Многим автомобилистам известно, что лямбда-зонд играет решающую роль в работе двигателя и выхлопной системы автомобиля. Это означает, что большинство из них интересуется вопросом, как проверить лямбда-зонд? Сделать это несложно. В этой статье мы рассмотрим способы проверки лямбда-зонда и покажем, как его заменить при необходимости.
Лямбда-зонд или, другими словами, датчик кислорода — это такое специальное устройство, расположенное в выпускном коллекторе. Именно показания этого лямбда-зонда позволяют электронному блоку управления форсунками поддерживать оптимальный состав топливовоздушной смеси (лямбда-зонд подает сигнал электронике, если в камере сгорания смесь слишком бедная или слишком богатая и комп это исправляет).
Хорошее видео-руководство о том, как проверить лямбда-зонд с помощью вольтметра, смотрите в конце этой статьи.
Согласно теории, для сжигания 1 кг топливовоздушной смеси требуется почти 15 кг кислорода. Именно поэтому функциональность лямбда-зонда напрямую влияет на работу силового агрегата и расход топлива.
Но не все четко понимают, что такое лямбда-зонд. Также, прежде чем начинать проверку датчика, вы должны знать причины, по которым он выходит из строя, а также последствия, которые могут возникнуть в результате отказа лямбда-зонда.
Содержание
Как устроен лямбда-зонд (принцип работы)
В состав лямбда-зонда входят следующие компоненты:
- специальная обвязка и манжеты для ее запечатывания;
- керамический изолятор;
- защитный экран (имеет отверстие, предназначенное для выпуска газа).
- металлический корпус (с резьбой для крепления);
- токопроводящий контакт;
- спираль (помещается в специальный резервуар);
- керамический наконечник;
- защитный чехол с просверленным отверстием (обеспечивает вентиляцию);
- уплотнение (кольцо);
Особенностью таких зондов является то, что для их изготовления используются только жаропрочные материалы, поскольку сам лямбда-зонд работает при высоких температурах.
Есть 4 типа щупов (в зависимости от количества проводов, которые к нему подходят):
- Одиночный провод;
- Два провода;
- Трехпроводной
- Четырехпроводной.
Основные причины поломки лямбда-зонда
Причинами неисправностей могут быть как сторонние факторы, так и неправильный уход за некоторыми элементами автомобиля, такими как:
- Попадание внутрь тела антифриза или тормозной жидкости;
- Очистить корпус средствами, которые изначально для этого не предназначались;
- Слишком высокое содержание свинца в топливе;
- Перегрев корпуса: эта проблема возникает при заправке некачественным топливом. Это происходит при неисправном датчике охлаждающей жидкости, регуляторе давления и изношенном топливном фильтре. Все это приводит к тому, что загрязненный бензин попадает в камеру сгорания.
Последствия выхода из строя лямбда-зонда
При выходе из строя лямбда-зонда автовладелец сразу замечает изменения в поведении автомобиля:
- некорректное функционирование катализатора;
- кадры в движении;
- повышенная концентрация токсинов в выхлопных газах.
- повышенный аппетит к топливу»;
- нестабильные обороты двигателя;
Все это заставляет внимательно следить за работой кислородного датчика. Его следует проверять не реже одного раза в 10 000 км.
Методы проверки лямбда-зонда
Для начала можно попробовать визуально оценить работоспособность лямбда-зонда, а затем проверить с помощью электроизмерительных приборов (вольтметра или осциллографа).
Визуальный осмотр. Конечно, это не панацея, но этот способ самый простой и понятный, поэтому комплексные меры рекомендуется начинать именно с него.
Для начала стоит осмотреть разъемы, к которым подключаются провода — все они должны быть надежно закреплены на своих гнездах.
Далее нужно внимательно осмотреть сам кислородный датчик:
- Наличие сажи. Сажа обычно возникает из-за неисправного нагревателя зонда или при сгорании богатой топливом смеси. Все это забивает прибор и «тормозит» реакцию лямбда-зонда на состав выхлопа;
- Глянцевые отложения — первый признак чрезмерной концентрации свинца в топливе. В этом случае необходимо заменить прибор, так как свинец повреждает сам зонд и катализатор;
- Белый или серый налет также приведет к замене датчика. Чаще всего причиной такой неисправности является использование присадок к топливу или моторному маслу.
Управление с помощью инструментов. Для проверки лямбда-зонда необходимо подготовить цифровой вольтметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения.
На видео в конце статьи показано, как проверить лямбда-зонд цифровым вольтметром.
Сначала стоит прогреть двигатель, после чего нужно найти датчик в подкапотном пространстве и внимательно его осмотреть. Если он покрыт обильными отложениями сажи, свинца или других подобных веществ, постоянно проверять нецелесообразно — потребуется замена.
В противном случае, давайте посмотрим дальше, в чем причина:
- Если все в порядке, вам следует завести автомобиль, предварительно отсоединив кислородный датчик от обуви и подключив его сигнальный кабель к цифровому вольтметру.
- необходимо следить за тем, чтобы не было механических повреждений самого щупа и подходящих к нему проводов.
- Затем идет вакуумный шланг, который следует снять с регулятора давления топлива.
- Далее нужно увеличить обороты двигателя до 2500 и отпустить педаль акселератора.
Теперь вы можете определить, правильно ли работает лямбда-зонд. Для этого нужно посмотреть на показания вольтметра: если они около 0,8 В и менее (или совсем не), значит неисправность прибора.
Затем следует провести испытание на обедненную смесь, для которого необходимо будет вызвать утечку воздуха с помощью вакуумной трубки. Показание вольтметра 0,2 В или меньше указывает на то, что лямбда-зонд работает нормально. Если все тесты покажут отрицательный результат, замены сенсора не избежать.
Замена лямбда-зонда
Замена лямбда-зонда возможна только при холодном двигателе и выключенном зажигании.
Вам следует купить новый датчик с такой же маркировкой, что и старый датчик.
Замена происходит в три этапа:
- От датчика отсоединены провода;
- Старый лямбда-зонд откручиваем гаечным ключом.
- На место прикручивается новый.
Главное, работать аккуратно, чтобы не порвать нити.
После замены необходимо подключить проводку и проверить правильность работы нового лямбда-зонда.
Как видите, проверить и заменить кислородный датчик не так уж сложно, поэтому любой автолюбитель сможет с этим справиться, если захочет.