142 публикации 7.1k просмотров FacebookTwitterTelegram
Сегодня мы поговорим о самостоятельной установке ГБО четвертого поколения, ведь использование газа в качестве топлива в автомобилях давно доказало свою экономическую эффективность.
При этом не требуется значительного вмешательства в конструкцию автомобиля, да и сам газ не сказывается отрицательно на ресурсе двигателя.
Кроме того, после установки оборудования всегда можно переключаться между двумя видами топлива всего одним клавишным переключателем.
Содержание
Преимущества использования ГБО
Для начала рассмотрим преимущества установки ГБО 4-го поколения, и их много, но они важны:
- Расход (для новых поколений ГБО расход газа немного превышает расход бензина);
- В газе нет лишних примесей (которые есть в бензине);
- Стоимость газа (существенно ниже бензина);
- При полной заправке автомобиля (как бензином, так и газом) запас хода значительно увеличится.
- Меньше отложений продуктов сгорания внутри камер сгорания (сказывается на ресурсе силовой установки);
При таком значительном количестве положительных качеств есть и отрицательные.
Недостатки использования ГБО
Первый и ощутимый недостаток ГБО 4-го поколения — это стоимость оборудования, при этом чем поколение выше, тем оно дороже.
Но также в этом минусе есть положительное качество оборудования — оно универсально, поэтому, приобретя его, можно снимать и устанавливать оборудование на разные автомобили.
Второй минус — это стоимость установки, если есть уверенность, что ее не удастся установить своими руками, а также качество монтажа оборудования.
И третий недостаток — возможность использовать ГБО на машине.
Поскольку оборудование недешево, если автомобиль используется нечасто и для коротких поездок, установка HBO в ближайшее время не окупится.
Особенности ГБО разных поколений
Итак, было решено установить ГБО на машину. Во-первых, вам нужно выяснить, какое поколение оборудования лучше всего использовать. Все зависит от самой машины.
Если в автомобиле используется карбюраторная топливная система, особого выбора нет — на такие автомобили устанавливают только ГБО 1-го и 2-го поколения.
Конечно, есть мастера, которые монтируют на такие машины более современное оборудование, но это трудоемко и дорого.
На инжекторные машины может устанавливаться газовое оборудование 2-го и 3-го поколения. Давайте изучим их.
ГБО второго поколения.
конструктивно проще, имеет механическое управление и регулировку.
Это позволяет использовать на многих автомобилях как со старой, так и с новой системой впрыска топлива.
Но у этого оборудования есть такой недостаток, как отсутствие четкости в дозировке подачи газа, что часто приводит к перегрузкам.
ГБО 3 поколения.
В нем уже есть механизм точного учета подачи газа. Но реализация залога оставляет желать лучшего.
Оборудование, которое собирается как альтернатива бензиновой топливной системе, значительно задерживается в определении количества газа, необходимого в определенный момент для работы электростанции.
Этот недостаток обеспечил «недолговечность» оборудования этого поколения, сейчас он встречается редко и целесообразность его использования остается под большим вопросом.
ГБО 4 поколения.
Самое современное оборудование на данный момент для использования на современных инжекторных автомобилях.
И хотя уже есть ГБО пятого и шестого поколения, прямо сейчас газовое оборудование четвертого поколения является самым популярным и распространенным.
Подключенное к стандартной топливной системе и использующее стандартные сигналы ЭБУ для топливной системы автомобиля, оборудование выполняет очень точное дозирование количества газа, необходимого в данный момент времени для оптимальной работы центральной системы.
Нюансы приобретения ГБО 4 поколения
Остановимся подробнее на установке газовой 4-го поколения и рассмотрим последовательность ее установки на современный инжекторный двигатель.
В основе будет обычная современная инжекторная машина с 4 цилиндрами и средней мощностью, поскольку установка этого оборудования на автомобиль с большим количеством цилиндров или с повышенными показателями мощности имеет свои особенности.
Такой выбор обусловлен массовым использованием автомобилей с такими показателями вне зависимости от марки.
Решаемся с выбором.
Для начала нужно определиться с покупкой этого оборудования. Все элементы экипировки можно приобрести в комплекте или по отдельности. В этом есть как положительные качества, так и недостатки.
Покупка оборудования в одном комплекте от известного производителя гарантирует высокую надежность всех элементов, так как они являются сертификатами качества.
И установка оборудования станет проще, так как элементы подключения и отладка оборудования уже выполнены. Но покупка комплекта будет стоить намного дороже.
Приобретая предметы снаряжения отдельно, можно существенно сэкономить.
Многие элементы являются общими для всех типов СУГ и их стоимость по отдельности будет ниже, чем в комплекте.
Но какое-то оборудование используется только на установках этого поколения. Это газовый редуктор, применяемый только на СУГ 4-го поколения и газовой рампе с электромагнитными форсунками, электронным блоком управления и датчиками, необходимыми для работы этого оборудования: температуры и давления газа.
к приобретению данного оборудования необходимо подходить серьезно, за качественное оборудование лучше переплачивать, чем в дальнейшем разочаровываться в ненадежности его эксплуатации.
Имея под рукой все элементы, хоть комплектом, хоть в виде сборки, можно приступать к установке.
Можно, конечно, все доверить специалистам, но придется заплатить. Или вы можете сделать все самостоятельно, что дешевле и даст вам возможность полностью понять, как работает оборудование.
Установка баллона, заправочного устройства, магистралей
Начнем с простого: установка общих для всех ГБО элементов. Для начала воздушный шарик. Место его установки зависит от конструктивных особенностей автомобиля.
Если у машины кузов седан и имеется багажник значительного объема, целесообразнее использовать цилиндрический цилиндр. Его вместимость больше, обычно он крепится к задней стенке багажника.
Eli же — седан, поэтому у него небольшой багажник, поэтому более уместно установить тороидальный цилиндр в место, отведенное для запасного колеса, если оно, конечно, есть.
Баллон необходимо надежно закрепить. Для этого используются ленты с застежками на концах. Желательно, чтобы эти ленты имели прорезиненную поверхность.
Чтобы правильно закрепить баллон, нужно снять замеры, в каких местах нужно просверлить отверстия в корпусе.
А еще нужно будет отметить места выхода магистрали высокого давления из баллона. После этого потребуется просверлить отверстия в корпусе в отмеченных точках.
Впоследствии отверстия придется обработать антикоррозионным средством.
Чтобы еще больше исключить повреждение лески острым краем отверстия, можно вставить отрезки пластиковой трубы, через которую потом можно будет пропустить линию.
Хотя тороидальный баллон находится в сиденье запасного колеса, его также необходимо закрепить, чтобы предотвратить его перемещение.
Крепление также осуществляется лентами с предварительной подготовкой места для съезда с автомобильных дорог.
В обоих случаях установки баллона они должны быть установлены таким образом, чтобы мультиклапан, установленный на нем, находился в верхней части баллона, кроме того, был легкий доступ к запорному клапану газа.
Далее необходимо установить заправочное устройство. Выбор его установки широк, важно только учитывать, что это место не должно сильно загрязняться при эксплуатации автомобиля.
Устройство может быть установлено на заднем крыле, в корпусе бампера или под бампером.
Главное, проследить, чтобы линия от устройства к баллону была проложена там, где она не будет мешать и не будет шансов ее повредить.
Переходим к трассе.
Шоссе представляет собой латунную трубку, которая должна проходить под автомобилем и заходить в моторный отсек.
Чтобы исключить повреждение магистралей, их лучше соединить с трубами бензина, потому что они устанавливаются там, где исключена возможность их выхода из строя.
Особенности установки редуктора
После проложения магистралей в моторный отсек их нужно проложить по левой стороне к месту установки коробки передач.
Коробку передач необходимо правильно закрепить на автомобиле, чтобы в дальнейшем не было проблем.
он фиксируется только на опорной части автомобиля, то есть на кузове или подрамнике. Запрещается устанавливать его на двигатель. Важно, чтобы к нему был хороший доступ.
Затем редуктор подключается к системе охлаждения силовой установки. Для этого вставляем его в патрубки системы охлаждения через тройники.
важно, чтобы его вставка была параллельной, то есть подача теплоносителя в коробку передач должна осуществляться из одного патрубка, а ее выход в другой, а не одинаковым.
Кроме того, к редуктору подводится вакуумный патрубок. Вакуум снимается во впускном коллекторе.
Фитинг разрезает его и соединяется трубкой с редуктором. Если фитинг с врезкой недоступен, можно немного подождать.
После этого к редуктору можно подключить линию высокого давления. Чуть раньше в конструкцию включен фильтр для улавливания механических примесей: фильтр «грубой очистки.
Газовая рампа
Оставив пока коробку передач, переходим к впускному коллектору. Его нужно будет вставить в штуцеры подачи газа.
Поскольку отверстия в коллекторе необходимо просверлить, чтобы в дальнейшем в механизм клапана не попадала стружка, лучше всего вставить фитинги в снятый коллектор.
можно, конечно, просверлить отверстия в коллекторе, установленном на двигателе, но это нужно делать аккуратно, чтобы минимизировать попадание стружки.
Предположим, что коллектор удален и его можно проткнуть.
Отверстия для подключения газоснабжения следует делать как можно ближе к бензиновым форсункам, но при этом учитывать расположение этих форсунок, чтобы они в дальнейшем не мешали прокладке газопроводов.
Ниже представлены несколько вариантов.
При этом делается отверстие для подключения подачи вакуума к коробке передач.
Отверстия должны быть меньше диаметра фурнитуры. Затем нужно нарезать нить в отверстиях.
Перед ввинчиванием арматуры резьбу необходимо смазать герметиком.
После этого коллектор устанавливается на место, и дальнейшая установка оборудования продолжается.
Далее на электросхеме идет установка пандуса с электромагнитными форсунками.
Пандус устанавливается в верхней части коллектора, но таким образом, чтобы не мешать трубопроводам и проводке.
Трубы проложены от пандуса до установленной арматуры газоснабжения. Важно следить за тем, чтобы длина трубопровода от пандуса до арматуры была одинаковой, иначе система не заработает.
После установки пандуса к нему необходимо проложить газопровод от редуктора. Одновременно в трубопровод поступает еще один фильтр — тонкая очистка газа.
Снова вернемся к коробке передач и подключим к ней трубопровод подачи вакуума. Все трубы, во избежание утечки газа на стыках, необходимо обернуть хомутами.
После завершения технической части установки газовых приборов подключается электронная часть.
Установка блока управления ГБО
Работой оборудования управляет электронный блок управления, который входит в комплект ГБО четвертого поколения.
Проводка к блоку управления.
Для начала нужно определиться с местом расположения блока. Доступ к нему должен быть свободным, но при этом необходимо минимизировать длину проводки, чтобы после ее подключения под капотом не образовался пучок запутанных проводов.
Вся проводка от контроллера разбита на несколько частей, каждая из которых выполняет свои функции.
Главное — иметь под рукой цветовую схему, к какой части относится тот или иной провод. Или, по крайней мере, это.
Перед подключением проводки отключите бортовую электросеть от аккумуляторной батареи.
Для начала нужно определить, какие провода отвечают за питание агрегата. Их должно быть три: к плюсовой клемме, к массе и к плюсовой клемме выключателя зажигания. После их разделения лучше сразу соединить.
Разводка к форсункам.
Далее перейдем к проводке, отвечающей за работу форсунок — топливной части. Этот жгут подключается к проводам, идущим к бензиновым форсункам.
После определения, какие провода подключены к каждой конкретной форсунке, их вставляют.
Исходя из цветовой схемы, определяется, какой провод следует подключить к тому или иному, а затем производится подключение.
можно использовать обычную скрутку с последующей изоляцией, но такое соединение ненадежно, провода от блока управления все же лучше припаять в точках подключения с последующей изоляцией.
Что касается топливной части проводки, все, что остается, — это переподключить разъемы к бензиновым форсункам, а также подключить разъемы электромагнитных газовых форсунок.
Как только топливная часть жгута закончена, переходите к следующей.
Сигнальная проводка.
Приступим к подключению следующей части проводки: сигнальной.
Этот жгут предназначен для передачи сигналов датчиков от оборудования: температуры и давления газа.
В прилагаемых инструкциях указано, где разместить датчики. После установки датчиков к ним подключается проводка от блока управления.
Электропроводка блока изменения режима работы.
Последняя часть — это контроль работы блока управления, то есть блока переключения работы газового оборудования.
Блок управления установлен в салоне автомобиля, в доступном месте для просмотра и управления.
После этого по нему проводят разводку и подключают.
Рекомендуется связать все кабели и закрепить их, чтобы исключить возможность случайного повреждения.
Блок управления имеет еще один выход для подключения компьютера, регулирующего работу оборудования.
Это гнездо должно быть свободно доступным, чтобы облегчить настройку и диагностику.
На этом установка газового оборудования 4-го поколения на автомобиль завершена.
Но все же был контроль герметичности системы и, как следствие, контроль и регулировка работы оборудования.
Проверка герметичности системы
Затем оборудование установлено, необходимо проверить герметичность системы.
Для этого нужно съездить на заправку и «продуть» полный баллон. Но при этом кран подачи газа в систему должен быть закрыт.
Затем он идет в смотровую яму.
Все стыки и трубопроводы газового оборудования до газовой рампы перед включением подачи необходимо смочить мыльной водой. Если газ проходит, раствор закипает на месте утечки.
Проверка на герметичность может проводиться по частям. Сначала смочите раствором трубки, выходящие из баллона.
Проверяются не только соединения, но и сами трубопроводы, так как течь может образоваться из-за дефекта самого трубопровода или в случае выхода из строя при установке.
После проверки магистралей, ведущих в моторный отсек, необходимо проверить герметичность соединений оборудования, которое там установлено.
Проверяется подача газа к редуктору, выход от него на газовую рампу. Также невозможно проверить, пока оборудование не подключено к работе.
Подключения после газовой рампы можно будет проверить позже.
Если проверка на герметичность показала, что утечки газа нет, можно переходить к следующему шагу. При обнаружении утечки, например, на стыке трубопровода с оборудованием, подача газа прекращается и производится дальнейшая опрессовка или переупаковка соединения. После этого проводится вторая проверка.
Если утечка обнаружена в самом трубопроводе, ее необходимо заменять от соединения к соединению.
Попытки заделать течь подручными средствами практически не приводят к положительным результатам.
После замены поврежденного трубопровода снова проводится проверка на герметичность. Важно убедиться, что нигде нет утечек газа.
Читайте также:
Все про ГБО 6 поколения, плюсы и минусы
Диагностика и регулировка
После установки оборудования и проверки на герметичность можно приступать к диагностическим и наладочным работам.
Выполнение данных работ можно поручить специалистам или сделать самому, но для этого потребуется дополнительное оборудование в виде переходного кабеля для подключения ноутбука, а также программное обеспечение для проведения поверочных и наладочных работ.
Подключение ГБО к ПК
вы можете приобрести как кабель, так и диагностическое программное обеспечение. Обычно компании, которые производят оборудование и продают его.
После установки программного обеспечения на ноутбук его подключают к блоку управления.
Для их подключения необходимо запитать блок управления, т.е включить замок зажигания, но не запускать двигатель.
Если подключение не произошло, то возможно, что на ноутбуке установлена устаревшая версия ПО, но также необходимо проверить герметичность контактного соединения.
Если подключение прошло успешно и программа запущена, вся основная информация о двигателе будет отображаться на мониторе ноутбука: количество цилиндров, типы установленных форсунок, их полярность, частота вращения двигателя, текущая температура, давление в системе.
В этом случае блок управления системы, установленный в салоне, должен загореться сигнальными лампами.
Один — зеленый, указывает на использование бензина в качестве топлива, будет гореть постоянно, второй — красный, будет мигать, сигнализируя о возможности подключения газового оборудования к работе.
В дальнейшем, при правильной настройке работы оборудования, сигналы на этот блок будут поступать в определенных режимах работы.
Автонастройка оборудования
В этом случае необходимо нажать кнопку принудительного включения бензина. Красный свет погаснет.
Для регулирования работы газового оборудования силовую установку необходимо отапливать бензином.
После запуска двигателя можно еще раз проверить правильность совместимости программы с блоком управления, сравнив показатели бортового компьютера с таковыми на экране ноутбука, так как там отображается информация о работе двигателя.
После того, как двигатель достигнет оптимальной рабочей температуры, можно начинать самокалибровку газового оборудования.
Это делается щелчком по окну с надписью «автонастройка» на экране ноутбука.
Суть этого подхода заключается в следующем. После активации самокалибровки электронный блок управления проверяет основные параметры двигателя — рабочую температуру, давление и так далее, и, если они соответствуют параметрам, необходимым для калибровки, начинает подключение одной из газовых форсунок к работе.
Для этого необходимо отключить рабочую форсунку и подключить газовую форсунку, обычно это начинают делать с первого баллона, подключение газовой форсунки можно проследить на мониторе ноутбука.
Но при подключении блок управления обеспечивает минимальную подачу топлива, что приводит к вибрациям двигателя, так как блок управления еще не успел подстроиться под работу штатного блока управления.
