Какая вязкость масла? Это один из ключевых показателей качества, общих для всех типов масел. Он отвечает за густоту масла и может сильно меняться в зависимости от температуры. Поэтому очень важно, чтобы масло имело достаточную вязкость для смазывания трущихся деталей и механизмов в широком диапазоне температур.
В этой статье мы простым и понятным языком объясним, что такое вязкость масла, как она изменяется с температурой, на какие параметры влияет и что означают цифры в обозначении вязкости масла по SAE.
Содержание
Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)
Вязкость масла — это параметр, который указывается на упаковке буквами SAE. Прошли те времена, когда можно было определять тип по вязкости: минеральное, полусинтетическое или синтетическое моторное масло. Опытные автомобилисты, наверное, еще помнят, когда рынок просил масло SAE. Так что все было легко и просто: 15w-40 — минеральная вода, 10w-40 — полусинтетика и 5w-40 — синтетика.
Сегодня все иначе. Вы легко найдете полусинтетику 15w-40 или синтетику 10w-40, особенно в сегменте карго. Что означают все эти цифры и буквы? Исправим по порядку.
По классификации SAE масла принято делить на зимние (с индексом «w»), летние и всесезонные. Типичные параметры вязкости для зимних и летних масел указаны следующим образом:
- Летние масла: SAE 30, 40, 50.
- Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
Всесезонные масла имеют смешанную спецификацию, то есть сочетают как зимние, так и летние параметры вязкости, разделенные на обозначение тире: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10w-30, 10w-40, 15w-40, 20w-50.
Как вы уже, наверное, догадались, почти все масла, которые продаются сегодня, являются всесезонными и имеют смешанную спецификацию.
Итак, мы сразу приступили к расшифровке значений вязкости масла. В обозначении вязкости по SAE цифры означают следующее:
- Первая цифра (зимний параметр), например 0w, указывает минимальную безопасную температуру для холодного запуска. Это означает, что чем ниже первая цифра, тем ниже температура, на которую рассчитано масло.
- Вторая цифра (летний параметр) указывает на возможность использования масла в определенных температурных условиях.
Существует миф, что цифры для параметра летней вязкости масла указывают на максимально допустимую температуру окружающей среды, при которой автомобиль может эксплуатироваться. Например, масло с вязкостью 5w-30 рассчитано на температуру +30 ° С. Это неправда! Эти цифры не имеют ничего общего с температурой окружающей среды. Помните, что параметр «лето» условный и не имеет ничего общего с окружающей средой.
См. Таблицу с областями применения масла SAE в зависимости от температуры ниже.
Зависимость вязкости масла от температур
Как ни странно, но вязкость зависит не только от того, можно ли использовать масло в определенном температурном диапазоне, но и от срока его хранения, а, следовательно, и от частоты замены. Что является причиной этого? Читай дальше.
Необходимая вязкость обеспечивается за счет вязких присадок. Это длинные синтетические цепи, которые имеют разное поверхностное натяжение с обеих сторон. Чем ниже температура, тем больше они изгибаются в «шар» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.
В описаниях моторных масел часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть способность вязких добавок скатываться в «шарик».
Как меняется вязкость масла с повышением температуры? В этом случае «сферы» вязких присадок, наоборот, разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.
Длина цепочек вязких присадок зависит от вязкости масла: чем больше интервал между зимним и летним параметрами, тем длиннее цепочка. Также, если сравнить длину масляной цепи 5w-30 и 5w-40, она будет во много раз длиннее (не в процентах, а в несколько раз).
Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество складок и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепи начинают рваться, масло теряет вязкость и требует замены. Именно от длины этой цепи в основном зависит интервал замены масла.
Конечно, другие пакеты присадок также имеют большое влияние на интервалы замены масла. Но мы поговорим об этом в другой раз, и сейчас мы не будем его рассматривать.
Помните главное — чем шире интервал между параметрами зимней и летней вязкости масла, тем короче интервал замены масла. Наоборот.
Возьмем наглядный пример. Совсем недавно в некоторых дилерских центрах при гарантийном обслуживании залили в автомобили масло 5w-50 на 15000 км, утверждая, что это современное и свежее масло, созданное для спортивных режимов.
Да, это действительно классное современное масло, созданное специально для спортивных режимов. Но он не рассчитан на 15000 км. Он должен был измениться через пять, ну, самое большее — через шесть тысяч километров, потому что вязкая цепочка у него длинная и сразу после этих 5-6 тысяч километров он начнет разрушаться. Имейте это в виду.
На всякий случай даем ссылку на нашу инструкцию по замене моторного масла.
Как выбрать моторное масло по вязкости
На страницах этого сайта мы уже поднимали вопрос, какое масло лучше заливать в двигатель. Но тут речь шла о технике (синтетика, полусинтетика, минеральная вода). А теперь подробнее остановимся на выборе масла из соображений его вязкости.
Самая точная информация о вашем автомобиле находится в сервисной книжке. Какая вязкость там указана у масла и это нужно использовать. Также от первой замены до последней.
Бытует мнение, что чем старше автомобиль, тем гуще нужно заливать моторное масло. Это не совсем правда. Скорее так, но не для всех.
Во-первых, есть ряд двигателей (например, Ford Zetec 16-клапанный), в которые можно заправлять только масло с вязкостью 5W-30. Так, в таких двигателях даже масло с вязкостью 5W-40 можно использовать только для заправки.
Это связано с конструктивными особенностями таких двигателей, которые имеют длинные и тонкие каналы смазки. Масляному насосу труднее протолкнуть густое масло через такие каналы, и двигатель может работать в условиях низкого уровня масла (особенно зимой и при запуске). А это приводит к повышенному износу трущихся деталей и сокращению срока службы.
Во-вторых, у многих автомобилей в сервисной книжке есть две вязкости. Вот один и выбирай. Сознательное сгущение масла возможно только после проверки состояния двигателя и консультации со специалистом по обслуживанию. Как правило, это случаи, когда двигатель требует ремонта и вы по разным причинам не готовы его ремонтировать. В этом случае можно продлить «агонию» двигателя, перейдя на более вязкие масла.
В остальных случаях, если двигатель исправен и все подключенные к нему системы исправны, долейте масло с характеристиками, рекомендованными производителем автомобиля, и ваш «железный конь» будет жить долго и счастливо.