Устройство и принцип работы механизма сцепления автомобиля

45 просмотров

Сцепление — это механизм, предназначенный для передачи крутящего момента двигателя на трансмиссию, а также для простого соединения и отсоединения двигателя от механизмов трансмиссии. С его помощью можно завести автомобиль, переключить передачи, остановиться при работающем двигателе, маневрировать при резком изменении скорости.

Механизм сцепления защищает двигатель и детали трансмиссии автомобиля от повреждений и перегрузок при быстром переключении передач и резком торможении.

В конце этой статьи посмотрите видеоурок, который очень наглядно показывает, как работает механизм сцепления в автомобиле.

А ниже мы расскажем о принципе работы автомобильного сцепления, устройстве и типах приводов включения и выключения сцепления, а также о том, как правильно использовать механизм сцепления на автомобилях с МКПП.

Принцип работы сцепления автомобиля

Устройство и принцип работы механизма сцепления автомобиля

Принцип работы автомобильного сцепления заключается в плавном соединении и разъединении двух металлических дисков: один жестко закреплен на валу двигателя, а второй — на коробке передач.

Механизм сцепления приводится в действие тросом, идущим от педали в моторный отсек автомобиля непосредственно к самому механизму сцепления. Когда педаль нажата, двигатель и трансмиссия отключаются.

Основными частями механизма сцепления являются:

  • Диск приводной (давление);
  • Коленчатый вал маховика;
  • Диск привода.

Диск, передающий усилие двигателя, называется ведущим диском (он же нажимной диск или «корзина» сцепления). Он шарнирно прикреплен к штампованному стальному корпусу, который, в свою очередь, жестко прикреплен к маховику коленчатого вала. Такой тип крепления позволяет передаточному диску муфты изменять расстояние от кожуха.

При продольном движении «корзина» сцепления прижимает диск, называемый ведомым, к маховику. Он соединен с первичным валом коробки передач. В рабочем положении ведомый диск закреплен между маховиком и нажимным диском, а при нажатии на педаль сцепления отпускается.

Плавное включение сцепления обеспечивается скольжением дисков до полного прижатия друг к другу. Для этого ведомый диск состоит из нескольких частей, разделенных упругими пластинами. Он также имеет специальные покрытия из жаропрочного и износостойкого материала. Нажимной диск сцепления также подпружинен и имеет теплоизоляционные уплотнения.

Когда педаль сцепления отпущена, двигатель и ведомые диски прижимаются к маховику сильными пружинами, образуя жесткую конструкцию. В этом случае вал переключения передач начинает вращаться со скоростью вращения коленчатого вала, передавая усилие на приводные устройства, а затем через приводные валы на колеса. Машина трогается с места.

Но скорости двух деревьев не могут мгновенно стать одинаковыми, в этом случае машина «подпрыгивает» и останавливается. Таким образом, педаль сцепления отпускается плавно, чтобы уравновесить вращение ведущего и ведомого дисков за счет сил трения. Тогда есть возможность изменять скорость вращения коленчатого вала нажатием педали акселератора и, соответственно, управлять скоростью транспортного средства.

Этот вид сцепления называется сухим, дисковым и постоянно замкнутым. Это означает, что при отпускании педали требуется соединение сухих поверхностей дисков.

Принцип работы приводов сцепления

Устройство и принцип работы механизма сцепления автомобиля

Принцип работы муфты трансмиссии автомобиля, по которой усилие на педали передается на механизм переключения передач, может быть механическим, гидравлическим или электрическим.

Коробка передач с механическим сцеплением конструктивно самая простая: это стальной трос, соединяющий шток педали и рычаг сцепления. Обычно он имеет резьбовое соединение, которое можно использовать для регулировки длины кабеля. Недостаток такого агрегата — большее усилие при нажатии на педаль.

Гидравлическая трансмиссия более удобна в использовании, особенно если вам приходится часто использовать сцепление. Его принцип действия аналогичен принципу действия тормозной системы: при нажатии на педаль поршень давит на жидкость, которая, перемещаясь в цилиндре, приводит в движение толкатель рычага сцепления. В этом случае ход педали более мягкий, но необходимо следить за состоянием гидравлических шлангов и проверять уровень и качество гидравлической жидкости, залитой в систему.

Электропривод отличается от механического тем, что трос выключения сцепления приводится в действие электродвигателем, который включается при нажатии на педаль. В остальном его устройство мало чем отличается от механического агрегата.

Как правильно пользоваться сцеплением на автомобиле

Устройство и принцип работы механизма сцепления автомобиля

На практике работа со сцеплением автомобиля в основном выражается в выработке правильной пусковой способности, особенно в гору. В плотном городском потоке умелая работа с педалью позволит машине двигаться плавно и не блокироваться при резком торможении.

В начале движения необходимо, отпуская педаль сцепления, уловить момент касания дисков, уравновесить скорость их вращения, затем плавно отпустить педаль. Ориентиром является частота вращения двигателя. Если двигатель работает плавно, сцепление включается правильно.

Сцепление следует использовать только при трогании с места, переключении передач и остановке автомобиля. Соблюдение этого требования продлит его срок.

  • Остановка на светофоре с нажатой педалью и включенной передачей не лучшим образом повлияет на работу нажимных пружин, подшипника и выжимной вилки.
  • Резкое или, наоборот, медленное отпускание педали сцепления вначале приводит к ускоренному износу рабочей поверхности дисков.

Две основные неисправности механизма сцепления — недостаточный контакт дисков и недостаточно полное их разъединение.

  1. В первом случае пробуксовывает сцепление и автомобиль будет иметь плохую динамику разгона. Обычно это результат износа ведомого диска, его фрикционных накладок.
  2. Во втором случае из-за неполного разъединения дисков при включенной передаче и нажатой педали автомобиль пытается тронуться с места.

Если эти неисправности не устраняются регулировкой агрегата, сам механизм необходимо ремонтировать в стационарных условиях.

Видео: принцип работы сцепления автомобиля

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв