37 публикаций 1.8k просмотров
Рулевой механизм отвечает за возможность маневрировать и менять направление движения автомобиля.
Содержание
Тип и особенности конструкции рулевого механизма
Используются разные типы рулевых механизмов, но наиболее популярным среди автомобилей является механизм реечного типа».
именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.
Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение рейки.
Вращаясь, шестерня перемещает рейку и с помощью стержней заставляет рулевые тяги, связанные с передними колесами, вращаться вокруг оси.
Особенностью такой конструкции является тесное взаимодействие зубьев шестерни с рейкой. Появление в этой паре больших откатов приводит к усложнению управления автомобилем, что сказывается на безопасности движения.
Поэтому при появлении признаков неисправности этого механизма проводится ряд восстановительных мероприятий, собственно рулевая рейка ВАЗ-2110 или более ранней модели, ВАЗ-2109 заменяется.
Хотя не всегда необходимо заменять направляющую, иногда достаточно использовать ремонтные комплекты, чтобы уменьшить или устранить люфт.
Конструкция и принцип работы
Чтобы было понятнее, следует сначала рассмотреть устройство и принцип работы рулевого механизма автомобилей ВАЗ.
Таким образом, весь рулевой механизм находится в картере. Этот блок-картер крепится кронштейнами к задней стенке моторного отсека. Для фиксации картера на его концах надевают съемные упоры. Внутри установлена стойка с зубчатым сектором.
С правой стороны картера есть специальный отлив, внутри которого помещен вал с зубьями, то есть одна кромка вала выполняет роль шестерни.
Вал входит зубьями в зубчатый сектор рейки. Для обеспечения правильного зацепления в основании расположен подпружиненный упор, который прижимает рейку к шестерне.
На другом конце зубчатого вала выполнены пазы, с помощью которых он соединяется с валом рулевой колонки.
С левой стороны картера есть продолговатая прорезь. Через этот слот можно увидеть сам трек.
На этой же стороне рейка имеет два резьбовых отверстия для крепления рулевых тяг.
Стяжки крепятся к стойке с помощью соединительной пластины и двух болтов.
Для уменьшения передачи колебаний от колес к рулевому механизму и, следовательно, к рулевому колесу, сайлентблоки устанавливаются в рулевых тягах со стороны их крепления к гусенице.
Поскольку этот механизм «боится» пыли и грязи, так как из-за входа в него может изнашиваться зубчатый сектор и зубья шестерни, прорезь в картере закрывается резиновым пыльником, в котором просверливаются отверстия под крепежные болты.
Соединение зубчатого сектора с шестерней происходит только с одной стороны, где боковой люфт рейки устраняется упором, а поскольку ее длина велика, с другой стороны используются пластиковые втулки для предотвращения этого люфта.
Чтобы понять, как все это работает, рассмотрим ситуацию с поворотом направо.
Водитель начинает крутить руль, это вращательное движение полностью передается на вал редуктора механизма.
Шестерня начинает вращаться по часовой стрелке, и поскольку между ней и рейкой имеется зубчатое соединение, она заставляет рейку перемещаться влево.
Стойка движется, тянет за рулевые тяги, как она к ним прикручена.
Рулевые тяги, перемещаясь вместе со стойкой влево, с помощью рулевых тяг обеспечивают вращение колес.
Неисправности, их признаки
Не так много неисправностей, которые могут возникнуть с самим механизмом. Однако они могут возникнуть не только с ним, но и с остальными элементами рулевого управления — тягами, шаровыми опорами, рулевой колонкой.
Поэтому при их появлении следует проверять все элементы.
• Увеличение свободного хода колеса может свидетельствовать об износе зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязи в механизм, а также об увеличении расстояния между рейкой и ее упором. В этом случае зацепление рейки с шестерней уменьшается. Кроме того, такая неисправность может свидетельствовать об износе сайлентблоков рулевых тяг или ослаблении крепления шаровых опор в поворотном кулаке;
• Стуки и шум со стороны руля при движении могут указывать на зазор между упором и стойкой, износ пластиковой оболочки стойки. Стук также может появиться из-за сильного износа сайлентблоков шатунов, шарикоподшипников или в случае ослабления вала-шестерни на валу рулевой колонки;
• Сильное вращение руля обычно указывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала ведущей шестерни. Но виной всему также могут быть шаровые опоры, опоры амортизационной стойки.
Перед тем как приступить к ремонтным работам, необходимо предварительно определить, какой из элементов неисправен.
Если рулевые тяги, шаровые опоры и рулевая колонка не вызывают подозрений, то нужно искать причину в самом механизме. Но для этого его необходимо снять с автомобиля.
Инструменты и материалы
Перечень необходимых инструментов во многом зависит от того, будет ли рулевой механизм заменен или отремонтирован.
Таким образом, для замены вам понадобится только головка на 13 с кривошипом и гаечным ключом того же размера, а также гаечный ключ на 22 и отвертка.
Но во время реставрационных работ потребуется гораздо больше инструментов:
- Зубило узкое (до 7 мм);
- Экстрактор;
- Молоток;
- Один набор шестигранных и рожковых ключей, один набор головок;
- Смазка для подшипников (Feol или др.)
- Тряпки;
- Пороки кузнеца;
- WD-40;
- Разъем;
Помимо инструментов вам понадобится еще ремкомплект рулевого управления.
Эти ремкомплекты делятся на маленькие и большие, хотя разница между ними незначительна.
В малый ремонтный комплект входят:
- Все резиновые уплотнители;
- Пружина и колпачок упора рельса;
- Втулка рельсовая пластиковая;
- Стопорное кольцо вала шестерни.
В большой ремкомплект также входит зубчатый вал и сама рейка.
Ремкомплекта будет недостаточно для восстановления работоспособности механизма; Также потребуются втулки рулевой тяги, кожух механизма и хомуты к нему.
Независимо от того, доработан механизм или отремонтирован, его предварительно необходимо снять с автомобиля.
На какой машине будет производиться снятие: ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110, особой разницы нет.
Демонтаж рулевой рейки ВАЗ 2109, 2110
Автомобиль необходимо обездвижить — для этого его ставят на ручной тормоз, а упоры ставят под колеса.
Кроме того, передняя часть автомобиля сдвинута в обе стороны, а передние колеса удалены.
Затем откручиваются болты крепления шаровых опор механизма к рулевым тягам. Далее необходимо вытащить опоры из сидений, для этого используется экстрактор.
Следующим шагом будет откручивание болта крепления рулевой колонки к валу шестерни механизма. Находится в будке у пола, там, где шахта колонны входит в пол. Болт полностью откручивается и снимается.
Затем необходимо открутить болты кронштейнов, которыми механизм крепится к задней стенке. Скобы также съемные. Затем вам нужно потянуть механизм вниз и на двигатель, чтобы вынуть вал-шестерню из гнезда на валу колонки.
Отсоединив механизм от рулевой колонки, вы можете снять его через технологическое отверстие в накладках колесных арок, через которое рулевые тяги выходят наружу.
После снятия рулевого механизма он зажимается в тисках, затем откручиваются и снимаются болты рулевой тяги.
При замене рулевого механизма берется новый механизм, к нему крепятся рулевые тяги и устанавливаются на место.
Разборка рулевой рейки
Если принято решение о ремонте, дальнейшая последовательность действий следующая:
- С помощью шестигранного ключа откручивается колпачок ограничителя рельса и снимается пружина под ним.
- Также при ударе корпуса через деревянную проставку устраняется сама защелка.
- С левой стороны механизма с него снимается крепежная опора и снимается заглушка.
- Пластиковые фиксаторы пыльника разрезаются и снимаются с картера.
- Пыльник и уплотнительное кольцо вала переключения снимаются.
- Затем снимается стопорное кольцо вала и откручивается стопорная гайка подшипника вала.
- Затем гаечным ключом на 14 мм извлекается вал с шестерней и подшипником.
- После снятия шестерни с картера снимается сама рейка. К тому же пластиковая втулка рейки уже снята с картера.
- Чтобы снять подшипник с вала-шестерни, необходимо снять стопорное кольцо, затем снять подшипник с вала съемником.
- Сборка механизма осуществляется в обратной последовательности, но с использованием ремкомплекта. Подшипники меняются, используются новые подшипники, втулки, сальники и стопорные кольца.
Как отремонтировать рулевую рейку ВАЗ 2110 читайте здесь.
Особенность снятия рулевой рейки на ВАЗ-2109 (карбюратор)
При замене рулевого механизма на ВАЗ-2109 владельцы могут сделать это немного проще.
Необязательно полностью снимать рулевые тяги с автомобиля вместе с механизмом.
Перед тем, как приступить к разборке, достаточно снять с автомобиля корпус воздушного фильтра на карбюраторе.
Это обеспечит доступ к болтам, которыми штанги крепятся к рельсу.
После их откручивания тяги отсоединяются от стойки, затем откручиваются болты механизма и вала шестерни, снимаются кронштейны и снимается механизм, без необходимости выкрачки и снятия тяги с рулевых тяг.
Советы по выбору механизма, ремкомплекта
Длительная эксплуатация механизма после восстановления или ремонта зависит не только от правильности работы, но и от качества изготовления механизма или ремкомплекта.
Если покупать дешевую продукцию, проблемы с механизмом, скорее всего, снова появятся в ближайшее время, выполненные ремонтные работы будут просто пустой тратой времени и денег.
Поэтому к выбору ремонтного механизма или комплекта нужно подходить ответственно.
Большинство автомобилистов рекомендуют при замене рулевого механизма покупать механизм производителя или механизм производства CC 20 — компании, производящей комплектующие для отечественных автомобилей.
Но автомобилисты не одобряют производственный механизм Фенокса, очень часто натыкаются на бракованные или быстро выходят из строя.
Но при покупке нового механизма следует поинтересоваться сертификатом качества, посмотреть, есть ли на упаковке знаки ОТК.
Подозрительные рулевые механизмы, без отметок, даже если они дешевле, брать не стоит, как правило, сразу начинают стучать.
То же самое и с наборами для сброса, часто с недорогим ремонтным комплектом, механизм можно вернуть в рабочее состояние только на короткое время.