27 поделились1,3 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Силовая установка любого автомобиля, будь то бензиновый или дизельный, запускается с помощью электродвигателя особой мощности — стартера.
Но чтобы стартер заработал, его нужно запитать от электричества. Для этого в автомобиле предусмотрен внешний источник электроэнергии — аккумуляторная батарея (аккумуляторная батарея, долевая банка).
Содержание
Основная задача АКБ
Основная задача аккумуляторной батареи — кратковременная выдача на стартер электроэнергии значительной мощности для обеспечения пуска электростанции.
Кроме того, аккумулятор обеспечивает энергией все электрические устройства автомобиля до запуска двигателя, после чего бортовая сеть питается от генератора.
В настоящее время выпускаются аккумуляторы, которые используются в автомобилях, разных типов: недавно появились кислотные, щелочные и гелевые.
Кислотные аккумуляторы наиболее распространены на автомобилях, поэтому рассмотрим их.
ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: маркировка аккумулятора.
Конструкция и принцип работы АКБ
Конструкция аккумулятора достаточно надежна, однако есть случаи повреждения аккумулятора как из-за небрежного использования, так и из-за неправильного обслуживания.
Дальнейшее использование аккумулятора автомобиля в случае его повреждения невозможно. Но если был поврежден относительно новый аккумулятор, сразу менять его не стоит, можно попробовать восстановить.
Во-первых, давайте выясним, что такое конструкция кислотной батареи.
Если посмотреть внешне, то он представляет собой закрытый пластиковый корпус с двумя выходными клеммами.
Конструктивно аккумуляторы ремонтопригодны и не требуют обслуживания.
Восстановленные аккумуляторы имеют закрытые заглушками отверстия в верхней части аккумуляторного отсека.
В необслуживаемых аккумуляторах таких отверстий нет, есть только небольшое отверстие для отвода газов.
Внутри здание разделено на 6 секций, называемых банками. Эти скамейки содержат рабочие элементы батареи: ряд положительных и отрицательных свинцовых пластин с приложенной к ним активной массой.
Находятся они переменным образом, то есть положительная пластина, рядом отрицательная пластина, затем снова положительная.
Кроме того, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин, между ними ставится разделитель.
Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выходную перемычку — фланец, который соединяется с перемычкой. С помощью прищепки блоки каждой банки соединяются между собой общей перемычкой с выводом на выводе.
Возврат электричества от АКБ осуществляется за счет химических реакций, поэтому банки заполняют электролитом, строго дозированным раствором кислоты с дистиллированной водой.
Сама по себе батарея не вырабатывает электричество, по сути, это просто накопление электричества.
Когда аккумулятор заряжается, электрическая энергия, подаваемая на клеммы зарядным устройством или генератором, преобразуется в химическую энергию. А при его разряде происходит обратный эффект.
Все работает так: когда к батарее подключен потребитель энергии, губчатый вывод отрицательных пластин с диоксидом свинца положительной пластины и электролит вступают в реакцию друг с другом.
Между ними происходит химическая реакция, в результате чего выделяется электричество, которое потребляет потребитель. В этом случае на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.
При зарядке аккумулятора происходит обратный процесс, в результате которого появляющийся слой сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.
Проще говоря, когда аккумулятор разряжается с положительных пластин, частицы свинца образуются из-за химических веществ, реакции передаются отрицательным. А когда аккумулятор заряжен, эти частицы возвращаются на положительные пластины.
Все это сопровождается выбросом или потреблением электроэнергии.
Устранение внешних неисправностей
Все неисправности АКБ можно разделить на внешние и внутренние.
Внешних неисправностей всего две: сильное окисление выводов, в результате чего происходит плохое соединение АКБ с бортовой сетью.
Вторая неисправность — это выход из строя корпуса либо из-за внешнего воздействия на него, либо трещина на корпусе вызвана внутренними неисправностями.
По клеммам особо сказать нечего, если заметили на них сильный оксидный слой — чистят.
Обнаружить неисправность корпуса несложно — из него вытечет электролит. Любую трещину можно отремонтировать, но только в том случае, если аккумулятор подлежит ремонту.
Из аккумуляторной батареи разряжается электролит, после чего трещину можно ремонтировать.
Для этого можно использовать паяльник и кусок пластика. Сначала приваривается сама трещина, а затем для большей безопасности сверху приваривается подготовленный пластик.
Затем необходимо проверить герметичность корпуса, залив дистиллированной водой.
Внутренние неисправности
В аккумуляторе возникает еще много внутренних неисправностей, и большинство из них приводит к повреждению аккумулятора, которое невозможно устранить.
Одна из самых частых неисправностей аккумуляторов — сульфатация пластин.
Сульфатирование аккумулятора вызвано неправильной эксплуатацией — длительным хранением разряженного аккумулятора, частыми глубокими разрядками, постоянным недозарядом аккумулятора, поэтому важно выбирать аккумулятор в соответствии с маркой автомобиля.
Само сульфатирование — это образование сульфата свинца на поверхности пластин, из-за которого электролит не может проникнуть глубоко в активную массу, поэтому часть этой массы уже не может вступать в реакцию.
Сопротивление внутри батареи увеличивается, поэтому емкость уменьшается, в результате чего батарея не может полностью зарядиться и быстро разряжается.
На ранних стадиях сульфатирование пластин можно устранить, но если оно глубокое, аккумулятор не подлежит ремонту.
Также есть неисправности типа растекания активной массы с пластин с возможным последующим закрытием.
Промывка аккумуляторов дистиллированной водой обычно помогает, если они немного просыпаются.
Также возможно вздутие аккумулятора из-за замерзания электролита. Возникает, когда разряженный аккумулятор находился на сильном морозе.
Автомобильный аккумулятор не подлежит восстановлению после замерзания.
Способы устранения сульфатации
Есть несколько способов избавиться от сульфатирования пластин.
Первый способ.
Первый и самый распространенный метод — это контрольный тренировочный цикл (CTC). Использование этого метода позволит устранить сульфатирование на ранних стадиях и восстановить емкость аккумулятора.
Суть этого метода заключается в проведении цикла заряда-разряда. Для проведения КТЗ вам понадобится зарядное устройство, ареометр, вольтметр и потребляющий источник электроэнергии.
Аккумулятор сначала полностью заряжается. Аккумулятор заряжается током, равным 10% от номинальной емкости, то есть при емкости аккумулятора 60 Ач сила тока должна быть 6 А. После зарядки проверяется плотность на каждой банке.
Этот показатель для полностью заряженного аккумулятора должен составлять 1,27. Если это значение ниже, необходимо будет довести плотность до желаемого значения, а затем перезарядить аккумулятор в течение получаса, чтобы смешать электролит.
После зарядки выполняется контрольный разряд. Для этого к клеммам подключается источник питания. В этом случае потребляемая мощность подключенного потребителя не должна превышать 10% от мощности.
в качестве бытовой лучше использовать автомобильную лампу накаливания определенной мощности.
Вы можете рассчитать необходимую мощность, умножив ток и напряжение. Текущая мощность в расчете берется исходя из емкости аккумулятора.
То есть при расчете мощности, необходимой для разряда аккумулятора 60 Ач, сила тока берется 6А, это значение умножается на 12В. Получаем значение мощности 72Вт, что примерно столько же и нужна лампа.
Затем аккумулятор разряжается от лампы, при этом периодически измеряется напряжение.
При разрядке АКБ необходимо снизить напряжение на выводах до 10,2 В. Это значение напряжения будет свидетельствовать о полной разрядке АКБ.
В этом случае измеряется время, в течение которого батарея была разряжена. С новой батареей это должно быть около 10 часов. Чем короче время разряда, тем сильнее теряется емкость аккумулятора.
Разряженный аккумулятор не следует оставлять надолго, его следует заряжать немедленно, пока заряд полностью не восстановится.
При этом емкость аккумулятора восстановится, а из-за уменьшения сульфатирования уменьшится внутреннее сопротивление.
Следующий способ.
Второй метод удаления сульфатирования — это применение обратных токов при зарядке аккумулятора.
Недостатком метода обратного тока является необходимость специального оборудования — генератора обратного тока.
Суть этого метода сводится к длительной зарядке аккумулятора малыми токами.
Затем при небольшом сульфатировании аккумулятор заряжается незначительным током — 0,5-2 А. К тому же зарядка ведется долго, иногда она может доходить до 50 часов.
Завершением процесса десульфатации является неизменное напряжение на выводах, а также неизменная плотность электролита в течение 2 и более часов.
Третий способ восстановления батареи.
это промывка аккумулятора с последующей его подзарядкой. Но этот способ долгий, и его реализация может занять до месяца.
Электролит сливается из аккумулятора, а на его место заливается дистиллят. Затем аккумулятор заряжается до напряжения 14 В.
После начала кипения дистиллята напряжение немного снижается. Основная цель — поддерживать кипение аккумулятора, но не интенсивно.
Со временем плотность дистиллята увеличится из-за растворения сульфата свинца в воде. После этого вода сливается и наливается новая, и аккумулятор снова заряжается, при небольшом напряжении.
необходимо следить за тем, чтобы в дистилляте появлялись пузырьки, но они не доводились до кипения.
Аккумулятор необходимо держать заряженным до тех пор, пока плотность не изменится в течение нескольких дней.
Химический метод.
Также существует быстрый способ удалить сульфатирование: химический. Все сводится к промывке аккумулятора раствором аммиака и трилона Б.
Перед промывкой раствором аккумулятор заряжается, из него сливается электролит и промывается дистиллятом.
Затем в банки наливают водный раствор, в который добавляют 2% от объема воды Трилон Б и 5% -ный аммиак.
Этот раствор будет реагировать с раствором сульфата, эта реакция будет сопровождаться кипением раствора и разбрызгиванием.
Как только кипение прекратится, раствор можно слить, банки промыть водой, затем слить электролит и зарядить аккумулятор.
Также прочтите, как выполнить сброс и зарядить необслуживаемую батарею.
Предотвращение неисправностей аккумулятора
Все неисправности аккумулятора не происходят сами по себе, они возникают из-за неаккуратного обращения и пренебрежения периодическим обслуживанием.
Сама по себе батарея не требует особого внимания. Просто заряжайте его зарядным устройством раз в шесть месяцев.
Перед подзарядкой, в случае обслуживания АКБ, необходимо контролировать уровень электролита и при необходимости восстанавливать его.
Вы также должны проверить плотность электролита в каждой банке после заправки.
Не должно быть различий в показаниях плотности между банками или разница между ними должна быть минимальной.
Перед установкой нового аккумулятора на автомобиль будет полезно проверить напряжение, подаваемое генератором, чтобы исключить перегрузку.
важно прочитать: Почему не заряжается аккумулятор, причины и способы их устранения.
А при установке нового аккумулятора на автомобиль его нужно хорошо отремонтировать, чтобы не повредить корпус.
Если вы использовали собственные методы восстановления автомобильного аккумулятора, мы с нетерпением ждем ваших отзывов.