки

На первый взгляд важности амортизаторов в кондиционировании не видно, но это только на первый взгляд.

Если углубиться в эту тему, то начинаешь понимать, что без амортизаторов и их правильного функционирования эффективность всей функции кондиционирования сводится к нулю.

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

И вот почему.

Ставни бывают разных типов и все делятся по назначению:

  1. Центральная заслонка;
  2. Заслонка рециркуляции;
  3. Приточный воздух;
  4. Разморозить стекло;
  5. В системах с 2-мя и более зонами — регулирование температуры.

Название говорит о том, что функционирование жалюзи играет важную роль в правильной работе кондиционера.

Как все работает

Настройка желаемых режимов работы осуществляется с помощью специальных регуляторов, расположенных на приборной панели.

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

Поворачивая ручку, водитель устанавливает желаемый алгоритм программы в блоке управления.

Обработка электрических сигналов с входных датчиков выполняется согласно заданным параметрам программы.

После обработки всех полученных данных команды управления отправляются на необходимые в данный момент исполнительные устройства.

Все установленные в кабине значения температуры, которые находятся в диапазоне от 16 до 30 ° C, поддерживаются в автоматическом режиме.

При необходимости радиатор отопителя нагревает воздух, а кондиционер охлаждает его, удаляя влагу.

Центральное ребро регулирует нагрев воздуха путем смешивания холодного и горячего потоков.

Устройство, принцип работы кондиционера в автомобиле

Полезные советы

Некоторые маленькие автомобили с небольшим салоном предлагают двухзонную систему климат-контроля. Эффективность такой системы минимальна, так как на небольшом пространстве невозможно установить несколько микроклиматов.

Вы просто переплатите за функцию, которая не работает.

Чем больше салон автомобиля, тем рациональнее становится использование в нем двух зон и большего количества видов кондиционирования.

Режим рециркуляции.

Его часто не рекомендуется использовать без включенного режима охлаждения. Нюанс заключается в том, что человек при дыхании выделяет влагу, и если не придерживаться приведенной выше рекомендации, влага будет конденсироваться на испарителе.

Это приведет к появлению неприятного запаха в салоне и быстрому образованию различных вредных микробактерий на испарителе. Не говоря уже о том, что очки будут просто потеть.

Читайте также: Система контроля давления и температуры в шинах TPMS, устройство, принцип работы, ведущий игрок на рынке, Whistler ts-104 и Autofun TPMS-201a.

Окно.

При использовании кондиционера в автомобиле запрещается открывать окна и двери. Датчики начнут регистрировать совершенно разные показатели и это приведет к выходу из строя всей системы.

Таким образом, обоснование наличия такого дорогостоящего оборудования может стать неуместным.

ВИДЕО — как работает кондиционер в машине Владислава Тарасова.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв