122 публикации6,1 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Сегодня мы поговорим о таком неприятном явлении, как появление черного дыма из выхлопной трубы автомобиля, его причинах и возможных последствиях, как устранить неисправность.
Содержание
Один из главных сигналов проблем с двигателем
Как показывает практика вождения автомобилей, выходящие из трубы выхлопные газы могут одними из первых сообщать о проблемах в работе силовой установки, даже если других признаков еще не появилось. Одним из таких признаков является появление черного дыма из выхлопной трубы.
Выхлопные газы могут иметь другой цвет, например синий, серый или белый, но об этом позже.
Кроме того, черный дым может появиться на любом двигателе — дизельном или бензиновом, но у первого есть нюанс.
Практически во всех дизельных установках черный выхлоп является естественным явлением при запуске и в следующие первые минуты работы из-за особенностей самого двигателя.
При значительных нагрузках такой дым из трубы тоже может появиться, особенно это хорошо видно на грузовиках.
Но этот нюанс присущ дизельным двигателям, когда они работают в определенных условиях, если дым такого цвета наблюдается на многих режимах, необходимо обращать внимание на состояние двигателя, так как этого быть не должно.
Для бензиновых двигателей наличие черного дыма из выхлопной трубы всегда является признаком неисправности двигателя.
Причины черного дыма
Причин такого явления очень много, и сразу сказать, почему двигатель «дымит», практически невозможно.
Но у всех есть основа: что-то полностью не сгорает в цилиндрах двигателя.
Это может быть топливо, часть которого просто обугливается, превращается в сажу и затем выбрасывается в атмосферу, или сторонние элементы, которые попадают в цилиндры и не сгорают полностью.
А вот что не горит в баллонах, еще предстоит разобраться.
Основными источниками черного выхлопа являются:
- Топливо некачественное. Такой бензин или солярка из-за невысоких эксплуатационных характеристик просто не успевает полностью сгореть, отсюда и большое количество сажи в выхлопных газах;
- Использование топлива с большим количеством присадок, на которое силовой агрегат не рассчитан.
- Нарушение работы топливной системы, в результате чего топливо перестает дозироваться и в больших количествах поступает в цилиндры (касается топливных систем карбюратора двигателя);
- Выход из строя датчиков системы впрыска топлива, особенно датчика впрыска топлива, в результате чего бензин бесконтрольно и в большом количестве попадает в цилиндры;
- Проблемы в работе форсунок, из-за которых топливо из них не разбрызгивается, а подается жиклером (характерно для дизельных двигателей и инжекторных автомобилей);
Как видно из вышесказанного, основная проблема появления черного дыма из выхлопа кроется в топливной системе, но не всегда.
Следующими признаками того, что проблема в топливной системе, являются резкое увеличение расхода топлива, а также потеря мощности и затрудненный запуск двигателя.
Но не только неисправности в топливной аппаратуре двигателя провоцируют появление черного дыма, но и сбои в механизмах газораспределения и зажигания.
В любом случае черный дым является неисправностью двигателя и может привести к серьезным проблемам.
Сажа, образующаяся при неполном сгорании, полностью не удаляется из цилиндров, часть ее оседает внутри цилиндров, прерывая работу содержащихся в них элементов: форсунок и свечей зажигания.
Также это значительно забьет выхлопную систему. А если в машине есть катализатор, то от оседающей сажи «пострадает» именно он.
Далее рассмотрим причины появления черных выхлопных газов на примере некоторых моделей с разными топливными системами, только для дизельных двигателей информация будет обобщенной, так как особых различий между моделями с этим типом двигателя нет.
Прочтите также причины, по которым свечи становятся черными.
Дизельный двигатель
Затем при работающем дизеле из трубы идет черный дым. Если двигатель просто работает, все в порядке. Силовая установка не отапливается, в цилиндры поступает холодный воздух, из-за чего его смешивание с топливом неполное и часть топлива просто обугливается.
Как только температура в цилиндрах повысится, сгорание должно завершиться и это явление исчезнет.
При значительной нагрузке в цилиндры дизеля заливается большое количество топлива, которое не всегда успевает сгореть, поэтому двигатель «дымит». Но при средних нагрузках черного выхлопа быть не должно.
Если дизельный двигатель постоянно выделяет такие выхлопные газы, необходимо искать источник неисправности.
Часто причина — недостаточная подача воздуха в цилиндры. По этой причине горючая смесь снова обогащается топливом, что дает результат в виде черного дыма.
И причина тому — очень грязный воздушный фильтр.
Неправильная работа узлов и механизмов газораспределения также может стать источником появления черных выхлопных газов. Нарушенные фазы газораспределения в первую очередь не позволяют полностью подавать необходимое количество воздуха, следовательно, обогащение смеси.
Качественное сгорание топливной смеси возможно только при хорошей компрессии, так как в этом двигателе смесь воспламеняется от сжатия.
Сильный износ поршневого цилиндра в сборе (CPG) может легко привести к постоянному задымлению двигателя.
Также из-за износа ЦПГ часть масла попадет в камеры сгорания, что будет только добавлять «копоть».
В дизельном двигателе этот эффект также может быть вызван неправильной синхронизацией впрыска дизельного топлива относительно положения поршня, так называемого угла подачи топлива.
Копоть из трубы в карбюраторном авто
Перейдем к автомобилю с карбюраторной топливной системой, примером может служить модель ВАЗ-2106.
При запуске двигателя этот автомобиль не должен выделять черный дым, но белый дым — нормальное явление, но в некоторых ситуациях также опасно.
Если из патрубка выходят черные выхлопные газы — это первый признак нарушения регулировок карбюратора, в частности выбито положение винтов количества и качества.
По этой причине карбюратор дозирует больше топлива, чем необходимо.
Опять же, причиной может быть забитый воздушный фильтр, однако для карбюраторных систем это будет дополнительной проблемой.
Износ узла цилиндр-поршень — одна из самых частых причин появления черных выхлопных газов. При износе масло попадает в цилиндры, отсюда и дым.
Распределительный вал с запаздыванием сваи также может быть проблемой.
Инжектор
Перейдем к системе впрыска топлива, примером может служить ВАЗ-2109. Карбюратора здесь нет, однако увеличение подачи топлива может привести к выходу из строя форсунок.
А также датчики топливной системы могут давать неисправности.
В остальном причины появления черного дыма из дымохода идентичны ВАЗ-2106.
Для всех типов двигателей причиной может быть обрыв прокладки ГБЦ.
Но черный дым — это результат поломки, при которой между цилиндром и каналом подачи масла к ГБЦ образовался зазор, поэтому такая неисправность будет сопровождаться ожогом масла.
Выявление и устранение неисправности
Дизель.
Особенности эксплуатации дизельной топливной аппаратуры не позволяют полностью самостоятельно выявить причину появления черного дыма. Все, что вы можете сделать, это проверить и заменить топливный и воздушный фильтры и измерить компрессию.
Если это не помогло и степень сжатия в норме, остается только обратиться к хорошему специалисту по топливному оборудованию, чтобы он проверил работу топливного насоса и форсунок на стенде.
С карбюраторными автомобилями все намного проще.
Никаких опор не требуется. Выявление причины следует начать с воздушного фильтра и свечей зажигания.
Фильтр необходимо заменить и желательно визуально оценить свечи зажигания — большой зазор между контактами может стать дополнительным фактором появления черного дыма.
Оценив состояние свечей зажигания, стоит проверить систему зажигания как на наличие контактов всех соединений, так и на правильность установки.
Затем проверяются зазоры клапанов, а затем и сам карбюратор.
Не забывайте, что износ двигателя также может стать причиной появления черного дыма, поэтому измерение компрессии в цилиндрах не помешает.
Инжектор.
Что касается инжектора ВАЗ-2109, то независимо управлять можно только системой зажигания и компрессии в цилиндрах.
Поскольку в данном случае автоматическая регулировка ГРМ производится шайбами, проверить зазор клапанов в гараже и выставить правильный зазор будет невозможно.
Что касается инжектора, то проблема, связанная с датчиками, может быть обнаружена только с помощью специального сканера и устранена заменой поврежденных датчиков, а неисправность форсунок — на специальном стенде с последующей их промывкой и регулировкой.
Подводим итоги
Появление черного дыма из выхлопной трубы — всего лишь признак того, что некоторые системы двигателя не работают должным образом.
Но, выполняя регулярное обслуживание силовой установки, можно значительно сократить время на поиск неисправностей.
Так, своевременная замена фильтров, регулировка клапанов и контроль угла зажигания снизят поиск проблем только при проверке состояния топливной аппаратуры и замере компрессии.
Если все индикаторы состояния топливной системы и двигателя в целом в норме, то остается только вариант с обрывом прокладки ГБЦ. Прочтите о других причинах выхлопного дыма.