50 публикаций2,5 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Появление первых оппозитных двигателей с горизонтально-поршневой системой решило многие проблемы.
После появления первых двигателей внутреннего сгорания великие умы человечества не отказались от идеи улучшения существующей конструкции.
Основная цель заключалась в уменьшении габаритов, более компактной компоновке и повышении устойчивости машины.
Двигатель с оппозитным двигателем решил многие из перечисленных выше проблем, но не полностью.
Содержание
История
Изначально оппозитные двигатели использовались исключительно на военной технике и не пользовались большим спросом в гражданском автомобилестроении.
Данным двигателем заинтересовались только разработчики Volkswagen, которые с 1938 года начали устанавливать его на автомобили «Жук».
За почти 65 лет было произведено около 22 миллионов таких автомобилей.
Со временем установкой таких двигателей занялись и разработчики компании Porsche. Так, оппозитные двигатели появились на сериях Porsche 987 Boxster и GT.
С 1963 года японский бренд Subaru присоединился к «любительскому клубу», для которого этот тип двигателя стал приоритетным.
На фото оппозитный двигатель Subaru.
Основные типы
Сегодня существует два основных типа оппозитных двигателей.
OROC.
OROS — уникальный в своем роде движок. Его особенность заключается в том, что поршни не только расположены горизонтально, но и перемещаются асинхронно друг с другом.
Благодаря этому конструкция значительно упрощается — отпадает необходимость в использовании клапанной системы и ГБЦ.
В результате двигатель теряет массу и общий объем вредных выбросов. Что касается типа «ОРОС» на бензине и дизельном топливе, то в первом случае топливная смесь поступает в двигатель с помощью карбюратора, а во втором — непосредственно в камеру.
Тип двигателя «Боксер»
Boxer — это второй тип оппозитного двигателя, который в принципе очень похож на V-образный двигатель.
Особенностью такого двигателя является синхронное движение поршневых агрегатов через каждые 1/2 оборота коленчатого вала.
Количество цилиндров может варьироваться от 4 до 12. Наиболее популярны 6-цилиндровые плоские двигатели, которые отличаются минимальным уровнем вибрации.
Преимущества
После краткого рассмотрения конструктивных особенностей оппонента, хотелось бы резюмировать его достоинства.
Есть несколько:
- Из-за низкого положения узла можно говорить о значительном понижении центра тяжести. В результате значительно улучшается управляемость автомобиля и его устойчивость на дороге (даже на высокой скорости.
- Коробка передач почти на одном уровне с трансмиссией, поэтому мощность передается от узла к узлу с максимальной эффективностью.
- Этот тип двигателя хорош практически полным отсутствием вибраций при движении. Поршневые узлы, повернутые на 180 градусов относительно друг друга, идеально сбалансированы и отлично гасят избыточную энергию. В результате двигатель работает плавно и без лишних рывков.
- Двигатель оппозитного типа идеально сбалансирован, поэтому всегда можно установить коленвал на трех подшипниках (в обычных двигателях их пять). Благодаря этой функции значительно уменьшаются вес и длина двигателя.
- Что касается пассивной безопасности при вождении, то у этого типа двигателей практически нет конкурентов. В случае лобового столкновения с приближающимся автомобилем, двигатель не войдет в салон, а просто упадет. Эта функция уже спасла более десятка жизней.
- У оппозитного двигателя при правильном использовании ресурс колоссальный — до миллиона километров. Главное — своевременно менять масло и прочие расходники.
Недостатки
Если бы в таком виде двигатель имел одинаковые преимущества, он бы устанавливался на все автомобили.
К сожалению, есть ряд недостатков, добавляющих «ложку дегтя»:
- Главный недостаток — сложность ремонтных работ. Из-за горизонтального расположения подползти к двигателю просто нереально. Часто бывает необходимо снять всю сборку для мелкого ремонта.
- Практика показала, что из-за горизонтального расположения двигателя гильзы цилиндров изнашиваются неравномерно. По этой причине через некоторое время двигатель начинает «есть масло».
- При выпуске этого двигателя планировалось сэкономить место под капотом, но на деле оказалось наоборот — боксер занимает гораздо больше места. Простой и расположен немного ниже.
- Из-за сложности конструкции очень сложно найти специалиста, готового к крупному ремонту. Если получится, то нужно быть готовым к значительным расходам.
Особенности применения сегодня
Как мы уже говорили, с 1963 года такие двигатели устанавливаются на Subaru Boxter.
Четырехцилиндровые двигатели имеют три поколения:
- — EA — выпускался с 1966 по 1994 год;
- — EJ — устанавливались на автомобили с 1989 по 1998 год. Коленвал при этом держался на 5 подшипниках;
- — FB — выпускается с 2010 года.
Четырехцилиндровые оппозитные двигатели Subaru EA.
нельзя не заметить путь 6-цилиндровых двигателей, которые четыре года с 1987 года выпускались под серией ER, с 1992 по 1997 год появилась серия EG, а с 1999 года — EZ.
Практика показала, что четырехцилиндровые двигатели оказались более компактными, безвредными и экономичными.
Это стало возможным благодаря ряду уникальных решений: увеличение степени сжатия (уменьшена камера сгорания и увеличен ход поршня), использование уникальной газораспределительной системы, уменьшение массы движущихся элементов, установка насоса, обеспечивающего высокий уровень смазки, а также использование новой системы охлаждения.
В 2008 году Subaru представила совершенно новый дизельный оппозитный двигатель с четырьмя цилиндрами и рабочим объемом два литра.
Все больше и больше бензиновых двигателей с восемью и двенадцатью цилиндрами устанавливают на современные автомобили Porsche.
Читайте также:
Движок MPI — изменения, плюсы и минусы
Выводы
Возможно, через несколько лет оппозитные двигатели появятся и на автомобилях других марок. Но для этого необходимо устранить ряд ключевых недостатков, отпугивающих производителей и покупателей.
Как работает оппозитный двигатель Субару — видео.
Но мы уверены, что эти решения будут найдены. Удачи.