В последние годы атермическая тонировка прочно вошла в список требований к комфорту внутри автомобиля, и современные автомобили многих автопроизводителей уже оснащены теплоизоляционным стеклом на конвейерной ленте. Водители, у которых есть автомобили с обычными стеклами, могут тонировать их атермической пленкой для повышения уровня комфорта.
В рамках данной статьи мы рассмотрим ряд вопросов, раскрывающих тему автомобильных термопленок:
- Какие производители рекомендуют использовать термопленки и дорого обходится атермическое тонирование?
- Запрещена ли атермическая пленка для затемнения автомобильных стекол действующим законодательством?
- Что такое атермическая окраска, как она действует и как ее использование повышает комфорт в автомобиле?
Ответы на эти и другие вопросы помогут автомобилистам принять правильное решение относительно выбора материала для тонировки своего автомобиля.
Содержание
Зачем нужна атермальная тонировка и как она работает?
Уже первые образцы очков с атермическим оттенком выявили его неоспоримые преимущества перед обычными стеклами:
- излучение в инфракрасном (тепловом) поле задерживалось более чем на 50%;
- потеря действительного светового потока из-за изменения цвета не превышала 15% светового потока через такое прозрачное стекло.
- новые окна практически полностью (до 99%) блокируют проникновение ультрафиолета внутрь автомобиля, что негативно сказывается на пластиковой и тканевой (особенно кожаной) обивке сидений;
В двух словах, оставленная на солнце машина через несколько минут не превратилась в двухместное купе с пластиковыми деталями салона и сиденьями, которые горят от любого прикосновения.
Атермическая пленка (иногда также называемая термопленкой) имеет неоднородный состав и фактически состоит из нескольких слоев.
Два из них похожи на пленку от ультрафиолетового (УФ) излучения. Защита от разрушающего воздействия ультрафиолетовых лучей предназначена для клеевой части клеевого слоя, полиэфирного слоя, металлизированного слоя и защитного слоя от механических воздействий.
Помимо защиты самой пленки, ингибиторы УФ-излучения выполняют основную задачу: защищать пространство внутри кабины от УФ-излучения.
Металлизированные включения в слое D отражают большую часть тепловой энергии, содержащейся в солнечном свете (инфракрасный диапазон «IR»). Кстати, внешний цвет окраски зависит от типа добавляемых в этот слой оксидов металлов: как правило, это голубовато-пурпурный или зеленоватый оттенок.
Несмотря на то, что структура атермических пленок довольно сложна, современные технологии позволяют гарантировать прохождение основной части светового потока, сохраняя тем самым высокое светопропускание атермических стекол.
Достоинства и недостатки атермальных плёнок
Атермические пленки для тонировки автомобильных стекол имеют ряд достоинств и недостатков, проявляющихся в процессе эксплуатации.
Основными преимуществами термотонирования можно считать:
- Исключение вероятности выгорания тканевой обивки сидений, существенное замедление процесса старения кожаной обивки салона;
- Снижение работы автомобильного кондиционера в жаркое время года за счет снижения расхода топлива;
- Обеспечение теплового комфорта внутри салона после длительного нахождения автомобиля в зоне действия прямых солнечных лучей;
- Дополнительная защита водителя и пассажиров от разлетающихся битых стекол в салоне автомобиля в случае ДТП или других причин разрушения.
- Устранение термических деформаций внутренних пластиковых деталей (в основном элементов приборной панели);
При правильном использовании сложно выявить недостатки использования атермических пленок. И вообще они такие:
- Характерный оттенок (во-первых, при наклеивании атермической пленки на лобовое стекло) привлекает внимание инспекторов ГАИ;
- сложно использовать такие электронные устройства, как радар-детектор (этому препятствует металлизированный слой);
- Достаточно высокая цена на продукцию известных производителей;
- В подержанных автомобилях производство стекла со временем уменьшается, и из-за дальнейших потерь термопленки нарушаются действующие нормы тонировки (а это грозит штрафами за чрезмерное тонирование).
- Голубой оттенок некоторых видов пленок вызывает повышенную утомляемость зрительных рецепторов глаз;
Атермальная тонировка лобового стекла разрешена или нет?
Фактически последний недостаток является следствием более общего вопроса, разрешают ли действующие нормативные документы (Технический регламент Таможенного союза и ГОСТ РФ) использование тонирования атермическими пленками.
В соответствии с этими документами накладывается ограничение по нижнему пределу производительности передних и передних боковых окон — 70%.
Следует помнить, что этот параметр для новых прозрачных стекол не превышает 90%, а лучшие атермические пленки не обеспечивают пропускную способность более 85%.
Если провести атермическую тонировку лобового стекла новой машины, итоговая доходность составит не более 76,5% (0,9 * 0,85 = 0,765). На практике эти показатели не достигаются, но обычно все же превышают допустимый предел в 70%.
При этом у подержанных автомобилей после нескольких лет эксплуатации светопропускная способность снижается примерно на 10%, а риск несоблюдения стандартов даже при использовании качественных пленок достаточно высок. Итак, перед окраской подержанных автомобилей необходимо произвести точные замеры светопропускания стекол.
Соблюдение процедуры и результатов измерений в конечном итоге играет решающую роль при принятии окончательного решения о годности эксплуатации транспортного средства, поэтому важно знать требования ГОСТа и технических регламентов для определения светопропускной способности. В первую очередь это касается средств измерений:
- действующая идентификация метрологического органа должна присутствовать в документации прибора при прохождении ежегодной поверки;
- погрешность измерения прибора не должна превышать 2%.
- прибор (thaumeter, наиболее распространенные модификации — «Тоник», «Блик») должен иметь сертификат и быть опломбирован;
Условия и методика измерения:
- Стекло должно быть чистым и сухим;
- Нормальные условия окружающей среды: температура 15 — 25Co, влажность 40 — 80%, давление 86-106 кПа;
- Время суток значения не имеет: в приборе есть собственный источник света;
- Измерения следует проводить только на стационарных постах или контрольно-пропускных пунктах ГИБДД;
- Согласно ГОСТ 5727-88, п. 4.7, светопропускание определяют путем измерения 3-х образцов стекла в 3-х точках каждого образца, а результат определяют как среднее арифметическое всех измерений.
У лица, снимающего мерки, должны быть документы на право их снятия (или быть сотрудником ГИБДД).
Несоблюдение вышеперечисленных условий может стать поводом для оспаривания решения сотрудника ГАИ о недопустимости управления автомобилем, но чтобы не терять время и быть более уверенным в своей правоте, лучше все взять необходимые замеры на соответствие ГОСТу сразу после окрашивания.
Производители атермальной плёнки и уровень цен на тонировку
Признанными лидерами в производстве атермических пленок являются американские компании LLumar, Ultra Vision (наибольшей популярностью пользовалась пленка-хамелеон Mistique Clima Comfort), SunTec и южнокорейская Nexfil.
- Корейская пленка также качественна и дешевле своих американских аналогов, но ее фактическая светопропускная способность может быть немного ниже заявленной.
- Американские производители обеспечивают качественные пленки и высокую светопропускаемость, но цена на их продукцию довольно высока.
Атермическая пленка обычно продается оптом (в рулонах) профессиональным монтажникам, но те, кто имеет соответствующий опыт, могут найти для себя необходимое «розничное» количество этого продукта по цене 2000 рублей за погонный метр (обычно достаточно 1 метра) за 2 передних окна).
Средние цены на готовую атермическую окраску пленками ведущих производителей составляют:
- передние стекла легкового автомобиля — от 1500 руб., внедорожников и минивэнов — от 2000 руб:
- тонировка всех стекол — от 8 000 руб для легковых автомобилей и от 12 000 руб для внедорожников и минивэнов.
- лобовое стекло автомобиля — от 2500 руб., внедорожник и минивэн — от 3000 руб;
На стекло наносится атермическая пленка так же, как и обычная затемняющая пленка: подробно читайте в нашей инструкции по тонированию автомобильных стекол.
А на видео ниже специалисты расскажут и покажут, стоит ли наклеивать атермическую тонировку на лобовое стекло и к чему это может привести.