Вискомуфта вентилятора охлаждения

69 просмотров

Название такой детали, а тем более внешний вид, многим неизвестно. В основном ремонтом и заменой занимаются автомеханики и механики. Опытные мастера своими руками проводят ремонт, например, для жесткого соединения с валом вентилятора просверливаются отверстия в вязком стыке, метчиком нарезается резьба и вкручиваются болты. Разберем подробнее, что такое вискомуфта, признаки неисправностей и способы самостоятельного ремонта.

Содержание статьи:

  1. Работа вискомуфты.
  2. Как проверить вязкое трение?
  3. Ремонт вязких швов.
  4. Как разобрать сцепление?

Работа вискомуфты вентилятора охлаждения

Вязкостная муфта, она же вязкая втулка (от латинского viscosus — вязкая) — устройство механического типа, передающее крутящий момент с помощью вязкой жидкости.

В этом видео смотрите, что такое сцепление в этом устройстве

Принцип работы вязкостной муфты осуществляется благодаря ременной передаче, которая соединяет ротор сцепления и шкив коленчатого вала ДВС. Кроме того, существуют модели автомобилей, в которых сцепление устанавливается непосредственно на коленчатый вал или распредвал.

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

Для того, чтобы понять, как работает вязкостная муфта, нужно разобраться из чего она состоит.

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

В состав устройства входят:

  1. Весна.
  2. Биметаллическая пластина.
  3. Подъезд Б.
  4. Всасывающий канал A.
  5. Камера.
  6. Обратный клапан.
  7. Обратный клапан.
  8. Задние пружины.
  9. Передний бак.
  10. Ротор.
  11. Корпус устройства.
  12. Вал ротора.
  13. Несущая оболочка.
  14. Задний бак.
  15. Задняя пластина.
  16. Ротор.
  17. Передняя пластина.
  18. Крышка.

Из-за сложной конструкции устройства цена на вязкостную муфту вентилятора относительно высока.

В автомобилях, где установлены редкие модели сцепления, при невозможности его ремонта и поиска нового механического агрегата такого типа владельцам необходимо переоборудовать и немного установить электровентилятор охлаждения.

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

В этом видео просто и понятно показано, как определить, правильно ли работает вискомуфта. Не упустим возможность собрать полезную информацию, см:

Как проверить вязкостную муфту

Ресурс этого устройства в конструкции автомобиля рассчитан на преодоление 200 тысяч километров.

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

Чтобы проверить, хорошо ли работает вентилятор и муфта, надо знать признаки неисправностей этих деталей:

  1. Если двигатель быстро прогревается, это первый признак неисправности вискомуфты. По всей видимости, это связано с выделением геля или неправильной работой биметаллических пластин. В этой ситуации, когда двигатель очень горячий, вентилятор либо работает на малых оборотах, либо вообще не включается.
  2. Вентилятор охлаждения начинает вращаться, когда двигатель еще холодный. Это связано с изменением свойств геля, затвердеванием смазки и выходом из строя других элементов вязкой муфты.

Причины выхода из строя или плохой работы вискомуфты:

  1. Ресурс разработан.
  2. Механическое повреждение.
  3. Подшипник изношен или преждевременно сломан.

    Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

  4. Окончательное биение крыльчатки вентилятора. Сломана часть лопасти гребного винта.
  5. Отсутствие смазки соединительного вала.
  6. Загрязнение муфты.

Преимущества и недостатки вентилятора с приводом через вязкостную муфту:

  • Более надежный вентилятор с вискомуфтой, чем электровентилятор. Часто бывает, что после зимы выходят из строя электроприводы вентилятора и прерывается электронная схема управления гребным винтом.

Преимущество вязкой муфты в том, что она не содержит электроники или электричества.

  • Вискомуфта дает большую мощность, вентилятор вращается с большей скоростью. Если сцепление жестко сидит на коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания, частота вращения очень высока.

Мощность сцепления, подключенного к коленчатому валу, составляет несколько киловатт (киловатт). А мощность электровентиляторов составляет несколько десятков ватт. Благодаря этому именно вентилятор с вискомуфтой применяется в сельхозтехнике, военной технике и спецтехнике.

Минусы вискомуфты:

  • Сложная конструкция, труднее ремонтировать. Дешевле купить новый монтажный узел.
  • Контроль температуры зажигания не совсем правильный. Есть ошибки при включении и выключении охлаждающего вентилятора.
  • Вискомуфта берет на себя часть мощности двигателя.
  • По расписанию нужно заправиться гелем или маслом нужной вязкости.
  • Имеет хорошую массу. Вес на коленчатом валу ДВС значительный.
  • Повышается уровень шума на высоких оборотах.

Этот перечень недостатков вискомуфты повлиял на решение владельцев автокомпаний. Они отказались от использования таких устройств в легковых автомобилях.

Ремонт вискомуфты своими руками

Если это устройство перестало работать, сначала нужно залить в него специальный гель или масло.

Специалистов, способных отремонтировать вязкий стык, не так много. Иногда дешевле и быстрее купить новое устройство или перейти на электровентилятор.


Чтобы установить вентилятор охлаждения ДВС с электроприводом, нужны следующие детали:

  1. Сам вентилятор имеет электрический привод.
  2. Провода сечением 6 мм2.
  3. Предохранитель на 40 ампер.
  4. Реле-регулятор на 30 ампер и более.
  5. Тепловое реле, например, от Жигулей, которое срабатывает при прогреве двигателя до 87 градусов.

Термостат можно приклеить к радиатору или рядом с термостатом на металлической поверхности.

После этого нужно сделать схему подключения, как на автомобилях Ваз. Схема подключения вентилятора ВАЗа прослужит около 5 лет.

Как разобрать муфту

  1. Первым делом снимаем охлаждающий вентилятор. Как правило, для его снятия нужно открутить 3 или 4 болта.
  2. Проверим сцепление.
  3. Давайте разберемся.

Если сцепление разборное, исправить можно:

  • Для этого сначала слейте масло через специальное отверстие.
  • Вставлен новый подшипник.
  • Присоедините вентилятор.
  • Влейте гель или масло.
  • Снимите пластину, закрывающую подшипник.
  • Ставят пластинку.
  • Подшипник снимается съемником. Можно сделать вытяжку своими руками, можно купить.

Как узнать, достаточно ли жидкости налито в вязкий стык? Если при остановке двигателя вентилятор резко останавливается, проливается жидкость.

Рекомендуется заливать масло в вязкую муфту на силиконовой основе. Заправка производится шприцем.

Если есть механические поломки, ремонт не производится.

Вязкостная муфта вентилятора охлаждения

Замена старой и установка новой вискомуфты — дело несложное, с ней справится даже новичок. После разборки устройства необходимо снять крыльчатку вентилятора. Установите новое сцепление. При установке нового шарнира болты должны быть затянуты плотно, но не срезая резьбу. Затем нужно установить вентилятор на место.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв