Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

42 просмотров

Тормозная жидкость не является основной темой для обсуждения в автомобильном сообществе. Согласно правилам обслуживания автомобиля, его следует менять каждые 2 года (не реже одного раза в год). Казалось бы, что здесь может быть важным и интересным? Ответ прост: тормозная жидкость ни при каких обстоятельствах не должна вызывать отказ тормозной системы.

И есть много предпосылок для выхода из строя при использовании некачественных жидкостей или жидкостей, не соответствующих рекомендациям производителя, или нарушений графика технического обслуживания и операций.

В конце статьи посмотрите видео, объясняющее простым языком различия и совместимость тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, а также советы по выбору, смешиванию и заправке.

Также на этой странице вы найдете сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей DOT от 4 различных производителей.

Назначение и свойства тормозных жидкостей

Тормозные жидкости для авто: виды, свойства, маркировка

Назначение тормозной жидкости очевидно: обеспечить (почти мгновенную) передачу силы инерции от педали тормоза к тормозным механизмам. В этом случае в нормальных условиях окружающей среды используется одно из основных качеств жидкости: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации зачастую далеки от нормы: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере вождения приводит к перегреву и закипанию тормозной жидкости, появлению внутри пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают сжимаемость, приводят к «выходу из строя» педали тормоза и фактическому отказу тормозной системы. Таким образом, температура кипения, пожалуй, самая важная характеристика тормозной жидкости — чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Наличие влаги в тормозной жидкости напрямую влияет на температуру кипения, поэтому еще одним важным свойством является гигроскопичность. Дело в том, что тормозная жидкость во время работы периодически подвергается тепловым циклам нагрева и охлаждения и во время этих циклов впитывает атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает его функциональные свойства.

именно из-за гигроскопичности появились разговорные понятия «сухая» и «влажная» тормозная жидкость, которые широко используются в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости в зависимости от содержания в ней влажности? Из графика изменения температуры кипения для разных типов тормозной жидкости (см. Рисунок выше) видно, что 3,5% содержания воды снижает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость — важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при работе при низких температурах: загустение может привести к ухудшению и даже выходу из строя тормозной системы, а слишком жидкая жидкость может привести к утечкам при повышении рабочей температуры.

принято (стандарт Американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах от +100 ° C до –40 ° C. Контрольные цифры порога вязкости для обычно используемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах — не менее 1800 сСт,
  • вверху — не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная жидкость влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Коррозионные внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров препятствуют движению поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие — все та же «поломка» педали тормоза) и способствуют образованию протечек в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна обладать высокими антикоррозионными свойствами. Для предотвращения коррозии добавляются ингибиторы, вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Эффективность ингибиторов оценивается хранением образцов металлов тормозной системы в «увлажненной» жидкости до 3,5% в течение 120 часов при температуре 100 ° C.

Воздействие на резину (уплотнительный материал) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнениями может привести как к набуханию, так и к усадке манжеты. В первом случае увеличивается риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором — образования протечек.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживания манжет в тормозной жидкости при температурах от + 70 ° C до + 100 ° C и последующих измерений физико-механических свойств испытуемых образцов.

Работа тормозных цилиндров, как и любого другого гидроцилиндра, предъявляет определенные требования к смазочным свойствам рабочей жидкости. В первую очередь это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и сальников. Смазочные свойства оцениваются по результатам стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность физических и химических характеристик при хранении в диапазоне рабочих температур является еще одним важным свойством тормозной жидкости. Причем диапазон этот довольно большой — от минус 50 до плюс 150 ° С, а внутри необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию отложений и отложений, нарушающих однородность структуры.

Классификация и состав тормозных жидкостей

Класс тормозной жидкости Требования к FMVSS No. 116 «Автомобильные тормозные жидкости»
Температура кипения, оС Кинематическая вязкость, мм2 / с Цвет
сухая тормозная жидкость «смоченная» жидкость (вода 3,5%) «Увлажненный» при температуре 100 ° C при температуре -40 ° C
ДОТ 3 205 не менее 140 не меньше 1,5 не более 1500 не меньше из светло-желтого
до светло-коричневого
Бункер 4 230 не меньше 155 не меньше 1,5 не более 180 не меньше
ПУНКТ 5.1 260 не меньше 180 не меньше 1,5 не более 900 не меньше
Бункер 5 260 не меньше 180 не меньше 1,5 не более 900 не меньше темно-красный

Разнообразие производимых в мировой практике тормозных жидкостей обычно классифицируется по DOT (русское название DOT) — системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским учреждением — Министерством транспорта США (отсюда и название системы) — и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости делятся на четыре основных класса согласно DOT: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 DOT 5.1 / ABS также присуждается автомобилям, оснащенным антиблокировочной тормозной системой.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой DOT 4+ или DOT 4.5, но такая маркировка не имеет ничего общего с общепринятой системой классификации.

