25 публикаций1,3 тыс. Просмотров FacebookTwitterTelegram
Сегодня есть разные категории автолюбителей: для одних назначение тахографа — загадка, другие считают это устройство пустой тратой денег, третьим все же приходится мириться с его установкой. При этом на практике эти продукты устанавливаются на коммерческий транспорт и выполняют ряд очень полезных задач.
Содержание
Назначение
Так в чем же функция тахографа?
Изначально устройство было разработано для защиты водителя, пассажиров и участников дорожного движения от возможной аварии. Как? — Контроль средней и максимальной скорости и времени смены водителя.
Неудивительно, что тахографы стали самыми популярными в коммерческих автомобилях для перевозки грузов на большие расстояния.
Фактически, устройства «контролируют» водителей грузовиков, предотвращая чрезмерную утомляемость водителя и контролируя его поведение на дороге.
Конечно, в транспортной сфере использование тахографов не всегда оправдано, поскольку они могут существенно повлиять на работоспособность каждого отдельного водителя.
С другой стороны, ошибка водителя грузовика может привести к значительным расходам и даже к трагическим последствиям. Итак, как всегда, из двух зол всегда нужно выбирать меньшее.
Не забывайте еще об одной важной функции таких устройств — наличии мощного приемника системы позиционирования. Это означает, что можно отслеживать путь каждого транспортного средства с помощью тахографа, который заставляет водителей следовать намеченному маршруту.
На территории Российской Федерации роль такой системы позиционирования выполняет ГЛОНАСС. И как показывает практика, точность таких систем очень высока.
Очень важным моментом является защита информации, собираемой устройством, поэтому данные надежно защищены системой криптографического шифрования. При этом наличие специального сертификата позволяет использовать устройство только правоохранительными органами.
Устройство
По внешнему виду и типу разъема современный тахограф чем-то напоминает семейную автомобильную магнитолу. Кстати, это устройство легко помещается в имеющийся отсек 1-DIN.
Но есть и другая форма изготовления — по схеме спидометра (он круглый). Но вне зависимости от формы детали устройства немного отличаются.
Тахограф основан на:
Печатающее устройство.
Его задача — визуализировать информацию, накопленную на бумаге. Здесь часто используется термопечать (как и в обычных кассах).
Экран с кнопками.
Это упрощает взаимодействие между водителем и тахографом, чтобы максимально увеличить функциональность устройства.
GPS-модем.
Он передает информацию на сервер, где полученные данные могут храниться несколько месяцев или даже лет (все зависит от заданных действий).
Считыватель топографических карт.
Создан для распознавания конкретного члена экипажа.
Датчик движения.
Он передает всю информацию в виде специальных шифров. Следовательно, невозможно будет каким-либо образом модифицировать или изменить передаваемые данные. Если такие попытки происходят, они записываются в память тахографа.
Но это еще не все. Само устройство содержит специальный криптографический модуль, так называемый блок CIPF. В него встроен приемник, который «взаимодействует» с системой позиционирования ГЛОНАСС.
Устройство подключается к бортовой сети и запускается после запуска двигателя. Впоследствии система выполняет возложенные на нее функции контроля скорости и времени.
Встроенные датчики действуют как счетчики, открывать или разбирать их категорически запрещается.
Виды
Сегодня существует два основных типа устройств.
Аналоговые тахографы.
Настоящие «первопроходцы» среди подобных устройств. Но из-за морального износа системы они постепенно выводятся из употребления.
Здесь информация записывается на круговой диаграмме с учетом сигналов, поступающих от аналоговых датчиков. Конечно, точность и надежность таких устройств очень «хромает».
Цифровые тахографы.
Более современные и эффективные устройства на базе криптографического модуля.
Преимущество этой системы — большая надежность, точность глобального позиционирования и возможность эффективно хранить всю информацию.
именно этот вид продукции сегодня наиболее популярен (и, как показывает практика, весьма заслуженно).
Суть СКЗИ
Этот модуль означает «средства защиты криптографической информации». Его основная задача — защитить информацию, записываемую блоком, от внешнего вмешательства (коррекции).
Внешне СКЗИ представляет собой небольшой элемент кузова. Имеет специальный разъем для подключения антенны и интерфейсного выхода.
К достоинствам модуля можно отнести очень мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа подразделений CIPF регулируется исключительно персоналом службы безопасности.
Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:
- работает с электронной подписью;
- защищает данные от исправления;
- согласовывает уже записанную информацию с существующей меткой времени. Это необходимо для предотвращения попыток вмешательства извне и для регулирования времени.
Особенности калибровки
Как и любое другое измерительное устройство, тахограф должен время от времени проходить калибровку.
Основная задача этой процедуры — установить эти коэффициенты так, чтобы реальные регистрируемые параметры (скорость и пробег автомобиля) соответствовали эталонным. В этом случае допускается небольшая погрешность в пределах класса точности прибора.
Тахографы необходимо калибровать в следующих случаях:
- При первой установке устройства на автомобиль;
- Когда временные ошибки отображаются на встроенных часах более двадцати минут;
- После завершения ремонтных работ;
- После внесения изменений или настройки одного или нескольких датчиков в электрической цепи;
- В случае снятия или нарушения пломбы, установленной на тахографе;
- В случае изменения регистрационного номера автомобиля или некоторых его характеристик;
- В случае изменения пневматики и увеличения окружности сверх указанного предельного параметра;
- Через два года после последней калибровки или ввода в эксплуатацию тахографа.
Особое внимание уделяется начальной калибровке. Это необходимо сделать в течение первых семи дней с момента установки устройства в автомобиль или с момента получения нового номерного знака.
Калибровка состоит из двух основных этапов. Сначала проверка проводится на специальном стенде, а уже потом — в условиях реальной трассы. Кроме того, каждый из элементов управления имеет свои особенности.
Итак, стендовые испытания включают:
- сверка данных таблички с данными установщиков (мастерская);
- проверка всех тахографов, на которых должна быть записана такая информация, как номер детали, дата производства, разработчик и т д;
- проверка целостности пломб, установленных производителем и рабочими мастерской, датчика движения и проводки.
- проверка паспортной таблички устройства (особое внимание уделяется читаемости информации и целостности устройства);
Второй этап проверки (в реальных условиях) более серьезный.
Здесь проходят следующие мероприятия:
- Устройство программируется с учетом калибровочного коэффициента;
- Сам автомобиль осматривается;
- Проверяется правильность заданного индекса W (характеризует передаточное число в трансмиссии и давление в шинах);
- идет согласование тахографа и шифрование датчика движения;
- Проверка и корректировка (при необходимости) настроек на часах продукта;
- Необходимая информация заносится в память устройства;
- Производятся измерения реальной погрешности;
- Установлены датчики со специальными настройками;
- Производится пломбировка датчика, самого устройства и ряда других элементов.
Если в процессе работы возникнет необходимость сломать пломбы, это могут сделать только квалифицированные рабочие с записью причин вскрытия.
Карты для тахографа
Одна из основных сложностей тахографа — это правильная идентификация личности сотрудника. Для этого используются специальные карты доступа со встроенным микропроцессором.
Большой плюс такого продукта в том, что подделать его практически невозможно.
При этом для простоты и удобства использования разработано несколько основных типов:
- Карта контроллера необходима для снятия показаний с устройства сотрудниками дорожной полиции. Этот вид продукта является штатным и позволяет снимать с устройства расширенную информацию. Но узнать о точках движения не получится.
- Карту компании можно использовать для получения дополнительной информации с устройства и для настройки дополнительных параметров. С помощью этой карты вы можете распечатать данные и заблокировать их. Продукт специально не привязан к человеку и может использоваться любым уполномоченным сотрудником компании.
- У каждого специалиста по вводу в эксплуатацию есть мастер-карта. Используется для более точной настройки и установки измерительных приборов.
- У каждого члена экипажа есть карточка водителя. Используется для личной идентификации. По внешнему виду такая карта очень похожа на стандартную SIM-карту телефона. Если карта тахографа утеряна по какой-либо причине, водитель может управлять автомобилем в течение 14 дней, пока не будет создан новый «пропуск».
Особенности использования
Сегодня тахографы — очень популярные устройства. Конечно, от пьяного водителя они не спасут, но от ряда мошеннических действий с его стороны (например, слива бензина) и от превышения скорости способны уберечь.
Сегодня многие транспортные компании пытаются приобрести эти устройства, осознавая всю эффективность и перспективность руководства с точки зрения возможной экономии затрат.
Как можно сэкономить?
можно снизить стоимость штрафов за превышение скорости, предотвратить слив топлива водителем для дальнейшей продажи, сделать невозможным вращение одометра и скорректировать ряд других данных.
Не забывайте о возможности учитывать среднюю скорость и расстояние, что может быть очень полезно при планировании будущих поездок.
А как в России?
Сегодня установка тахографов в России на ряд грузовых автомобилей является обязательной. Например, с 1 апреля 2014 года пассажирские и грузовые перевозчики должны обеспечивать транспорт специальными приспособлениями.
В противном случае водитель, если его остановит инспектор или сотрудник Ространснадзора, может быть оштрафован на очень серьезную сумму — около 3 тысяч рублей.
В этом случае пострадает и руководитель компании, который получает штраф до 10 тысяч рублей.
Поэтому тахографы следует устанавливать на всех автомобилях, перевозящих опасные грузы, и в автобусах (за исключением рейсовых автобусов). Кроме того, этими устройствами должны быть оборудованы автомобили массой 15 и более тонн.
Вывод
Поэтому тахографы постепенно становятся обязательными из года в год. Возможно, совсем скоро они появятся на машинах обычных граждан. Другой вопрос, насколько они полезны и эффективны.
Но здесь только время покажет.