В 2017 году одной из самых обсуждаемых тем среди автомобилистов стал закон о внесении изменений в ОСАГО. Суть основных изменений можно сформулировать тремя словами: ремонт, а не выплаты. Помимо страховых компаний и водителей, инновации затрагивают интересы автомобильного бизнеса и неоднозначно оцениваются представителями разных слоев населения.
Почему возникла необходимость изменения закона об ОСАГО в 2017 году, в чем их суть и насколько эти изменения повлияли на действующие правила? Какой теперь будет порядок и условия компенсации при наступлении страхового случая и как это отразится на качестве работы автосервисных компаний? Какие последствия могут ожидать автомобилисты от внедрения? Есть ли в ОСАГО изменения, которые не вступят в силу в 2017 году?
Ответы на большинство вопросов, связанных с изменениями в ОСАГО с 28 апреля 2017 года, можно найти в видеоотчете в конце статьи.
Детальное рассмотрение вышеперечисленных вопросов может быть полезно широкому кругу автовладельцев.
Содержание
Основные изменения в законе об ОСАГО в 2017 году
Авторы законопроекта о внесении изменений в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности заявили, что основной целью внесенных изменений является борьба с мошенническими действиями недобросовестных страхователей (часто в сговоре со всем уже сформировавшимся классом «автомобильных юристов» сотрудники СТО).
В редакции закона, действовавшей до вступления в силу изменений, вид страхового возмещения (в натуральной форме — ремонт или денежная выплата) выбирал застрахованный. А до введения Европротокола (который предусматривает урегулирование убытков без участия ГИБДД) подобных противоправных действий было много, и в последние 2-3 года их количество начало стремительно расти. В результате выросли убытки страховых компаний и, чтобы компенсировать их всеми правдами и неправдами, увеличилась эффективная стоимость полисов (так называемые дополнительные услуги страховых компаний).
В первоначальной версии изменения оговаривали, что тип компенсации теперь выбирается страховщиком, однако в окончательной версии только компенсация в натуральном выражении (реструктуризация) и строго определенное количество случаев, когда компенсация выплачивалась страховщиком наличными остатками.
В окончательной редакции поправки в закон об ОСАГО были подписаны Президентом 28 марта 2017 года, значительная часть из них вступила в силу через 30 дней после подписания, то есть с 28 апреля 2017 года.
Подробности основных изменений в законе об ОСАГО, которые предусматривают организацию и проведение ремонтных работ, а не выплату денежной компенсации, можно сформулировать следующим образом:
· При проведении ремонтно-восстановительных работ используются только новые запчасти. В виде исключения и только с согласия автовладельца разрешается использовать б / у запчасти (например, для «экзотических» автомобилей, которые давно сняты с производства);
При оценке стоимости ремонтно-восстановительных работ теперь не учитывается естественный износ деталей, узлов и агрегатов;
- гарантия дается на проведенные ремонтно-восстановительные работы: 6 месяцев на ремонт, включая все виды работ, кроме кузовных и покрасочных, и 12 месяцев на кузовные и покрасочные работы;
- ремонт новых автомобилей (до 2-х лет от года выпуска) возможен только на авторизованных заводом-изготовителем СТО (официальных дилеров).
- страховая компания предлагает (и публикует на своем веб-сайте) список аккредитованных станций обслуживания. Владелец автомобиля может предложить собственную СТО, но для проведения на нем ремонта требуется согласие страховой компании;
- предлагаемая страховщиком для ремонта СТО не должна находиться более чем в 50 километрах от места жительства автовладельца или места, где произошел страховой случай;
- максимальный срок ремонта и восстановления ограничен 30 рабочими днями;
Что ж, теперь полностью исключены денежные выплаты страхователям? Нет, поправки к закону об ОСАГО также предусматривают денежную компенсацию в следующих случаях:
- автовладелец и страховая компания достигли взаимной договоренности о денежном возмещении ущерба, рассчитанном страховщиком с учетом износа автомобиля;
- по требованию автовладельца страховой случай рассматривается Комиссией Российского союза автостраховщиков (СПС), которая признает возможность денежной компенсации с учетом тяжелого положения застрахованного.
- объем ремонтно-восстановительных работ превышает лимит по ОСАГО (а это 400 тыс руб.);
- владелец автомобиля получил серьезную травму или умер в результате страхового случая;
- страховщик (СТО из списка страховой компании, изначально выбранный застрахованным) не может обеспечить ремонт и восстановление данного автомобиля вовремя или по другим причинам (например, отсутствие опыта ремонта, запчастей, запчастей и т техническая документация на автомобиль данной марки и модели);
- автовладелец инвалид;
- автомобиль, попавший в аварию, не подлежит восстановлению (на самом деле ремонтировать нечего);
Конечно, в этих случаях сумма выплат оказывается меньше стоимости ремонтно-восстановительных работ.