Химический состав основы жидкостей классов 3, 4 и 5.1 практически одинаков: это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Отличия заключаются в добавлении добавок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость во всей системе, допустимо при необходимости добавить один класс к другому.

Смешивание тормозных жидкостей осуществляется по правилу: жидкость более высокого класса добавляется к жидкости более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

Для жидкостей класса DOT 5 и DOT 5.1 / ABS в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому смешивать их с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и, следовательно, низкой стоимостью производства, а, следовательно, недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток — высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Сфера использования — автомобили с барабанными тормозами, либо передние дисковые, задние барабанные.
  • Срок годности такой жидкости не более 1,5 года.

ДОТ 4

Помимо гликолей в состав входит борная кислота. Это увеличивает устойчивость жидкости к поглощению атмосферной влаги и тем самым увеличивает срок службы.

  • DOT класс 4 имеет самую высокую вязкость среди других классов.
  • Средний срок службы тормозной жидкости DOT 4 — 2 года.
  • Этот класс наиболее популярен среди автолюбителей и в основном используется на автомобилях с дисковыми тормозами (передними и задними.

ДОТ 5.1

По составу аналогичен жидкостям класса DOT 4, но за счет добавок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость из всех классов.

  • Однако эти преимущества являются причиной главного недостатка — высокой гигроскопичности, соответственно, непродолжительного срока хранения (не более года).
  • Жидкость разработана для спортивных автомобилей, где функциональные свойства намного важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость DOT 5 имеет смешанный состав: гликоль и силикон.

  • Преимуществами (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) являются низкая гигроскопичность и нейтральность материалов тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4-5 лет.
  • Кроме того, такой состав отличается повышенной аэрацией (воздухонасыщенностью) и по этой причине его запрещено использовать в автомобилях с АБС.
  • Единственный серьезный недостаток — не впитываемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах, а при низких температурах серьезно усложняет их работу.

ДОТ 5.1/АБС

он также основан на гликолях и силиконе, но более гигроскопичен, чем DOT 5. За счет этого срок хранения сокращается (до 2 лет), но возможно (с учетом действия добавок) исключить повышенную насыщенность жидкости с воздухом.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Тормозные жидкости для авто: виды, свойства, маркировка

Популярность тормозной жидкости класса DOT 4 заставляет остановиться подробнее на ее характеристиках. Они выглядят так:

  • температура кипения «смоченной» жидкости не менее 155 ° С;
  • pH (кислотность, связанная с агрессивностью) — 7,0-11,5.
  • температура кипения «сухой» жидкости — не менее 230 о;
  • кинематическая вязкость при температуре — 40 ° С — не более 1800 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре 100 ° С — не ниже 1,5 сСт;

Сравнение основных характеристик класса DOT 4 с аналогичными характеристиками других классов показано в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты еще не разработаны.

На российском рынке DOT class 4, как наиболее популярный, представлен многими производителями. Но какую тормозную жидкость лучше покупать? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулем» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса DOT от 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (измерялась также нестандартизированная характеристика электропроводности). Также было отмечено состояние упаковки и соответствие количества содержимого, заявленного на этикетке продукта. Результаты тестирования представлены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний, всего 12 производителей обеспечили соблюдение всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с горлышком, не запечатанным фольгой (предохраняет содержимое от поглощения влаги при хранении), но объем всегда соответствует заявленному. Российские производители иногда грешат недостаточным покрытием.

Традиционно характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total, были на высоте.

Но и российские производители показали отличные результаты. В первую очередь это относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель Тосол-Синтез-Инвест, Россия) и продукции Обнинскоргсинтеза».

важно, чтобы у этих российских производителей (особенно РосДОТ 4) были хорошие показатели по температуре кипения «мокрой» жидкости, а остальные показатели укладывались в стандарты с запасом, что позволяет рекомендовать их автомобилистам.

Видео: о тормозной жидкости понятным языком

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв