Заправка автокондиционеров фреоном или любым другим хладагентом производится по мере необходимости каждые 3-5 лет. В полностью исправном кондиционере считается нормальным терять до 15% хладагента в год, особенно если автомобилю больше трех лет. Дело в том, что в конструкции автомобильного кондиционера очень много шлангов, шлангов, стыков и резиновых уплотнителей.
В тяжелых условиях эксплуатации (зимой — мороз, летом — жара, резкие перепады температур, постоянные колебания) такие потери возникают.
В этой статье мы поговорим о том, как заправить автомобильный кондиционер фреоном, сколько это стоит, какое оборудование имеется для заправки автомобильных кондиционеров и можно ли заправлять их самостоятельно. А внизу страницы обязательно посмотрите видеоинструкцию по заправке автомобильных кондиционеров своими руками.
Мы также рекомендуем наши инструкции по очистке кондиционера вашего автомобиля.
Также отметим, что заправка кондиционера может потребоваться и после ремонта или разгерметизации системы кондиционирования в автомобиле.
Содержание
Диагностика автокондиционеров перед заправкой
Заправка автомобильного кондиционера начинается с осмотра и диагностики системы. Поскольку автомобильный кондиционер — довольно сложное устройство, диагностика при заправке ограничивается только поиском косвенных признаков неисправностей и возможных протечек охлаждающей жидкости.
Прежде всего, вам нужно открыть капот и найти две служебные дверцы (высокого и низкого давления) и компрессор кондиционера — обычно они расположены в области ремня привода вспомогательных агрегатов, от которого вращается шкив компрессора.
Кроме того, процесс предварительной диагностики проходит следующим образом:
- Порты низкого и высокого давления открываются поочередно, а давление хладагента в системе определяется по показаниям манометров. Наличие давления в обоих портах указывает на наличие хладагента в системе и отсутствие серьезных утечек.
- Пластиковые заглушки аккуратно откручиваются от сервисных дверок, после чего к ним подключается станция заправки автомобильных кондиционеров (подробнее об оборудовании читайте ниже по тексту).
- Температура трубы контура низкого давления (толстой трубы) регулируется вручную. Если он горячий, это, скорее всего, также означает, что в системе мало охлаждающей жидкости.
- Затем заводится двигатель автомобиля, включается кондиционер и контролируется система кондиционирования. В первую очередь обратите внимание на работу компрессора (включение муфты трансмиссии) и изменение давления в системе по показаниям манометров.
- После включения муфты компрессора в контуре низкого давления кондиционера давление хладагента должно снизиться, а в контуре высокого давления — повыситься. Давление в контуре высокого давления ниже 10–12 бар указывает на недостаточное количество хладагента в системе.
Недостаточное количество хладагента в системе приводит к тому, что компрессор кондиционера автомобиля работает постоянно, пытается повысить давление, но не может его прокачать (кондиционер автомобиля не остывает). Это очень плохо, так как на двигатель возникает дополнительная (и постоянная) нагрузка и компрессор получает меньше смазки от охлаждающей жидкости, что значительно снижает его ресурс.
Порядок заправки автокондиционеров хладагентом
В большинстве современных автомобилей для заправки автомобильных кондиционеров используется хладагент R-134a (тетрафторэтан), но все по старинке называют его фреоном. В среднем для заполнения системы кондиционирования небольшого или среднего автомобиля требуется около 0,5 кг хладагента.
Информацию о типе охлаждающей жидкости для кондиционера вашего автомобиля и скорости ее заполнения вы можете найти в сервисной книжке автомобиля. Кроме того, эта информация часто указывается на табличке, размещенной внутри вытяжки.
Заправка кондиционеров хладагентом состоит из следующих этапов:
- Отвод остаточного хладагента из системы кондиционирования. Заправочные станции современных автомобильных кондиционеров автоматически перекачивают старую охлаждающую жидкость, взвешивают ее и удаляют из нее отработанное масло.
- Система эвакуации. Это очень важный этап заправки кондиционера. После этой операции остаточный воздух и влажность удаляются из системы. Для получения вакуума необходимой глубины может потребоваться от 10 до 30 минут (в зависимости от мощности и класса оборудования), качественную откачку за 1-2 минуты выполнить невозможно.
- Тест на герметичность обнаруживает утечки в системе. В случае некачественного вакуумирования (этап 2) проверка на герметичность может не выявить существующие утечки, что приведет к дальнейшим сбоям в работе кондиционера.
- Заливка маслом. В процессе работы кондиционера вводимое в систему масло (в среднем около 15 грамм) служит для смазки механизмов компрессора. Чаще всего масло заливается красителем (трассером), чтобы облегчить выявление потенциальных утечек в будущем.
- Заправка хладагента. Это завершающий этап заправки автомобильных кондиционеров, который происходит довольно быстро. Как мы писали выше, в среднем для заправки кондиционера в легковой машине требуется около 500 граммов хладагента.