Следует отметить, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО от 28 апреля 2017 года, — не единственные нововведения в сфере автогражданской ответственности в 2017 году.
Затем с 1 января (хотя сама поправка была принята летом 2016 года) вступили в силу изменения, касающиеся обязанности страховщика предоставить автовладельцам возможность покупки полиса ОСАГО на сайте. Компании — так называемые электронные полисы е-ОСАГО. Теперь эта услуга стала обязательной для страховых компаний и резко снизила вероятность злоупотреблений со стороны страховых агентов, особенно в отдаленных регионах.
Еще одна новинка, вступившая в силу в начале 2017 года, — это новые правила расчета показателя безаварийной езды: коэффициент бонус-малус (BMR). До 1 января КБМ безаварийного автовладельца мог пострадать, если бы он был включен в качестве дополнительного водителя в страховой полис другого автомобиля. Теперь расчет MSC персонифицирован и «отвязан» от конкретной машины.
При разработке закона также предлагались некоторые изменения в ОСАГО, которые еще не утверждены, но, по мнению экспертов, будут предложены снова: отмена повышающего коэффициента мощности двигателя, отмена регионального коэффициента , введение повышающего коэффициента за нарушение правил дорожного движения.
Чего лишились и что приобрели автовладельцы при покупке полиса ОСАГО?
Конечно, выбор между оплатой наличными или ремонтом на согласованной станции обслуживания давал добросовестным страхователям более широкие права при решении вопроса о реструктуризации. Разработчики поправок к закону подчеркнули, что ограничение этих прав с лихвой компенсируется стоимостью новых запчастей без учета износа транспортного средства.
С этим можно согласиться лишь частично: в предыдущей редакции закона об ОСАГО понималось, что стоимость запчастей включалась в стоимость ремонта и обычно определялась как среднерыночная стоимость оригинальных запчастей. В новой редакции не указано, что запчасти должны быть оригинальными, а стоимость неоригинальных запчастей значительно ниже оригинальных. Так что дополнительная компенсация за счет стоимости новых запчастей все равно кажется не очень убедительной.
В общем, запчасти могут стать серьезным препятствием при применении новых модификаций. Дело в том, что даже у официальных дилеров в крупных городах срок доставки запчастей может составлять две-три недели. Какие сроки доставки для АЗС, расположенных в отдаленных регионах? Но это нарушение сроков ремонта и последующие конфликтные ситуации.
То же касается соблюдения гарантийных обязательств по качеству ремонта. Легко предположить, что новая запчасть, а не оригинал, неадекватного качества. В связи с этим отказ произошел, например, через 7 месяцев после ремонта, и оказывается, что последствия установки некачественной детали должен оплачивать автовладелец.
В какой-то степени перечисленные недостатки могут быть компенсированы предварительным (еще до заключения ОСАГО договора) автовладельцем, выбравшим СТО с проверенной репутацией. И тем более, выбрав страховую компанию по соответствующему списку СТО на официальном сайте компании.
Проблема в том, что по состоянию на конец апреля 2017 года не на всех сайтах (в том числе и у крупнейших страховых компаний страны) были опубликованы такие списки. А там, где они были опубликованы, пока не появляются технические центры крупных розничных торговцев и известные независимые сервисные станции. Однако разработчики поправок дают на их «притирку» минимум полгода.
Несомненно, положительным моментом нового закона является эффективное введение дополнительного института контроля качества работы СТО. А поскольку страхователь предъявляет претензии страховщику, это в какой-то мере дополнительная проверка качества работы страховых компаний.
Штрафы для страховых компаний, нарушающих сроки возврата застрахованного на ремонт согласно ОСАГО и фактические сроки ремонта, достаточно жесткие: 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки в первом случае и 0,5% во втором.
Кроме того, подтверждение некачественно выполненного или неполного ремонта может привести к возмещению морального вреда от страховой компании и штрафу до 50% от стоимости компенсации (новое направление работы для автомобильных юристов).
Многие автомобилисты знают, что при необходимости проведения ремонта кузова не всегда удается полностью описать все повреждения при осмотре даже опытными специалистами — речь идет о скрытых дефектах. Применение нового закона ОСАГО избавляет страхователя от необходимости доказывать дополнительные затраты на устранение таких недостатков — теперь это ответственность страховой компании.
В целом, как и в любом другом законе, значимом для компании, эффективность изменений будет оцениваться только с течением времени.
Видео об изменениях в ОСАГО 2017
Скидки на ОСАГО до 50%> РАССЧИТАТЬ СКИДКУ