Одним из основных элементов в двигателе внутреннего сгорания, то есть в цилиндро-поршневой группе, является поршень. Поршень — первая деталь, принимающая на себя нагрузку от взрыва в рабочей камере сгорания топливовоздушной смеси. В двигательном цикле поршень, шатун и коленчатый вал соединены жесткой муфтой.
Содержание статьи:
- Что такое углеродные отложения.
- Как убрать нагар с поршней.
- Способы очистки поршней от нагара.
- Очищает поршни от нагара, не разбирая их (мягкий, жесткий).
- Чем опасен нагар на поршне.
- Очистка поршневых колец.
- Как избежать нагара.
Содержание
Что такое нагар
Поскольку поршень является первой деталью, которая принимает на себя нагрузку от воспламенения горючей смеси (принимает удар на себя), он постоянно подвергается термическим, механическим и химическим воздействиям.
Углеродные отложения — это образование слоя из-за химических веществ, сжигаемых в подаваемом топливе. Топливо содержит различные присадки и примеси. При контакте разложившихся горючих веществ с горячими частями двигателя внутреннего сгорания (поршнями, цилиндрами, клапанами, шатунами) эти вещества прикрепляются к раскаленному металлу и оседают. Особенно быстро нагар образуется на поршнях из-за неполного сгорания топливовоздушной смеси и разложения (разложения) моторного масла. Другими словами, нагар — это отложения, которые мешают нормальной работе двигателя внутреннего сгорания, поэтому их необходимо удалить. Карбонизацию также называют коксоудалением.
Наиболее распространены отложения нагара на впускных клапанах, крышках поршней и стенках камеры сгорания.
Сажа содержит золу и соединения углерода. Твердый нагар из золы + примеси и частицы несгоревшего топлива и моторного масла, также называемый коксом. Если на нескольких частях много кокса — это уже моторный кокс.
Как очистить поршни от нагара
Типы налета или отложений на поверхности поршня:
- лаковые образования;
- кока-Кола;
- ил.
- углеродные отложения;
Поскольку двигатель внутреннего сгорания подвергается воздействию высоких температур, моторное масло разлагается и окисляется с образованием отложений. Отделенные и сгоревшие частицы масла оседают и прилипают к деталям узла цилиндр-поршень. Если поршни, кольца и рабочая камера не очищаются, слои отложений увеличиваются, вызывая повреждение двигателя внутреннего сгорания.
Методы очистки от нагара и кокса
- Ручная чистка с разборкой.
- Очистка специальными растворителями:
* через отверстия свечей;
* через маслозаливную горловину.
Чтобы качественно очистить поршни от нагара, необходимо использовать ручной метод механической очистки. Выбрав этот способ, вам придется разобрать двигатель и разобрать поршни. Процесс этот трудоемкий, ведь потребуется гараж, знания и навыки разборки двигателя, инструменты. После разборки очистите поверхность поршня скребком, затем наждачной бумагой.
- Плюс ручная механическая очистка — качественное удаление нагара, кокса, краски.
- Меньше — время, работа.
Очистка поршней от нагара без разборки
Многие выбирают второй способ очистки поршней от нагара, без разборки. При коксоудалении и появлении поршневых колец применяется метод без демонтажа деталей двигателя.
Принцип такой очистки заключается в использовании специальных средств, способных растворять образовавшийся кокс и налет.
Эти растворители кокса заливаются непосредственно через отверстия для свечей зажигания (через отверстия для свечей накаливания — для дизельных агрегатов) или через систему смазки (маслозаливная горловина двигателя). Пролитая жидкость должна растворить образовавшиеся отложения сажи.
Плюсы раскоксовки и удалению нагара спец жидкостью:
- легко и быстро;
- маслосъемные кольца засохнут.
Минусы:
- нагар не удаляется с поверхностей рабочей камеры сгорания, поршней и клапанов;
- он не справится с сильно закоксованным двигателем.
Очистка и раскоксовка бывают двух видов:
- Мягкий. Если вы залите растворитель через отверстия для свечей, это называется жесткой очисткой.
- Твердый. Если через маслозаливное отверстие, это «бережная» чистка.
Мягкая раскоксовка
Суть этого метода в том, что перед заменой моторного масла в двигатель заливается промывочная жидкость с эффектом обезуглероживания поршневых колец (например, Liquid Moli, XADO / Xado).
При использовании этого метода необходимо изучить особенности работы двигателя после добавления этой жидкости в моторное масло. Как правило, на двигатель не должны воздействовать большие нагрузки (использование прицепа, крупногабаритный багаж, занос, превышение средней скорости). Это связано с тем, что масло разжижилось, изменились физико-химические характеристики масла.
Этот метод очистки, то есть без разборки двигателя, но с использованием специальной жидкости для коксоудаления и удаления нагара с деталей ЦПГ через маслозаливное отверстие, следует использовать для профилактики. Тогда будет эффект.
Твердая очистка от нагара
Если отложения на деталях поршневого узла и клапанов большие, можно использовать неразборный метод путем заливки в цилиндры через отверстия для свечей зажигания. При заливке специального углеродного растворителя непосредственно в камеру сгорания уголь и кокс размягчаются и отделяются от заготовки. Кроме того, при работающем двигателе размягченные частицы налета сгорают.
Для заливки через отверстия в крышках используются агрессивные жидкости-растворители для достижения максимального эффекта. Это, например, компания Lavr / Laurel.
Правила использования специального чистящего средства через свечные отверстия:
- Измерьте компрессию всех цилиндров. Это необязательно, но полезно для выяснения позже, есть ли разница в значениях давления до и после очистки.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Снимите свечи зажигания или свечи накаливания.
- Установите все поршни в центральное положение. Для этого поверните ведущее колесо через шкив генератора в нейтральное положение или домкрат, поднятый на 4 или 5 скоростей. С помощью рулетки или отвертки проверьте положение поршней.
- Залейте жидкость для обезуглероживания и удаления нагара во все цилиндры через отверстия для свечей зажигания.
- Подождите 30 минут.
- Вращайте назад и вперед от шкива генератора в нейтральное положение или на 4 или 5 скоростях за колесом, чтобы жидкость попала в гнезда для колец, и они взлетят, если они заблокированы. Перемещайте поршни каждые несколько минут.
- Поверните ключ зажигания и начните с отвинченных свечей зажигания, чтобы поршни выбрасывали оставшуюся жидкость через отверстия. Делайте это примерно 20 секунд. Если он останется очень жидким, может произойти гидравлический удар двигателя.
- Затяните свечи.
- Завести двигатель автомобиля. После очистки поршней, поршневых колец, стенок цилиндров, клапанов от нагара и кокса жидкостной очисткой двигатель автомобиля может не запуститься сразу.
- После запуска двигателя дайте ему поработать на холостом ходу около 15 минут. Сразу после запуска двигателя из глушителя будут выходить черные выхлопные газы и резкий запах.
- Проехать пару километров, пока цвет выхлопных газов не станет нормальным.
- Проверить масло, если оно не чистое, заменить масло и масляный фильтр.
Поршневые кольца, как это часто бывает, не становятся подвижными сразу после коксоудаления, однако после небольшого пробега ленты вступают в строй.
Чем опасен черный нагар на поршне
Наличие нагара на поршне может привести к серьезным повреждениям ДВС:
- детонация (сильный взрыв топливовоздушной смеси в камере сгорания);
- раскаленное зажигание (топливовоздушная смесь воспламеняется сама по себе из-за перегретых деталей, без искр);
- дизель (самовозгорание топливовоздушной смеси без искрообразования из-за высокого сжатия).
Возникновение детонации, калильного зажигания и дизельного двигателя значительно сокращают время капитального ремонта двигателя. Признак накаливания и воспламенения дизельного двигателя заключается в том, что двигатель автомобиля не останавливается после его выключения.
Очистка поршневых колец
Поверхности трения поршней и цилиндров, а также канавки поршневых колец покрыты лаком. Нагар и краска могут забивать канавки поршневых колец. Из-за того, что паз будет забит, поршневое кольцо расширится, что приведет к повреждению цилиндров (появятся царапины, царапины). Поэтому, если на верхних боковых частях поршней есть нагар и отложения краски, то эксплуатация автомобиля в этой ситуации приведет к преждевременному износу цилиндров, ремонт которых обойдется намного дороже. Такие причины приводят к капремонту двигателя автомобиля.
В процессе эксплуатации, если поршневые кольца растянуты, с поверхности цилиндров снимется защитный слой — hon, гильза цилиндра будет испытывать быстрый износ, а сами поршневые кольца изнашиваются.
Забивание паза или канавки кольца, вызывающее расширение кольца, также может привести к его поломке. В результате, если поршневое кольцо сломано, цилиндр и другие детали узла цилиндр-поршень (CPG) будут сильно изнашиваться.
Также может быть так, что наличие нагара и краски в канавке для поршневого кольца может закоксовать кольца (они станут неподвижными). Это явление называется закоксовыванием или возникновением петель двигателя внутреннего сгорания.
Если поршневое кольцо застряло, стало неподвижным, сжатие будет меньше, чем в исправном кольце. И, как мы уже знаем, низкая компрессия в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания увеличивает расход топлива, формирует большие слои нагара и коксовых отложений, увеличивает вероятность отказа двигателя при запуске и создает сбои в работе двигателя. Из-за того, что уплотнение сломано из-за появления поршневого кольца, в цилиндр попадает повышенное количество масла, отсюда и увеличение расхода моторного масла (съедает масло). Излишки масла на стенках поршня и цилиндра не сгорают и увеличивают углеродный слой. Любая последующая эксплуатация такого двигателя без ремонта приведет к закоксовыванию всего двигателя.
Двигатели с турбонаддувом обеспечивают лучшее сгорание топлива, большую мощность и меньший расход топлива. Конструкция и принцип действия турбокомпрессоров не так уж и сложны.
Отложения нагара, которые появляются на клапанах, способствуют их блокировке в направляющих втулках, а количество каналов подачи и выпуска клапанов уменьшается.
Процесс очистки поршневых колец также может производиться с разборкой или без нее. Без разборки двигателя для очистки поршневых колец используются такие жидкости, как ЛАВР, ХАДО. Порядок работы такой же, как и выше.
Как избежать образование нагара
Во избежание образования налета, нагара, кокса подвижных и неподвижных частей ДВС следует проводить профилактику:
- Залейте качественное моторное масло.
- И зажигание, и клапаны должны быть отрегулированы правильно, и все это необходимо для правильной работы двигателя внутреннего сгорания. Чем больше полностью сгорает подаваемое топливо, тем меньше нагара будет на поршнях, клапанах и камерах сгорания. Переполнения и переполнения быть не должно. Таким образом, состояние поршней, цилиндров, шатунов, форсунок, свечей зажигания, клапанов, уплотнений клапанов приведет к увеличению образования нагара и коксовых отложений.
- Своевременно меняйте масло и фильтры. Если вы вводите самое дешевое масло, то как минимум менять его нужно чаще (например, через 7 тысяч километров). Чем чище масло в двигателе, тем чище будут детали (без сажи и кокса). При использовании качественных дорогих моторных масел график замены составляет 15 тысяч километров.
- Своевременно проходить ТО.
- Заправляйтесь качественным топливом. Топливная жидкость содержит смолы, их содержание должно соответствовать нормативам. Поэтому заправлять машины лучше на крупных заправках.
Кроме того, при желании можно выполнить «мягкую» очистку перед заменой моторного масла по графику, чтобы избежать образования нагара и коксовых отложений.
Когда начинается большой расход масла, то уже начались проблемы с двигателем, например, это признаки того, что:
- маслосъемные кольца поршня забиты или изношены;
- выход из строя уплотнений штока клапана;
- прогорающие клапаны или клапаны коксовых печей.
Вывод из всего вышесказанного состоит в том, что затраты сил и денег на профилактику намного меньше, чем ремонт коксового двигателя.
В этом видео рассказывается о способах коксоудаления деталей цилиндро-поршневой сборки.