Всё про моторные масла для автомобилей

41 просмотров

Надежная и долговечная работа автомобильного двигателя связана, прежде всего, с типом моторного масла, которое используется в его работе. Выбор масел огромен, и не всегда автовладельцы правильно ориентируются в этом разнообразии. Иногда качественный и дорогой товар, не соответствующий типу двигателя, может серьезно повредить двигатель.

Разобраться во многих стандартах, типах и характеристиках моторных масел непросто. Кроме того, этот товар представлен на рынке множеством производителей, каждый из которых борется за своего покупателя. А простая формула «цена — качество» действительна только для определенных типов и характеристик масел до тех пор, пока их производитель имеет стабильную репутацию на рынке.

  • ГОСТ, SAE, API, ILSAC, ACEA — что это?
  • Какие существуют виды автомобильных моторных масел?
  • Как расшифровать маркировку на моторном масле?
  • Какие популярные бренды и производители масел самые лучшие?
  • Как правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля?

на этих вопросах необходимо остановиться подробно, чтобы помочь автомобилистам сделать правильный выбор этого важнейшего расходного материала для обслуживания своего автомобиля.

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки

Все о моторных маслах для автомобилей

Масло для смазки деталей двигателя было запатентовано в Америке еще в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти были обнаружены случайно, когда она попала в заклинивший клапан парового двигателя. С тех пор первая в мире марка моторного масла — Valvoline (буквально — клапанное масло) — вошла в свою историю).

Состав современных моторных масел формируется по принципу добавления в их основу определенного набора присадок (иногда его называют базовым маслом). За основу можно получить:

  1. В процессе очистки масла (от нефтяных фракций), поэтому масла называют минеральными маслами.
  2. Из искусственно синтезированных органических соединений — в этом случае масла называют синтетическими.
  3. Смеси минеральной и синтетической основ — полусинтетические масла.

Решение, казалось бы, простой задачи (смазка трущихся при работе деталей) заметно усложняется факторами, влияющими на этот процесс:

  • процессы износа трущихся деталей и попадание продуктов износа в смазку;
  • высокие температуры и сложные переходные тепловые процессы;
  • попадание продуктов сгорания в смазку;
  • склонность металлов к коррозии;
  • работа двигателя в достаточно широком диапазоне изменений температуры окружающей среды.
  • наличие в конструкции двигателя деталей из материалов, чувствительных к химическому составу смазки (в основном резиновые уплотнители);

Перечисленные факторы определяют основные требования к моторным маслам:

  1. Стабильность физико-химических характеристик при воздействии высоких температур.
  2. Обладает противоизносными свойствами, позволяющими положительно влиять на поверхности трения в пограничных слоях.
  3. Нейтрализация кислой среды (результат взаимодействия масла с продуктами сгорания).
  4. Хорошие очищающие свойства, позволяющие удалять загрязнения из зон трения, возникающие из-за износа и продуктов сгорания.
  5. Устойчивость к пенообразованию.
  6. Отсутствие агрессивной среды.
  7. Представьте плоскую форму графика отношения вязкости к температуре масла в довольно широком диапазоне температур окружающей среды (облегчает запуск двигателя при отрицательных температурах).
  8. Низкое потребление отходов.
  9. Совместим с уплотнительными материалами.
  10. Устойчивость к процессам старения (ухудшение физико-химических свойств со временем).

Они обеспечивают необходимые требования к моторным маслам, их характеристикам, наиболее важными из которых являются вязкость и целевые и эксплуатационные свойства. Именно по этим параметрам масла классифицируются согласно российскому стандарту — ГОСТ 17479.1-85.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса вязкость нормируется на 100 ° C, а для зимнего и всесезонного дополнительно на -18 ° C.

В общем, на рисунке ниже показана зависимость вязкости всех трех типов масел.

Все о моторных маслах для автомобилей

В этом случае максимальная вязкость — это значение вязкости, при котором двигатель все еще запускается при отрицательных температурах (холодный запуск).

При отрицательных температурах летние масла не обеспечивают холодный пуск и могут вызвать «нехватку масла» (задержка доставки деталей из-за высокой вязкости), а зимние (маловязкие) масла летом не обеспечивают требуемых режимов смазки. По этим причинам на практике в основном используются всесезонные масла.

Ниже в таблицах 1 и 2 приведены данные о вязкости, назначении и характеристиках моторных масел по ГОСТ.

Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Степень вязкости Кинематическая вязкость, мм2 / с, при температуре
+ 100 ° С -18 ° С
не менее уже нет уже нет
3,8 1,250
4.1 2 600
5,6 6000
5,6 10 400
6 5,6 7.0
восемь 7.0 9,3
10 9,3 11,5
12 11,5 12,5
14 12,5 14,5
шестнадцать 14,5 16,3
ветры 16,3 21,9
24 21,9 26,1
3с / 8 7.0 9,5 1,250
4с / 6 5,6 7.0 2 600
4ч / 8 7.0 9,3 2 600
4ч / 10 9,3 11,5 2 600
5д / 10 9,3 11,5 6000
5ч / 12 11,5 12,5 6000
5c / 14 12,5 14,5 6000
6ч / 10 9,3 11,5 10 400
6ч / 12 11,5 12,5 10 400
6z / 14 12,5 14,5 10 400
6с / 16 14,5 16,3 10 400

Буква «z» в маркировке означает «загустевшие» (относится к зимним и всесезонным маслам), а дробь означает, что масло предназначено для всех сезонов (зимний класс указан в числителе дроби, а летний класс — указано в знаменателе).

Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 Рекомендуемая область применения
НО Бензиновые и дизельные двигатели без двигателя
Б B1 Бензиновые двигатели малой мощности, работающие в условиях, склонных к образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Би 2 Дизельные двигатели малой мощности
В В 1 Бензиновые двигатели средней мощности, работающие в условиях окисления масла и образования всех видов отложений
В 2 Дизельные двигатели средней мощности с повышенными требованиями к антикоррозийным и противоизносным свойствам масел, а также склонностью к образованию отложений при высоких температурах
Г D1 Высокопроизводительные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, которые имеют тенденцию к окислению масла и образованию всех типов отложений, коррозии и ржавчины
G2 Высокоэффективный дизельный двигатель без наддува или умеренно атмосферного воздуха, работающий в условиях, благоприятных для образования высокотемпературных отложений
Д D1 Бензиновые двигатели с высоким ускорением, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, чем масла группы G1
RE 2 Высокоэффективные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации или когда в используемом топливе требуется использование масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозийными и противоизносными свойствами, низкой склонностью к образованию всех типов отложений
И Mi1 Бензиновые и дизельные двигатели с высоким ускорением, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, чем масла групп D1 и D2
E2 Отличаются большей диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Если в маркировке указан индекс 1, он используется для бензиновых двигателей, если индекс 2 — для дизельных двигателей. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное.

Используя данные таблицы, можно подробно расшифровать классификацию масла по ГОСТ. Например, маркировка М-6з / 10В означает: универсальное всесезонное (6з / 10) моторное масло (М) для дизелей средней мощности и бензиновых двигателей (В).

Помимо ГОСТ, в России распространилась классификация смазочных материалов по зарубежным стандартам.

Классификация моторных масел по SAE

Стандарт Общества автомобильных инженеров (SAE) — один из самых распространенных в мире. Классификация масел SAE основана на общем принципе соответствия вязкости свойствам масел в эксплуатации, а также делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. От классификаций по другим стандартам отличается маркировкой:

  1. Winter: содержит в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
  2. Лето — обозначается только цифрой, характеризующей вязкость. Есть 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
  3. Для всех сезонов — по ГОСТу обозначаются двойным символом, например SAE 15W-30.

Все о моторных маслах для автомобилей

Примерное соответствие масел стандартам SAE и ГОСТ показано в таблице 3.

Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300

Степень вязкости Степень вязкости
ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300 ГОСТ 17479.1-85 SAE J-300
5 Вт 24 60
10 Вт 3с / 8 5w-20
15 Вт 4с / 6 10w-20
20 Вт 4ч / 8
6 ветры 4ч / 10 10w-30
восемь 5д / 10 15w-30
10 30 5ч / 12
12 5c / 14 15w-40
14 40 6ч / 12 20w-30
шестнадцать 6z / 14 20w-40
ветры пятьдесят 6с / 16

Классификация моторных масел по API

Стандарт Американского института нефти также широко используется в мировой практике. Классификация API делит масла на 2 большие категории:

  1. Категория S (Сервис) — для легковых и легких коммерческих автомобилей с четырехтактными бензиновыми двигателями;
  2. Категория C (Commercial) — для коммерческих грузовиков, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительной техники, оснащенных дизельными двигателями.

Все о моторных маслах для автомобилей

Первая категория S включает 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе к концу алфавита находится эта буква, тем выше требования к качеству. Самое современное масло для мультиклапанных бензиновых двигателей с турбонаддувом — класс SL.

Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов такой же (чем больше в алфавите буквы, тем выше качество), только в обозначении иногда присутствуют цифры, устанавливающие тип двигателя: 2-х тактный или 4-х тактный. Высшее качество в категории C — масло класса CI-4 для быстроходных дизельных двигателей.

Для обозначения универсальных масел API используется двойная маркировка со знаком дроби, например SG / CD.

Следует отметить, что наличие классификационного знака API на упаковке не означает, что качество масла соответствует данному стандарту. Истинное соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) был создан ассоциациями автопроизводителей Америки и Японии, и стандарты, которые он разрабатывает, ориентированы в первую очередь на рынки этих стран. По классификации ILSAC моторные масла делятся на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, при этом GF-5 — самый современный класс (разработки в классе GF-6 продолжаются).

Все о моторных маслах для автомобилей

Отличительные особенности масел, соответствующих стандартам ILSAC:

  • энергосберегающие свойства;
  • улучшенные противоизносные свойства и высокая степень защиты от образования отложений;
  • большая совместимость с системой контроля выбросов.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название — Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, англ. — European Automobile Manufacturers Association) изначально был разработан для европейских стран, но позже начал применяться на мировом рынке смазочных материалов для автотранспортных средств. Стандарт вводит три основные категории масел:

  1. Класс A / B — для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей;
  2. Класс С — для бензиновых и дизельных двигателей, отвечающих современным экологическим требованиям;
  3. Класс Е — для дизельных двигателей грузовых автомобилей, работающих в условиях высоких нагрузок.

Все о моторных маслах для автомобилей

Маркировка масел в соответствии с настоящим стандартом содержит буквенный код категории (в случае первой категории — две буквы, разделенные знаком дроби) и номер рядом с буквой. Чем выше значение показателя, тем выше требования к качеству масла. Впоследствии две последние цифры года принятия категории обозначаются тире.

Пример маркировки класса первой категории: А3 / В4 — 04. Общие указания по применению стандартизированных масел по ACEA пока носят рекомендательный характер и требуют уточнения при выборе конкретного автомобиля.

Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел

Все о моторных маслах для автомобилей

В пятерку самых популярных брендов производителей моторных масел в России, по мнению автовладельцев, входят:

  1. Mobil — это американский бренд Exxon Corporation с производственными дочерними предприятиями по всему миру, самый узнаваемый бренд. Используется крупными производителями автомобилей как для серийных, так и для спортивных автомобилей. Продукты Mobil совместимы с большинством сертифицированных моторных масел.
  2. Shell — англо-голландская международная компания с мировым именем, продукция которой уступает американской Exxon Mobil, пожалуй, только по цене. В России моторное масло носит бренд Shell Helix.
  3. Liqui Moly — это торговая марка немецкой компании, которая стабильно входит в мировые рейтинги топ-3 моторных масел. Он популярен, прежде всего, среди любителей спортивного инвентаря и владельцев престижных автомобилей.
  4. Castrol — это бренд, принадлежащий British Petrolium. Эти моторные масла очень популярны в России, в основном, с точки зрения соотношения цены и качества».
  5. Лукойл — единственный российский бренд, продукция которого сертифицирована по стандартам API. Несмотря на то, что качество соответствует мировым стандартам, масла Лукойл имеют значительные преимущества перед зарубежными аналогами по цене.

