Шатун ДВС

310 просмотров

Шатун представляет собой звено в цепи передачи возвратно-поступательного движения от поршней к коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания, которое преобразует поступательное движение во вращательное движение в кривошипно-шатунном механизме.

Содержание статьи:

  1. Что такое шатун.
  2. Из чего сделан шатун.
  3. Строение шатуна.
  4. Как работает шатун.
  5. Как стучит шатун.

Что такое шатун.

Шатун двигателя внутреннего сгорания представляет собой простую механическую конструктивную деталь или, как его еще называют, дышло, которое соединяет поршень через поршневой палец и коленчатый вал через палец шатуна.

Чтобы не менять шатуны при каждом ремонте ДВС, в местах крепления используются специальные быстросъемные вкладыши (подшипники скольжения) с антифрикционными слоями.

Есть еще и в плане конструкции кривошипы из цельного баббита. В таких шатунах люфт регулируется пазами пластин от половинок шатунов. Эти шатуны в основном используются в компрессорах и низкооборотных двигателях внутреннего сгорания.

Есть алюминиевые шатуны. Эти шатуны не имеют антифрикционного защитного слоя и не подлежат ремонту. Установлен в стартерах.

Во всех двигателях внутреннего сгорания, имеющих поршни и коленчатый вал, устанавливаются шатуны, кроме двигателя Баландина (вместо шатуна для передачи движения используется ползун).

Из чего сделан шатун

Шатуны ДВС изготавливаются из стали методами ковки и штамповки. Для двигателей с высокими нагрузками, таких как гоночные автомобили и боллиды, шатуны могут быть изготовлены путем литья из титанового сплава.

Для серийно выпускаемых двигателей внутреннего сгорания шатуны изготавливаются методом горячей штамповки из следующих марок среднеуглеродистых и легированных сталей:

  1. Сталь 40. Сталь с содержанием углерода 0,4 %.
  2. Сталь 45. Это означает, что углерод в сплаве 0,45 %.
  3. Сталь 45Г2. Код этой марки следующий: сплав содержит 0,45% углерода (C) и марганца (Mn) 2 %/
  4. Сталь 40ХН. Помимо 0,4% углерода, этот сплав содержит 1% хрома (Cr) по объему и 1% никеля (Ni) по объему %.
  5. Сталь 30ХМА. Это код для жаропрочной и устойчивой к релаксации стали. В составе 0,3% С; хром (Cr) 1%; молибден (Мо) 1%. Буква «А» говорит о том, что сплав улучшен, он был закален с высокой температурой.

Строение шатуна

Шатун ДВС состоит из:

  1. верхняя головка поршня;
  2. силовая штанга;
  3. нижнюю кривошипную головку.

Верхний большой конец выполнен цельным. Это соединительная деталь с отверстием под штифт. Верхняя часть головы не разделена.

Подающая штанга выполнена цельной, без соединительных деталей.

Нижняя шатунная головка — это шарнир шатунной шейки коленчатого вала. Нижняя головка складная, соединяется болтами шатуна. При ремонте вместо шатунных болтов нельзя установить обычные, так как шатунные болты выдерживают высокие температуры и нагрузки. Поврежденную резьбу на болтах шатуна нарезкой не восстанавливают; на заводе резьба создается накаткой, а не нарезкой с помощью формы. Это означает, что при повреждении резьбы болтов шатуна их необходимо заменять, а не ремонтировать.

В нижней головке сиденья установлены тонкостенные вкладыши (подшипники скольжения). Подшипники нижнего конца шатуна конструктивно не отличаются от коренных подшипников коленчатого вала.

Некоторые шатуны имеют отверстия для прохода моторного масла к подшипнику скольжения.

Для подачи масла к верхней головке некоторые типы имеют отверстие для смазки. Силовая планка дизельных двигателей более толстая, массивная.

Биелла ДВС

1 — болт шатуна; 2 — крышка; 3, 4 — подшипники нижнего и верхнего шатуна; 5, 8 — нижняя и верхняя головки шатунов; 6 — корончатая гайка; 7 — шатун; 9 — втулка (втулка); 10, 11 — штифты; канал; б, в, г — шатун, конический ремень и головка болта шатуна; д, е — дугообразные бороздки; г, у, о — радиальные отверстия; в, м — холодильники; k, l — кольцевые проточки; n — короткая проточка; р — выемка для штифта; р — квартира.

По конструкции строение шатунов классифицируют на:

  • ромбический.
  • круглый;
  • двутавровые балки;

Двутавровые балки используются в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Шатуны круглого сечения используются в судовых двигателях.

Ромбические шатуны предназначены для двигателей скоростных гоночных автомобилей.

Кривошипные головки классифицируются на:

  • раздвоенный.
  • буксируемый;
  • просто;

Шатуны с простыми кривошипными головками устанавливаются в простых двигателях внутреннего сгорания.

Шатуны с ручным коленчатым валом используются в радиальных и V-образных двигателях.

Шатуны коленчатого вала вилки используются в двигателях V-образной и W-образной формы.

Как работает шатун

Он передает на шатун в ДВС энергию движения, энергию взрыва топливовоздушной смеси в рабочей камере цилиндра сгорания. После воспламенения топливовоздушной смеси поршень перемещается из верхней мертвой точки в нижнюю мертвую точку поршня (в мертвой точке скорость равна 0). Поскольку поршень прочно соединен с верхней головкой шатуна поршневым пальцем, поршень толкает шатун вниз. Нижняя головка шатуна надежно прикреплена к шейке шатуна коленчатого вала. При движении вниз шатун поворачивается вокруг оси коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания на 360 градусов и начинает обратное движение вверх. Это рабочий цикл цилиндро-поршневого узла кривошипно-шатунного механизма.

Как стучит шатун

Чтобы вибрации оставались близкими к нулю, шатуны делают максимально легкими. Снижение веса может снизить прочность. Поэтому дизайнеры ищут золотую середину.

На этом видео показан стучавший шатун Сузуки.

В этом видео показан удар по двигателю ВАЗ 2199 и как проверить, не стучит ли шатун ДВС.

Если новые шатуны ДВС приходят по запросу целыми, то их надо сломать. На видео ниже показано, как сломать новый шатун Шевроле.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв