Качественный антифриз — залог безотказной работы системы охлаждения двигателя. Многие считают, что требования к антифризу небольшие: лишь бы он не замерзал зимой и не кипел летом. Но тщетно! Поскольку, как говорят люди, «не бери клин» и не трать деньги на замену вышедшего из строя насоса или протекающего радиатора, к выбору антифриза нужно отнестись серьезно.
В этой статье вы узнаете, что такое антифриз и для чего он используется в автомобиле. Какие типы, классы и цвета автомобильных антифризов? Какой антифриз лучше — красный, зеленый или синий и чем они отличаются?
Тем читателям, которым легче воспринимать информацию на слух, рекомендуем посмотреть видео внизу страницы.
Также на нашем сайте вы можете найти следующие материалы:
- Что лучше: антифриз или антифриз и можно ли их смешивать?
- Перед заменой антифриза промойте систему охлаждения.
- Инструкция по замене антифриза своими руками.
Кроме того, мы предоставим много интересных фактов об автомобильных хладагентах, их характеристиках и технологии производства.
Содержание
Антифриз – что это такое?
Антифриз — это международное название автомобильных хладагентов. В переводе с английского слово Antifreeze означает «не замерзает».
Все антифризы содержат гликолевую основу: этиленгликоль или пропиленгликоль, а также пакет улучшающих присадок.
Этиленгликоль — это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость со сладковатым вкусом, с температурой кипения около + 200 ° C и температурой замерзания -12,3 ° C. Этиленгликоль — сильный яд. Смертельная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, он нейтрализуется этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно такой:
- 5-7% — добавки;
- 90% этиленгликоль;
- 3-5% воды.
Обратите внимание, что примерно 90% всех концентратов антифризов состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть около 95%, все антифризы одинаковые. Все дело в присадках — эти 5-7% определяют, будет ли ваш двигатель работать безупречно или вы станете любимым клиентом мастерской.
Давайте выясним, в чем разница, но сделать это будет непросто. Эта путаница, используемая при классификации антифризов, больше не встречается ни в одной жидкости, используемой в автомобиле. Сегодня нет единого стандарта, которому соответствуют все антифризы.
Каждая страна производит хладагенты в соответствии со своими собственными национальными стандартами, которые часто сильно устарели. Ниже перечислены наиболее распространенные их версии:
- ONORM V5123 (Австрия)
- SAE J 1034 (США)
- CUNA NC956 16 (Италия)
- JIS K2234 (Япония)
- G-11 (Швеция)
- BS 6580: 1992 (Великобритания)
- ASTM D 3306 (США)
- ГОСТ 28084-89 (Россия)
- AFNOR NF R15-601 (Франция)
Вы спросите, что делать? Как понять все это море хладагентов?
Сами производители антифризов нашли выход. Они взяли за основу классификацию, которую разработал для себя Volkswagen. Volkswagen делит все антифризы на три класса:
- G11
- G12
- G13
Устраиваем все по порядку.
Антифриз G11
Антифризы выпускаются класса G11, созданы по традиционной технологии. (его еще называют силикатным). В качестве антикоррозионных присадок в таких антифризах используются неорганические вещества и различные их комбинации:
- Бораты;
- Фосфаты;
- Амины;
- Нитраты.
- Нитрит;
- Силикаты;
Силикатные добавки, содержащиеся в антифризе G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, похожим на накипь на стенках чайника. Этот уровень защищает систему от разрушения. И это хорошо.
Но это значительно снижает процесс теплоотдачи. А это плохо. К тому же этот слой от перепада температур и вибраций со временем начинает разрушаться и крошиться. И это тоже плохо. Именно по этой причине мы должны не забывать менять этот антифриз не реже одного раза в два года. Но это еще не все. Упавшие куски защитного слоя захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают действовать как абразив, разрушая все на своем пути.
Какой вывод мы делаем? Не пользуетесь антифризом G11? Нет, кандидаты! Но не забывайте менять каждые два года.
Антифризы, изготовленные по традиционной технологии (силикаты), обозначаются на канистрах следующими надписями:
- Традиционные хладагенты
- Обычные хладагенты
- IAT (технология неорганической кислоты)
- G11
правда, иногда встречаются силикатные хладагенты без обозначения класса на упаковке.
Антифриз G12, G12+ и G12++
Антифриз класса G12 — это следующий шаг в развитии охлаждающих жидкостей. Производители решили устранить недостатки силикатной технологии, освоив технологию органических кислот.
Карбоновые кислоты используются в качестве антикоррозионных присадок в антифризе G12. Итак, второе название этих антифризов — карбоксилат. Их отличительная особенность в том, что карбоксилатные добавки не образуют защитный слой по всей поверхности системы охлаждения, а начинают действовать только в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоев толщиной не более микрона.
Плюсами здесь стали все недостатки силикатной технологии:
- Очень высокая теплоотдача.
- В системе охлаждения ничего не крошится и не разрушается, так что появиться абразиву просто не на чем.
- Срок годности антифриза увеличен до 3-5 лет. Также пять лет — если вы промыли, просушили систему и залили готовый антифриз, произведенный на заводе, и три года — если что-то из этого списка было нарушено и концентрат разводился сам по себе.
Но у антифриза G12 есть и недостатки: карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть «лечить» начали только тогда, когда «болезнь» уже проявилась и ничего не было сделано для ее предотвращения.
Карбоксилированные антифризы обозначаются следующим образом:
- Карбоксилированные хладагенты
- G12
- ОВС (технология органических кислот)
Чтобы устранить главный недостаток, производители хладагентов сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. Результат — антифриз класса G12 + (гибридная технология).
Помимо органических добавок (карбоксилатов) гибридные антифризы содержат также неорганические. Например, европейцы используют силикаты, американцы — нитриты, а японцы — фосфаты.
Антифриз G12 + обозначают следующие термины:
- Гибридные хладагенты
- HOAT (технология гибридных органических кислот)
С 2008 года появились антифризы класса G12 ++. Это новый тип охлаждающей жидкости, в которой органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.
Antifreeze G12, G12 +, G12 ++ — это разновидности органических кислот технологии. Сделав полшага назад (в сторону силикатных добавок), технологи потихоньку двинулись вперед, играя комбинациями минеральных компонентов. Эта технология называется лобридной и обозначается так:
- Хладагенты Lobride
- СОАТ хладагенты
Что ж, венец современных хладагентов — класс G13.
Антифриз G13
Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы они имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.
Собственно, на этом различия и заканчиваются. С технологической точки зрения антифриз G13 эквивалентен антифризу на основе этиленгликоля G12 ++, и на сегодняшний день не имеет никаких преимуществ (кроме экологичности.
Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?
Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о типах и цветах антифриза:
- В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
- Какой антифриз лучше заливать — красный, зеленый или синий?
Во-первых, антифризы — это изначально бесцветные жидкости. И краска в них добавляется только для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе спиртовых.
Во-вторых, нет четких стандартов цветов. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что тот или иной антифриз относится к той или иной технологии. Любой производитель может окрасить любой антифриз в любой цвет.
Речь может идти только об общепринятой практике более серьезных производителей. Это так:
- Все антифризы G12 (с плюсом и без) красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
- Антифриз G11 — синий или зеленый или сине-зеленый.
- Хладагенты G13 фиолетового или розового цвета, но теоретически они могут быть любого цвета.
А по поводу того, какой антифриз лучше заливать: красный, зеленый или синий, мы можем дать простой совет:
- Если радиатор автомобиля сделан из меди или латуни, лучше использовать красный (карбоксилатный) антифриз);
- Если радиатор охлаждения сделан из алюминия и его сплавов, залейте его зеленым или синим (силикатным).
Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости нужно использовать исходя из материалов, используемых в компонентах системы охлаждения автомобиля. В свою очередь антифриз лобрайд G12 ++ и G13 без проблем подходят для всех автомобилей.