915 публикаций 45,7k просмотров
При покупке автомобиля далеко не всех автолюбителей интересует, является ли установленная на автомобиле силовая установка «подключаемой», т. Е. Перегибается ли на ней клапан при обрыве ГРМ. И вопрос этот достаточно важный и ответ зависит от того, насколько он трудоемок и сколько будет стоить ремонт двигателя в случае такой поломки.
Содержание
Что такое «втыковый двигатель»?
Это понятие характеризует вероятность столкновения поршней с клапанами, в результате чего последние выходят из строя — гнутся.
Такая ситуация возникает при обрыве ГРМ, когда газораспределительный механизм останавливается, а кривошип продолжает вращаться по инерции.
«Подключаемые» и «несъемные» силовые агрегаты есть в ассортименте практически всех производителей автомобилей, в том числе ВАЗ. В этом случае второй вариант двигателя, конечно же, имеет более высокий приоритет при выборе автомобиля.
Если рассматривать продукцию АвтоВАЗа, то у этого производителя достаточно большая линейка силовых установок, и в одних двигателях при поломке привода ГРМ гнет клапана, а в других такого выхода из строя не происходит.
Проблемой при выборе автомобиля ВАЗ для покупки является то, что на одну модель могут быть установлены как «подключаемые», так и «несъемные» агрегаты, что может запутать покупателя.
Какие двигатели есть на некоторых моделях ВАЗ, смотрите ниже.
Стоит отметить, что тип ГРМ влияет на вероятность прогиба клапана. Например, на ВАЗ классического семейства (ВАЗ-2101-2107) и на «Ниву» устанавливались только «подключаемые» двигатели. Но на двигателях этих автомобилей используется цепной привод ГРМ, что отличается высокой надежностью. Поэтому на классических ВАЗ и Ниве проблема прогиба клапана из-за столкновения с поршнем, по сути, не актуальна из-за малой вероятности его возникновения.
Начиная с ВАЗ-2108 и заканчивая последними моделями: «Приора», «Гранта», «Калина» и так далее, используется только ременной привод ГРМ. Здесь он может сломаться, а повреждения, которые получит двигатель, зависят от того, является он «подключаемым» или нет.
Почему двигатели гнут клапаны?
Один из способов увеличения мощности двигателя — обеспечение максимально эффективного заполнения камер сгорания топливовоздушной смесью и отвода выхлопных газов. И это делается двумя способами: за счет увеличения количества клапанов на цилиндр и за счет увеличения расхода впускного и выпускного каналов.
Второй метод достигается увеличением расстояния выпускного отверстия клапана от седла, что приводит к его столкновению с поршнем с последующим изгибом.
Благодаря приведению в действие газораспределительного механизма от вала двигателя обеспечивается синхронная работа ГРМ и КШМ. При нормальной работе силового агрегата при приближении поршня к ВМТ клапаны находятся в закрытом положении, что исключает их контакт.
При прерывании привода газораспределительного механизма теряется связь между механизмами и моментально останавливается ГРМ и КШМ продолжает работать (за счет инерции маховика). В этом случае пружины обратного клапана помещают распределительный вал в положение, при котором большая часть кулачков распределительного вала не давит на клапаны (они закрыты), но некоторые из них все еще вращаются, чтобы воздействовать на клапаны, а на последних они открыто.
В двигателях с «антипригарным покрытием» он конструктивно спроектирован таким образом, чтобы поддерживать расстояние между тарелкой клапана и днищем поршня, которое находится в ВМТ, поэтому даже при открытых клапанах контакта не происходит.
На этих силовых установках обрыв привода газораспределительного механизма не приводит к внутреннему повреждению узлов и деталей, и для восстановления работоспособности силового агрегата достаточно установить новый ремень и провести наладочные работы (настроить все согласно торговым маркам).
Но если силовая установка «вставная», сильно выступающие клапаны сталкиваются с поршнем, что приводит к их изгибу. На таких двигателях обрыв привода ГРМ обычно сопровождается сильным одиночным ударом. В этом случае ремонт двигателя трудоемкий и дорогостоящий, так как необходимо заменить поврежденные детали и восстановить ГБЦ.
На силовых агрегатах ВАЗ, склонных к изгибу клапана при поломке агрегата, особенно важна своевременная замена ремня ГРМ и периодическая диагностика его состояния, контроль натяжения и регулировка. Подобные меры практически единственные, чтобы предотвратить разрыв клапана.
Двигатели ВАЗ – «невтыковые» и «рисковые»
Поскольку на каждую из моделей ВАЗ устанавливается несколько силовых установок, важно знать, какие из них «подключаемые».
Как уже отмечалось, на классические ВАЗ (2101-2107) и ВАЗ «Нива» устанавливались силовые агрегаты, у которых гнутые клапаны. Но поскольку привод ГРМ на этих двигателях — цепной, «заедание» можно не учитывать.
«Самара»
На автомобили семейства «Самара» (ВАЗ 2108-21099) устанавливались:
- Агрегаты с маркировкой ВАЗ 21081, 2108 (карбюраторный и инжекторный);
- Двигатели 21083, 21091;
- вАЗ-2111 8-ми клапанный (модели более поздних годов выпуска).
Из них агрегаты 21083 и 2111 не гнули клапаны при обрыве ремня ГРМ, но варианты 21081 и 2108 были «рискованными».
ВАЗ 2110-2112
На моделях 10-го семейства (ВАЗ-2110-2112) линейка силовых установок еще шире. Некоторые агрегаты устанавливались на все автомобили этого семейства, а некоторые предлагались только для определенных моделей.
Общими для всех моделей были двигатели с индексами ВАЗ-2110, 2111 (8 клапанов), 2112, 21114, 21124. Из них двигатели ВАЗ-2112 и 21114 «подключаемые», а остальные клапаны не складываются.
Кроме того, на автомобиль модели ВАЗ-2112 был установлен силовой агрегат ВАЗ-21128, что тоже «рискованно» и при обрыве ремня ГРМ гнет клапана.
«Самара-2»
Автомобили семейства Самара-2, к которым относятся модели ВАЗ 2113-2115, комплектуются агрегатами марок ВАЗ-2111, 21114, 21124 и 21126. Из них «в опасности» только двигатели ВАЗ-2111 и 21124. — бесплатно.
Кроме того, для версий ВАЗ-2113 и 2115 предлагался двигатель с индексом 11183, у которого обрыв ремня не приводит к загибу клапанов.
«Гранта», «Калина», «Приора»
Lada «Granta» оснащается линейкой систем следующих марок: 11183, 11186, 21126 и 21128. Последние две также комплектуются версией «Grant Sport». Из всех двигателей только версия 11183 «антипригарная», остальные — с гнутыми клапанами.
Для Lada Kalina предлагаются двигатели марок ВАЗ 11183, 11186, 11194, 21126 и 21127. Последние два агрегата также устанавливаются на модель Kalina Sport, а версия Cross оснащена двигателями 21127 и 11186. Из всей линейки, только двигатель ВАЗ-11183 не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ.
Лада «Приора» оснащается системами с индексами 21114, 21116, 21126 и 21127. Все эти двигатели являются «подключаемыми».
Обратите внимание, что выше указаны только основные марки силовых установок, которыми оснащены некоторые модели. Но у АвтоВАЗа почти всегда «огрехи» с мелкосерийным опытным производством, когда на некоторые автомобили устанавливаются нехарактерные для него агрегаты.
Например, на ВАЗ-2109 был установлен двигатель с идентичным индексом, который отличается от версии 2108 облегченной конструкцией, а ВАЗ-2108 малой серии полностью оснащалась поворотной установкой с маркировкой ВАЗ-415.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Прочие неисправности, характерные для ВАЗ 2110 и других моделей серии.
Иномарки
Немного коснемся темы иномарок. Ниже показаны двигатели Toyota, Suzuki, Daewoo, Chevrolet, Citroen, Hyundai, Renault, Volvo, Kia, Fiat, Mercedes, Peugeot, Honda, Ford, Geely, Mitsubishi, Nissan, Audi, Volkswagen, Skoda, Opel, Lifan, Chery, Mazda, Subaru загиб клапана.
Определяем, какой двигатель рисковый
Большое количество силовых агрегатов ВАЗ и вероятность попадания в опытную модель затрудняют определение того, является ли двигатель той или иной машины «подключаемой». Более того, даже изучение документации не всегда дает надежный ответ.
Определить, не прогибается ли клапан на двигателе, можно только физически. Эта операция не совсем простая, особенно для 16-клапанных узлов, но позволяет точно установить их подверженность изгибу клапанов.
Этот метод подходит для проверки автомобилей других производителей.
Алгоритм работы проверки очень прост:
- Снимите ремень ГРМ с двигателя;
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ;
- Поворачиваем распредвал (16-клапанный вариант — два) на два оборота;
- Выставляем ВМТ на втором цилиндре и снова делаем два оборота.
Если при проверке распредвалы вращались без остановки, двигатель не погнет клапана.
Хотя этот способ проверки трудоемок, необходимо разобрать блок ГРМ, потом собрать, установить по приметам, но дает точный ответ.
Также читайте, гнет ли клапан на Чери Тигго при обрыве ремня ГРМ.
Способы решения проблемы
Поскольку столкновение поршней с клапанами имеет довольно серьезные негативные последствия, многих автомобилистов интересует, можно ли повлиять на эту ситуацию.
Существует несколько методов, позволяющих превратить электродвигатель гибки клапана в «беспроблемный».
Самый простой из них — установка поршней с проточкой. Кстати, на некоторых двигателях ВАЗ именно так решается проблема «заедания».
Внизу таких поршней есть специальные выемки для тарелок клапанов. По этой причине последние в открытом положении не контактируют с поршнями, установленными в ВМТ.
Но не все двигатели можно модернизировать таким способом по той причине, что не всегда можно найти поршни с заводскими проточками для замены «родных».
Второй способ — сделать канавки на поршне самостоятельно. Этот способ подходит тем, кто не нашел поршней на замену «антипригарным». Но у этого метода есть существенный недостаток — очень сложно сделать одинаковые вмятины на всех поршнях. В результате может образоваться неуравновешенность поршней по массе, что скажется на ресурсе КШМ. Кроме того, канавки разного размера могут вызывать разное сжатие в цилиндрах, и эту проблему нельзя устранить.
Третий способ — увеличить высоту камеры сгорания. Делается это путем установки 2-3 прокладок под головку блока. У этого метода есть обратная сторона — увеличение объема камеры сгорания, что приводит к снижению компрессии и, как следствие, снижению мощности и увеличению расхода топлива.
Тюнинг и его влияние на «втыковость»
ВАЗ — отличный вариант для тюнинга автомобиля, которым пользуются многие владельцы. Один из основных видов тюнинга двигателя — увеличение его мощности, и делается это по той же схеме, что и конструкторы, обеспечивая лучшее заполнение цилиндров топливовоздушной смесью. Для этого просто установите регулировочный распредвал вместо стандартного распредвала с большей высотой распредвала.
Но увеличение мощности с помощью настроечного вала имеет и обратную сторону: клапаны покидают свои седла на большее расстояние, а это значит, что они с большей вероятностью столкнутся с поршнями при нарушении передачи газораспределения. Следовательно, такая настройка также делает двигатель «надстройкой» «без риска».
Чтобы не сделать двигатель «рискованным», лучше не вносить никаких изменений в конструкцию ГРМ во время настройки, но если вы решите сделать обновление, нужно быть готовым постоянно следить за состоянием агрегата.
Напоследок отметим, что если движок «плагин», это не значит, что это очень проблематично. При своевременном обслуживании ГРМ вероятность отказа, такого как прогиб клапана, очень мала и может не произойти в течение всего периода эксплуатации транспортного средства.