В списке известных российских производителей моторных масел нельзя не упомянуть еще две марки — французскую Total и южнокорейскую ZIC. И если Total давно пользуется заслуженным уважением автовладельцев (из недостатков — несколько завышенный расход на отходы), то корейский производитель не приобрел необходимой популярности из-за своего относительно непродолжительного присутствия на российском рынке.

За границей водители также предпочитают известных производителей, а Mobil, Shell и Castrol неизменно входят в тройку лидеров. В то же время в Соединенных Штатах такие бренды, как Rotella и Pennzoil, связанные с Shell, действуют как независимые бренды. Два других бренда стабильно входят в число ведущих западных производителей моторных масел: старейшая в мире Valvoline и относительно молодая (основанная в 1986 году) американская Royal Purple.

Отзывы автомобилистов о моторных маслах по-прежнему носят качественный характер. Гораздо более объективную информацию дают испытания масла как на опорах в лабораторных условиях (сравнительные стендовые испытания), так и в реальных условиях (эксплуатационные испытания).

Наиболее авторитетное российское массовое автомобильное издание — журнал «За рулем» периодически заказывает такие испытания в специализированных организациях или проводит их самостоятельно и практически ежегодно публикует результаты. Из последнего исследования публикации — эксплуатационные испытания одного из самых «популярных» классов синтетического масла 5W40 восьми известных брендов. Основными параметрами, отслеживаемыми во время испытаний, были:

  • отклонение вязкости за пределы, допускаемые классом масла;
  • ухудшение моющих свойств и устойчивости к кислотообразованию;
  • дожитие до состояния расслоения (потеря присадок из-за уменьшения активных компонентов в масле).

Тесты не принесли сюрпризов: свою репутацию подтвердили гиганты производителей моторных масел Mobil, Shell и Castrol. Но корейский ZIC по многим параметрам даже превзошел мировых лидеров, что позволяет рекомендовать его продукцию к применению.

Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля

Все о моторных маслах для автомобилей

Классический пример того, как очень дорогое моторное масло для спортивного автомобиля (например, класс 0W60) может непоправимо повредить штатный двигатель массового автомобиля, основан на простом факте: нерекомендуемая производителем вязкость смазочного материала неизбежно приводят к необратимым изменениям в процессе эксплуатации.

Поэтому начинать выбор моторного масла необходимо с изучения допусков по параметрам, которые производитель рекомендует для конкретной модели двигателя (а не для марки, потому что линейка двигателей марки, и даже модель автомобиля, могут иметь разные требования к смазочным материалам). Подробнее по этой теме смотрите в статье: Какое масло заливать в двигатель.

Многие производители масел сертифицируют свою продукцию по согласованию с производителями автомобилей в отношении конкретных марок и моделей автомобилей. В таких ситуациях при выборе моторного масла недостаточно следовать общим критериям соответствия стандартам классификации SAE, API, ILSAC или ACEA. Подобные требования можно найти, например, у Mercedes, Audi или VW, и они должны выполняться для сохранения заводской гарантии на двигатель. Приобрести рекомендованную продукцию для этих автомобилей можно у представителей или официальных дилеров автомобильной марки, и это будет недешево.

В тех случаях, когда производитель автомобилей в рекомендациях указывает только общие требования к классификации смазочных материалов (например, SAE), у автовладельцев появляется больше возможностей для экономии. Возможен баланс между более частой заменой дешевого отечественного масла от проверенного производителя (например, Лукойла) на более дорогую продукцию всемирно известных брендов, но с более длительным межсервисным интервалом.

Кстати, подобные лабораторные испытания проводил журнал «За рулем», и результаты подтвердили экономическую целесообразность использования российских масел (с более частой заменой) без негативных последствий для двигателя.

И конечно же, выбирая моторное масло, нужно остерегаться подделок, наводнивших рынки. Здесь может и не быть единого рецепта, но репутация магазина и наличие сертификатов лишними не будут. И в этом смысле преимущество, пожалуй, на стороне российских брендов: есть смысл подделывать более дорогую продукцию.

Видео-ликбез по моторным маслам

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв