Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

33 просмотров

Техническое обслуживание автомобиля — это комплекс профилактических мероприятий, прописанных производителем автомобиля. Задача технического обслуживания — не допустить поломок и неисправностей, вероятность которых в заданный промежуток времени достаточно высока. В двух словах: лучше предупредить заранее, чем ремонтировать долго и дорого.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает в себя обязательные операции (например, замена масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операции, выявленные при диагностических операциях (как с использованием специального оборудования, так и без него — по результатам визуального осмотра),

В технической литературе операции по обязательному техническому обслуживанию определяются по названию сути выполняемых работ:

  • Электротехнические;
  • Корректирование;
  • СТО;
  • Крепеж;
  • Контроль и диагностика.
  • Смазка;

По результатам осмотров и диагностических работ принимается решение о проведении дополнительных работ (доливка жидкостей, замена изношенных элементов и т.д.).

Виды технического обслуживания автомобилей

Обслуживание и уход за автомобилем

Объем и содержание операций, включенных в техническое обслуживание автомобиля, определяется маркой и моделью автомобиля, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определенного срока хранения, если автомобиль не использовался в течение этого периода.

Особое значение имело соблюдение правил технического обслуживания в советское время, когда с одной стороны автомобили не были такими совершенными и надежными, как сегодня, с другой стороны сохранялась дисциплина вождения транспортных средств (особенно в организациях.

Правило осмотра транспортного средства перед отправкой в ​​рейс и устранения выявленных недостатков является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И эта потребность, особенно в грузовых автомобилях и автобусах, полностью оправдана: перевозка крупногабаритных людей и грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов технического обслуживания в России сохранилась еще с советских времен в «Плановой профилактической системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные положения:

  • обслуживание второй машины — ТО-2;
  • ежедневное обслуживание автомобилей;
  • первое техническое обслуживание автомобиля — ТО-1;
  • сезонное обслуживание автомобилей.

Современные производители автомобилей немного изменили нумерацию и периодичность обслуживания:

  • У ряда производителей автомобилей отпала необходимость в обслуживании по классификации ТО-1, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
  • Нумерация по классификации ТО-2, выполняемая, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 до ТО-10 или даже ТО-12.

То есть для легковых автомобилей типы и нумерация ТО могут выглядеть так:

  • периодическое ТО (пронумеровано) — ТО-1… ТО-10 (ТО-12);
  • ежедневное обслуживание;
  • нулевое обслуживание — ТО-0;
  • сезонное обслуживание.

График технического обслуживания, интервалы технического обслуживания и состав операций для каждого вида технического обслуживания определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) максимальный предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. Км. Интервалы технического обслуживания между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тысяч км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное техническое обслуживание — ETO (для автомобилей, а не предполетный осмотр) включает проверку и осмотр основных узлов и агрегатов машины, в основном тех, которые связаны с безопасностью дорожного движения. При этом проверяют:

  • осмотр — состояние шин. При необходимости накачать (см. Таблицы давления в шинах);
  • осмотр — наличие протечек в тормозной системе, гидроусилителе, двигателе (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  • осмотр — уровни жидкостей в резервуарах и картерах основных узлов и групп. При необходимости зарядите;
  • тест — запуск двигателя, контрольный тест при разборке тормозов, руля, сцепления, коробки передач.
  • осмотр и проверка — исправность электрооборудования, приборов и индикаторов приборной панели;

Первое техническое обслуживание

Первое обслуживание ТО-1 включает в себя операции, входящие в ежедневное обслуживание, а также дополнительно:

  • заправка: замена моторного масла (с заменой масляного фильтра);
  • мойка кузова, чистка салона;
  • контрольно-диагностические работы и осмотр (в дополнение к осмотру ETO): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, трансмиссии тормозов, люфта рулевого колеса, люфта рулевого механизма, защитных кожухов деталей шасси, проверка состояния пружин, рычагов, штанги и стойки подвески, свободный ход педалей сцепления и тормоза, натяжение приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  • крепеж (проверить и при необходимости подтянуть): крепление двигателя, коробка передач, рулевой механизм, рулевые тяги, поворотные рычаги, колесные диски, детали выхлопной системы, крепления тормозов;
  • электрическая: проверить и при необходимости очистить аккумулятор и электрооборудование от пыли и грязи, проверить состояние изоляции, при необходимости заменить перегоревшие лампы или предохранители.
  • наладочные работы: люфт педалей, натяжение трансмиссионного ремня, стояночный тормоз, люфт рулевого колеса, люфт рулевой тяги, карбюратор (для карбюраторных двигателей);

Второе техническое обслуживание

Второе ТО — ТО-2 включает в себя операции, входящие в ТО-1, а также дополнительные работы по углубленной диагностике основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Помимо большего объема контрольно-диагностических работ, во время ТО-2 происходит больше операций по дозаправке. Помимо замены масла в двигателе, в зависимости от пробега или срока хранения, вносятся следующие изменения:

  1. Хладагент,
  2. Тормозная жидкость,
  3. Трансмиссионное масло,
  4. Гидравлическое масло,
  5. Масло мостовое (для грузовых автомобилей и легких полноприводных автомобилей).

Для заданного пробега в ТО-2 регламентирована обязательная замена некоторых элементов. Для легковых автомобилей это:

  • Свеча
  • Топливные фильтры,
  • Воздушные фильтры,
  • Фильтр трансмиссии (если автомат),
  • Ремень и ролики ГРМ (если привод ГРМ) и дополнительное оборудование.
  • Салонные фильтры,

Крепежные работы с ТО-2 также выполняются в большем объеме, чем с ТО-1. К ним относится проверка герметичности застежки:

  1. Головки цилиндров,
  2. Радиатор,
  3. Крышки ГРМ,
  4. Чашка масла,
  5. Впускной и выпускной коллекторы,
  6. Топливный бак,
  7. Крышки редуктора заднего моста,
  8. Дверные замки и петли.

Из наладочных работ необходимо отметить норму:

  • Зазор между колодками и тормозными дисками,
  • Клапаны двигателя,
  • Напряжение блока хронометража,
  • Люфт подшипника передней ступицы.

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и интервала технического обслуживания, рекомендованного конкретным производителем автомобиля.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное обслуживание (SA) проводится для подготовки автомобиля к использованию в предстоящем зимнем или летнем сезоне.

Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на работоспособности деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая ёмкость АКБ, необходимо для обеспечения правильного функционирования системы обогрева привод колес портится вместе с дорожным покрытием.

Обычно автомобилисты стараются совмещать сезонное обслуживание, которое включает в себя в качестве основной операции по замене шин одно из пронумерованных рядовых ТО (по классификации профилактической системы ТО-2).

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Обслуживание и уход за автомобилем

Техническое обслуживание (за исключением ETO) — платная процедура, и многие автомобилисты задаются вопросом: «А можно ли вообще не проходить его, сэкономив тем самым деньги?» Кроме того, современные производители автомобилей заявляют, что их качество и надежность повышаются, а интервалы технического обслуживания также увеличиваются.

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идет о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. На самом деле интервалы технического обслуживания за последние 15-20 лет практически не изменились, и даже всемирно известные производители автомобилей еще не создали полностью необслуживаемую машину.

Это означает, что периодическое обслуживание требуется не только для новых автомобилей, но тем более для автомобилей с пробегом.

Не только можно, но и нужно сэкономить на прохождении конкретной доработки. При этом важно, на каком сроке эксплуатации находится автомобиль: гарантийный (гарантия производителя) или послегарантийный.

Если машина находится на гарантии, вам следует ознакомиться с соответствующим параграфом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывают, что одним из условий сохранения гарантии является прохождение ТО в официальных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это более чем спорный вопрос, большинство автомобилистов этому требованию подчиняются.

Экономия во время технического обслуживания в течение гарантийного периода возможна за счет выбора дилерского центра, предлагающего более дешевые услуги, и приобретения материалов для технического обслуживания в стороннем магазине (иногда это половина цены розничного продавца, но поставка ваших собственных материалов должна быть согласована заранее).

Кроме того, в предварительной смете стоит обратить внимание на перечень ремонтных работ. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить несложно — по той же сервисной книжке).

Если у автомобиля нет гарантийного срока, возможности сэкономить на обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций по техническому обслуживанию можно провести самостоятельно (здесь не требуется специальной квалификации): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колесных групп.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) могут быть выполнены известными независимыми мастерскими. Как правило, услуги таких сервисов значительно дешевле, чем у официальных дилеров.

Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв