Очень частый вопрос среди автомобилистов: какие амортизаторы лучше: бензиновые, масляные или дизельные? Кроме того, он интересен не только любителям комфортной езды, но и тем, кто считает себя «пилотами». Действительно, амортизаторы обеспечивают многие важные параметры автомобиля и, прежде всего, управляемость и курсовую устойчивость.
Зачем нужны амортизаторы в автомобиле, как они устроены и работают, какие бывают амортизаторы и в чем их достоинства и недостатки — ответы на эти вопросы помогут вам сделать правильный выбор среди большого количества производителей этих продукция на российском рынке.
В конце статьи, как обычно, можно посмотреть видео, в котором автор рассказывает и показывает, какие амортизаторы лучше выбрать (газовые, масляные или дизельные) и чем они отличаются друг от друга.
Также рекомендуем изучить алгоритм проверки работоспособности амортизаторов.
Содержание
Для чего автомобилю нужны амортизаторы
Амортизатор является неотъемлемой частью того, что обеспечивает комфорт в кузове автомобиля (с технической точки зрения подвешенная масса). Противоположность этому термину можно наглядно проиллюстрировать старой деревенской повозкой на деревянных колесах с металлическим ободом. Несложно представить, как дрожат пассажиры такого экипажа при движении по неровной грунтовой дороге.
Сглаживание этой тряски от неровностей и ям (или, с технической точки зрения, гашение колебаний в вертикальной плоскости от дорожных препятствий) — основная функция амортизаторов. Схематично амортизатор можно представить в виде пружины, расположенной между колесами автомобиля (шина, кстати, на этой схеме также является своеобразной пружиной) и кузовом.
В целом, чтобы оценить реакцию на вертикальное воздействие дороги, автомобиль можно рассматривать как механическую систему, состоящую из множества грузов, пружин и узлов трения, которые тесно связаны между собой и обеспечивают требуемую плавность хода. И амортизаторы играют в этой схеме немаловажную роль.
Принцип работы и основные типы амортизаторов (масляные, газовые, газомаслянные)
Чтобы проиллюстрировать принцип действия амортизатора, можно использовать простой пример (см. Картинки выше):
- В поршне есть два перепускных клапана (упрощенно — отверстия разного диаметра), которые позволяют практически несжимаемому маслу проходить с большей скоростью при движении штока (а значит, и колесом) вверх, а при более малой — вниз.
- Воздействие шероховатости через колесо передается на шток, который перемещает поршень внутри цилиндра.
- Нижняя часть пружинного амортизатора соединена с колесом через шток амортизатора, а верхняя часть соединена с кузовом.
Таким образом, гидравлическая часть амортизатора функционирует как условно мягкая пружина на сжатие и жесткая пружина на растяжение (технически «отскок).
Механическая пружина на рисунке показана в большей степени для наглядности, но на практике она расширяет возможности калибровки и действует как своего рода ограничитель в случае выхода из строя гидроцилиндра амортизатора.
Схема двухтрубного масляного амортизатора
Определение «масляный демпфер» означает, что в качестве рабочего материала в цилиндре используется только гидравлическое масло. Динамика масляного демпфера полностью определяется работой (производительностью) перепускных клапанов.
Для расширения динамического диапазона и возможностей регулировки маслонаполненных амортизаторов была изобретена своего рода газовая подушка. Дело в том, что газы, в отличие от жидкостей, сжимаются и нелинейно (не пропорционально движению штока). Значит, будучи «прикрепленными» к «масляной» части цилиндра, они обогатят динамику такой системы.
На рисунке ниже показана упрощенная конструкция газовой заслонки с одной трубкой.
Схема однотрубного газового амортизатора
понятно, что без нижней части (газа) она становится маслянистой (только выжатый излишек нужно куда-то класть, а больше на тот, что внизу).
А поскольку исключительно газонаполненные амортизаторы на серийных автомобилях пока не встречаются, правильнее было бы назвать такую конструкцию «дизельным амортизатором».
У масляных и дизельных амортизаторов рабочий цилиндр устройства, как правило, двухтрубный:
- В маслонаполненных амортизаторах во второй трубке (большего диаметра) через дополнительные клапаны при сжатии выделяется лишнее масло, которое «сжимается» во второй трубке воздухом.
- В дизельных амортизаторах вместо воздуха во вторую трубку закачивается газовая подушка (обычно азот под давлением).
Иногда газовая подушка в дизельных амортизаторах конструктивно размещается сбоку от цилиндра.
Основные типы амортизаторов
Помимо более узкого диапазона упругих характеристик, воздушная подушка в маслонаполненном амортизаторе не эффективно рассеивает тепловую энергию, выделяющуюся при интенсивной работе, что иногда приводит к закипанию рабочей жидкости. В дизельном амортизаторе этот эффект исключен.
Как и любая гидравлическая технология, гидроцилиндры требуют высокоточной (прецизионной) обработки, сложной системы клапанов и уплотнений, и эта система только усложняется для дизельных амортизаторов.
Поскольку газовая часть амортизатора значительно расширяет динамический диапазон системы, в целом устройство более мягко реагирует на неровности дороги, чем «масляный» вариант — это как последовательное соединение двух пружин: мягкой и жесткой, что в целом дает более мягкий отклик, чем простая пружина.
интересно, что производители поступают с точностью до наоборот и настраивают газовые амортизаторы в большей степени для агрессивного стиля вождения и спортивных автомобилей. Точнее, на трассах с хорошим покрытием газовые амортизаторы настроены на более мягкую реакцию на вертикальные воздействия, а на плохих дорогах при тех же настройках они становятся жестче.
Следует подчеркнуть, что при спортивном вождении плавность — это что угодно, но не в первую очередь: гораздо важнее такие параметры, как управляемость и курсовая устойчивость, которые газовые амортизаторы гарантируют лучше, чем масляные.
Какой фирмы амортизаторы лучше?
По данным журнала «Автоинструкция», российский рынок амортизаторов для иномарок с долей крупных игроков 10 и более процентов представлен несколькими известными компаниями (диаграмма на рисунке выше):
- Бильштейн (Bilstein) — 11%;
- Остальные компании — 9%.
- Монро (Monroe) — 14%;
- Боге — 16%;
- KYB (Каяба) — 35%;
- Фенокс (Fenox) — 15%;
примечательно, что при опросе сервисных центров, проведенном изданием «Кузов» по рекомендациям профессионалов по выбору производителя качественных амортизаторов, картина оказалась несколько иной.
Рейтинг амортизаторов, рекомендуемых механиками независимых СТО г. Москвы
При бесспорном лидерстве таких компаний, как KYB, Bilstein и Boge, профессионалы рекомендуют Monroe только в 5% случаев, хотя рыночная доля этой компании почти в три раза выше. И практически не рекомендуют белорусский бренд Fenox, доля которого очень значительна — 15%.
Чтобы понять, какие амортизаторы лучше всего устанавливать, необходимо вкратце остановиться на характеристиках основных игроков российского рынка.
- Monroe (Монро) — американская компания, продукция которой, вероятно, известна в Европе и предназначена для 99% марок и моделей автомобилей, производимых в мире. Последние разработки Monroe: газовые амортизаторы серии Sensatrac обеспечивают высокую управляемость и мгновенную реакцию на изменение условий движения;
- Koni (Кони) — амортизаторы — это единственный продукт голландской компании за почти 70 лет. Главной отличительной чертой амортизаторов Koni является возможность регулировки параметров жесткости, адаптируя автомобиль как под внешние условия, так и под индивидуальные особенности водителя и манеру вождения.
- Boge — торговая марка принадлежит концерну ZF Friedrichshafen AG (Германия) — одному из старейших мировых производителей амортизаторов. Недавно он перешел на другой известный бренд — SACHS, и теперь такой же продукт выпускается под двумя брендами. Продукция компании покрывает более 90% ассортимента мировых производителей автомобилей. На российском рынке предоставляется гарантия 1 год вне зависимости от пробега;
- Bilstein (Бильштейн) — всемирно известная немецкая компания, производящая амортизаторы более 50 лет. Именно здесь была разработана конструкция газового амортизатора с одной трубкой. Продукция Bilstein устанавливается на европейские премиальные бренды: BMW, Porsche, Mercedes, Ferrari, Maserati, Jaguar;
- KYB (Каяба) — продукция японской компании популярна не только в России, но и в Европе благодаря высокому качеству и надежности при относительно невысоком ценовом уровне. Амортизаторы этой компании используются на конвейерных лентах известных европейских производителей автомобилей. Дизельный амортизатор серии Ultra SR пользуется особой популярностью у российских любителей спорта;
Но все ли основные производители амортизаторов широко представлены на российском рынке? На изображении ниже показаны шесть крупнейших игроков на этом рынке в Соединенных Штатах, согласно опросу Ranker.
Первая тройка — участники российского рейтинга. Но продукция американской Fox Racing и шведской Ohlins специфична: она предназначена для мотоциклов, квадроциклов и внедорожников. American Rancho Suspension хорошо известна в России и специализируется на поставках популярных пикапов и крупногабаритных внедорожников в США. Несколько лет назад Rancho было приобретено Tenneco, которая, в свою очередь, владеет брендом Monroe.
Таким образом, в тройку лидеров производителей амортизаторов с очень хорошей репутацией в России входят KYB, Monroe и Bilstein.
Что касается объективных характеристик, обеспечиваемых амортизаторами и влияющих на безопасность, управляемость и комфорт автомобиля, то, по мнению самих производителей, следующие.
Тормозной путь на скорости 40 км / ч:
- KYB — 9,0 метров.
- Монро — 8,5 метра
- Бильштейн — 8,0 метра;
Различия весьма существенны, если вспомнить, что в критической ситуации важны сантиметры места для остановки.
Смещение задней оси на 90 ° (крутой режим рулевого управления):
- KYB — 48 км / ч.
- Монро — 52 км / ч;
- Бильштейн — 59 км / ч;
Тесты на плавность хода (характеристики, тесно связанные с субъективным ощущением комфорта) и курсовой устойчивости проводятся для каждой конкретной модели автомобиля, поэтому можно сравнивать амортизаторы разных производителей только для конкретных автомобилей.
интересно, что такие тесты иногда дают парадоксальные результаты: солидные компании могут проиграть посторонним как по отдельным показателям, так и по совокупным результатам тестов.
Какие выбрать амортизаторы для автомобиля?
Все же какие амортизаторы выбрать? Учитывая разнообразие конструкций, широкий диапазон нагрузок и существенные различия характеристик разных моделей автомобилей, а также индивидуальные особенности стиля вождения, нельзя ожидать односложных ответов на этот вопрос.
следует полагаться, прежде всего, на рекомендации автопроизводителя, как по характеристикам, так и с точки зрения производителей амортизаторов. Если владелец желает изменить динамику автомобиля за счет амортизаторов (или нет возможности точно следовать рекомендациям производителя), то общие соображения по выбору амортизаторов для автомобиля можно сформулировать следующим образом:
Выбор по типу (масляные, газовые, газомаслянные):
- Однотрубные газовые амортизаторы созданы для любителей агрессивного стиля вождения, предпочитающих управляемость автомобиля плавности хода.
- Если желательно, чтобы требования к комфорту сочетались с улучшенной динамикой прохождения поворотов, а стоимость и надежность детали находились в разумных пределах, то правильным выбором будут двухтрубные дизельные амортизаторы;
- Тем, кто предпочитает комфорт, тихую езду, надежность и демократичную цену, подойдут двухтрубные масляные амортизаторы;
Кстати, возраст машины тоже немаловажный фактор при принятии решения. На маститую машину с большим пробегом не рекомендуется устанавливать дорогие газовые амортизаторы — со временем ухудшаются упругие характеристики подвески и показатели прочности кузова, и вместо ожидаемого можно добиться обратного эффекта.
Выбор по производителю (какой фирмы амортизаторы лучше):
- Эксперты рекомендуют продукцию Bilstein и KONI (аристократы в мире амортизаторов) как любителям спортивного вождения, так и владельцам автомобилей премиум-класса.
- Тем, кто ценит качество и готов за него платить (даже если машина не относится к дорогим иномаркам), стоит обратить внимание на продукцию компаний KYB, Monroe и Boge (Sachs);
- Если автомобиль относится к бюджетному сегменту и нет необходимости тестировать его в спортивных режимах, а средства на обслуживание ограничены, то подойдут амортизаторы от российской компании СААЗ или белорусского Fenox;
И, конечно же, нужно остерегаться подделок: если цена на продукцию Bilstein в магазине такая же, как на белорусский Фенокс, значит, с таким продавцом что-то не так (а не по отношению к Феноксу). А рецепт проверки — наличие сертификата соответствия, гарантийного талона и соответствие уникального серийного номера данным на официальном сайте производителя.