Кроме того, блок управления начинает получать информацию от штатного блока и обрабатывать ее, то есть подстраиваться под его работу, в результате регулирует количество газа, которое по выработанной энергии эквивалентно количеству бензина. При правильном подборе количества уменьшатся вибрации центрального блока.
Также блок управления выполняет ту же операцию, но с другим соплом.
Кроме того, блок управления калибровкой использует несоответствие расположения цилиндров и порядка их работы. Например, если заказ на работу 1-3-2-4, следующий будет откалибровать форсунку третьего цилиндра.
Поскольку последовательность действий блока управления идентична таковой для первого цилиндра, при подключении к работе газовой форсунки третьего цилиндра снова появится вибрация блока управления, но она будет более слабой.
Также во время калибровки остальных форсунок можно определить, правильно ли подключено газовое оборудование.
Дело в том, что после подключения второй газовой форсунки к работе, при правильной установке, активация остальных форсунок не будет проявляться в виде вибрации силового агрегата, так как подача газа двух форсунок и бензиновой форсунки во время калибровки достаточно, чтобы двигатель работал без вибрации.
Если вибрация сохраняется после калибровки второй форсунки, это означает, что нарушена правильная подача газа к одной из электромагнитных форсунок.
Как разница в длине форсунок от аппарели до штуцеров, так и негерметичная муфта форсунки могут стать причиной сбоя в работе.
Программа, установленная на ноутбуке, укажет, на каком цилиндре произошла неисправность. При возникновении данной неисправности ее необходимо устранить. Дальнейшая самокалибровка выполняется на новом.
Нюансы настройки ГБО
Если все в порядке, программа сообщит вам об успешном завершении самокалибровки.
Это означает, что блок управления газовым оборудованием произведен первичный монтаж и адаптирован к показателям производительности штатного блока управления. Но еще не готов к полноценной эксплуатации.
Далее вам нужно будет совершить автомобильную поездку в режиме использования бензина в качестве топлива.
необходимо провести поезд на расстояние до 30 км и желательно, чтобы он проводился с большим количеством смен режимов движения: сильное ускорение, «напряженное» движение для двигателя, спокойное движение и ускорение.
Все это необходимо для того, чтобы блок управления газовой системой на основе сигналов, поступающих от штатного блока на бензиновые форсунки, максимально адаптировался к его работе и мог гарантировать правильное регулирование подачи газа в различные режимы — создает так называемую топливную карту. Как это выглядит, смотрите ниже.
После этого можно активировать автоматический режим газовой установки.
Кроме того, с помощью ноутбука можно установить определенные параметры работы газовой системы.
Например, можно установить, при каких минимальных и максимальных оборотах будет выполняться переключение с бензина на газ и наоборот.
важно установить переключатель на бензин на высоких оборотах. Дело в том, что скорость горения газа немного ниже, чем у бензина, поэтому на высоких оборотах использование газа чревато возможностью прогорания выпускных клапанов.
В случае неисправности газовой системы или отсутствия газа включается использование бензина и загорается сигнальная лампа на блоке управления в салоне.
В итоге получается, что силовая установка запускается на бензиновой смеси, но после достижения оптимальных параметров зажигания газового оборудования переходит на работу на газе. К тому же переход сделан настолько аккуратно, что при движении он незаметен.
Использование 4-го поколения этих двух систем в работе ГБО оправдано, так как неиспользование бензиновых форсунок, а также отсутствие бензина в баке приведут к выходу из строя топливного насоса и форсунок.
В результате произойдет переход в аварийный режим работы штатного блока управления мощностью, а блок управления газом не будет работать без сигналов от штатного.
Все дополнительные настройки, указывающие оптимальные параметры силовой установки при использовании газа, можно просмотреть в виде графика на ноутбуке, который называется «топливная карта».
Другой вид такой карты.
Имея под рукой кабель для подключения к блоку управления газовым оборудованием, а также программное обеспечение, всегда можно провести диагностику работы газового оборудования и настроить его под определенные параметры.
Наличие кабеля и программы также позволит откалибровать и отрегулировать работу газового оборудования, если оно переносилось с одной машины на другую.
рассмотрена полная схема, включающая все нюансы, подключения газовой установки 4-го поколения к инжекторному автомобилю с последующей полной проверкой и регулировкой ее работы и описанием особенностей ее работы.
Если кто-то поступит иначе, поделитесь своим опытом в комментариях. Удачи.










