После завершения всех этапов заправки необходимо запустить двигатель автомобиля, включить кондиционер (дуть на полную мощность), довести обороты двигателя до 2500-3000 об / мин, после чего необходимо внимательно наблюдать за работой система:
- Давление в портах низкого и высокого давления должно вернуться в норму сразу после включения компрессора кондиционера. Манометр низкого давления должен показывать около 2 бар, а высокого давления 15-18 бар.
- Температура трубы контура низкого давления контролируется вручную — она должна быть холодной.
- Из вентиляционных отверстий в салоне должен выходить холодный воздух, а компрессор кондиционера следует периодически отключать.
Наличие всех этих сигналов указывает на то, что кондиционер автомобиля успешно заправлен и водитель может наслаждаться его правильной работой.
Как вы понимаете, без профессионального оборудования заправить качественный кондиционер будет практически невозможно. Однако комплект для заправки автомобильных кондиционеров своими руками можно собрать только из удобных и недорогих комплектующих. В конце статьи посмотрите видео, как пользоваться таким набором.
А для общего представления о стоимости данного вида услуг ниже мы приводим порядок цен на заправку автомобильных кондиционеров в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Краснодар и др).
Справочные цены на диагностику и заправку автокондиционеров
Тип работы | Стоимость, российские рубли |
Заправка системы хладагентом (откачка, откачка, проверка на герметичность, заправка) | 1000 р. (без учета стоимости хладагента) |
Заправка автомобильного кондиционера | 600 руб. (Без учета стоимости хладагента) |
Хладагент R-134a | 150 страниц на 100 грамм |
Долив масла в систему | 300 с. (включая масло) |
УФ масляный краситель (трассирующий) | 150 с. |
Диагностика с помощью детектора утечки или ультрафиолета | 500 стр. |
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что цены являются ориентировочными и могут отличаться от цен в вашем регионе.
Оборудование для заправки автокондиционеров
Для качественной заправки автомобильных кондиционеров в первую очередь необходимо иметь хорошее оборудование. Для заправки кондиционера автомобиля вы можете использовать один из трех типов оборудования:
- Автоматические станции для заправки автомобильных кондиционеров;
- Комплект оборудования для ручной заправки автомобильных кондиционеров;
- Одноразовый заправочный комплект для автомобильного кондиционера своими руками.
Автоматические станции позволяют заправлять автомобильные кондиционеры в полностью автоматическом режиме, что сводит к минимуму вмешательство оператора установки в процесс заправки. Но цена на такое оборудование будет начинаться от 130–150 тысяч рублей.
Обслуживание автомобильной системы кондиционирования на такой станции, безусловно, лучшее решение — это не только позволит быстро и качественно заправить автомобильный кондиционер, но и значительно продлит срок его службы.
Комплект оборудования для ручной заправки автомобильных кондиционеров, в свою очередь, намного дешевле автоматической станции, но для работы с ним также необходимо иметь некоторый опыт и навыки. В этот комплект обычно входит следующее оборудование:
- Манометрический коллектор, предназначенный для использования фреона;
- Электронные весы для контроля объема заправленного хладагента;
- Баллон с хладагентом (оператор загружает хладагент прямо из баллона, руководствуясь показаниями шкалы);
- Вакуумный насос (для откачки системы).
Чуть ниже на видео наглядно показан процесс автоматического заполнения автоматического кондиционера хладагентом с помощью такого набора.
Одноразовые заправочные комплекты для кондиционеров, конечно, самые дешевые из перечисленного выше оборудования. Такой набор, как правило, представляет собой небольшой одноразовый баллон с фреоном, который через шланг с манометром подключается к сервисному порту низкого давления для заполнения системы.
Цена такого набора около 1000 рублей, но эффективность такой заправки автомобильного кондиционера оставляет желать лучшего. А все потому, что с помощью таких комплектов полностью удалить из системы остатки старого теплоносителя, воздуха, влаги и провести эвакуацию просто невозможно.
Чудес не бывает, поэтому, если вы хотите правильно заправить кондиционер своего автомобиля новым фреоном, вам необходимо использовать качественное оборудование.
Кроме того, для диагностики и заправки автомобильных кондиционеров может потребоваться дополнительное оборудование:
- Электронный течеискатель, реагирующий на фреон.
- УФ-лампа и защитные очки для поиска утечек в системе.
- Специальные экстракторы для отсоединения трубок кондиционера (в основном актуальны для японских и американских автомобилей).
- Термометр-гигрометр. Его показания необходимы для оценки климатических условий в салоне до и после заправки кондиционера.
- Инжектор масла. При заполнении системы он обеспечивает добавление необходимого количества масла.
- Специальный экстрактор для сервисных клапанов.
- Набор переходников для подключения манометрического коллектора к любому автомобилю.
Необходимость того или иного дополнительного оборудования определяет специалист по заправке автомобильных кондиционеров.