Перевод английского слова Tuning (тюнинг, регулировка) не полностью описывает направление автомобильного бизнеса (а точнее автомобильного мира), называемого тюнингом автомобилей. Изменение дизайна, изменение режимов работы на программном уровне, изменение внешнего и внутреннего оформления — это далеко не полный перечень того, что входит в концепцию тюнинга.
Для чего нужна автонастройка и на что она похожа? Сможете ли вы сами «настроить» свою машину? Какая квалификация для этого нужна и каковы могут быть последствия ошибок? Как тюнинг влияет на стоимость автомобиля при его последующей перепродаже? Ответы на эти и другие вопросы интересны широкому кругу владельцев автомобилей как премиум-класса, так и бюджетных автомобилей.
Содержание
Что такое тюнинг автомобиля и зачем он нужен
Вопреки распространенному мнению о том, что автотюнинг как явление возник относительно недавно, первые работы в этом направлении начались в начале прошлого века, практически сразу с массовым выпуском первых легковых автомобилей. Это и понятно, машина не из дешевых, и первые автовладельцы старались подчеркнуть индивидуальность своей машины.
В этом плане за последнее столетие мало что изменилось: именно стремление к индивидуальности подталкивает автомобилистов к изменению экстерьера и интерьера автомобиля и его технических характеристик (в основном функциональных).
И если еще недавно тюнинг автомобиля был уделом юной публики, то сейчас она все больше движется к разумному среднему возрасту. В конце концов, оптимизация затрат на техническое обслуживание автомобиля может быть результатом дальнейших изменений заводской конструкции или изменений в программах управления двигателем, направленных на оптимизацию характеристик автомобиля. Например, меры по снижению расхода топлива на определенных режимах движения.
Тюнинг также может предполагать значительное расширение возможностей заводских моделей автомобилей, связанное не с резким увеличением мощности двигателя и динамики разгона, а с улучшением проходимости, дублированием жизненно важных систем и повышенной живучестью в труднодоступных и малонаселенных районах области.
Некоторым группам автовладельцев первостепенное значение придается неповторимый внешний вид и неповторимое внутреннее убранство автомобиля, пусть и очень дорогого в стандартной комплектации. Другие заинтересованы в том, чтобы превратить автомобиль в информационно-развлекательный центр, полный аудио- и видеоаппаратуры.
Итак, в самом общем виде тюнинг — это любая деятельность, связанная с изменением конструкции, дизайна и / или стандартных настроек, настроек или программного обеспечения серийных автомобилей.
Виды тюнинга автомобилей
Тюнинг обычно классифицируют в зависимости от того, на что он направлен. Изменения дизайна экстерьера автомобиля в России принято называть внешним, внутренним — внутренним тюнингом и какими-либо технико-техническими мероприятиями.
понятно, что такое разделение условно, например, установка лебедки на внедорожник меняет конструкцию автомобиля и одновременно подразумевает технические мероприятия.
История тюнинга неразрывно связана с родиной массового автопрома — США, а многие термины и определения, например классификация, берут свое начало в Америке. Принято считать, что золотой век тюнинга пришелся на промежуток между Второй мировой войной и началом борьбы за окружающую среду. В этот период была определена классификация тюнинга автомобилей на типы и подвиды.
Аудио тюнинг
Настройка звука: кардинальные изменения штатной автомобильной аудиосистемы с использованием сабвуферов, усилителей, цветомузыкального оборудования, набора динамиков. Сюда же входит видео и компьютерное оборудование, позволяющее превратить автомобиль в своего рода информационно-развлекательный центр.
Тюнинг интерьера
Тюнинг интерьера — разработан в Америке не только в направлении индивидуального дизайна, с использованием более качественных и привлекательных материалов и обеспечения большего комфорта внутри салона, но и в прямо противоположном направлении.
Дело в том, что «тюнинг» серийных автомобилей для участия в гонках (например, суперпопулярная в США NASCAR) требовал лишь снижения комфорта салона за счет оборудования внутри клетки;
Тюнинг двигателя
Тюнинг двигателя — самый сложный, но, пожалуй, самый распространенный вид автонастройки. До того, как процессорная техника пришла в автомобилестроение, тюнинг двигателя проводился путем внесения конструктивных изменений: расточка цилиндра, увеличенный диаметр дроссельной заслонки, установка «спортивных» распредвалов и другие.
Когда электроника стала управлять процессами, необходимыми для работы двигателя, появилась возможность оптимизировать работу двигателя по желанию автовладельца с помощью программных методов (так называемый чип-тюнинг).
Тюнинг подвески
Тюнинг подвески — для легковых автомобилей направлен на улучшение управляемости на высоких скоростях. Результат достигается установкой спортивных элементов (пружины, амортизаторы, проставки). В результате дорожный просвет автомобиля уменьшается.
Для внедорожников решается обратная задача: повышение проходимости за счет увеличения дорожного просвета.
Тюнинг кузова
Кузовной тюнинг: модификация экстерьера автомобиля. Изначально предполагалось не только качественно иное эстетическое восприятие автомобиля (рисунок, покраска жидкой резиной, оклейка пленкой), но и улучшение аэродинамических характеристик за счет установки дополнительных элементов (бампер, крыло, спойлер).
Впоследствии дополнительные элементы стали часто носить декоративный характер, не только не улучшая, а иногда даже ухудшая реальную аэродинамику автомобиля.
Тюнинг колёс
Тюнинг колес: Замена серийных дисков нестандартными дисками, которые ярко выделяются блестящей никелированной поверхностью, цветом или размером, стала очень популярным типом тюнинга в Америке. В сочетании с соответствующей резиной эти колеса придают автомобилю ярко выраженный индивидуальный характер.
При замене штатных автомобильных колес на шины и диски другого размера мы рекомендуем воспользоваться нашим визуальным калькулятором шин.
Тюнинговые традиции тесно переплелись с реставрационными и реставрационными работами и стали основой многих стилевых направлений. Наиболее значимые из них — хот-роды, лоурайдеры, VIP-стиль и дрэг-рейсинг.
Хот-род
Хотрод — автомобили 40-60-х годов прошлого века с модернизированными двигателями, позволяющими развивать максимальную скорость. Как правило, с автомобилей снимается часть обвеса для снятия лишнего веса.
Лоурайдер
Lowrider — это автомобиль с очень низким дорожным просветом, оснащенный специальной гидравлической системой, интегрированной в систему вождения, которая позволяет автомобилю выполнять впечатляющие движения: на заднем колесе, перекатываться из стороны в сторону, прыгать.
VIP –стиль
Стиль VIP зародился в Японии в начале 90-х годов. По легенде, местная мафия была вынуждена перейти со знаменитого Mercedes AMG на японские автомобили и тюнинг напрашивался сам. Характерные черты VIP-стиля — низкая посадка, как у лоурайдеров, обвес по кругу, нестандартные широкие колеса (как следствие, отрицательный угол развала) и роскошная аудиосистема.
Дрэг-рэйсинг
Дрэг-рейсинг — это направление автоспорта, где соревнования проводятся на прямом участке трассы длиной ¼ мили (402 метра), а соотношение мощности двигателя и веса автомобиля позволяет преодолеть это расстояние менее чем за 10 секунд (российский рекорд — 6,325) секунд).
В мире профессиональных гонок на выносливость мощность двигателя может достигать нескольких тысяч лошадиных сил.
Достоинства и недостатки автотюнинга
Без сомнения, тюнинг — занятие интересное и увлекательное. Владельцы тюнингованных автомобилей выделяют следующие преимущества:
- Независимо от того, занимается ли автовладелец тюнингом самостоятельно или пользуясь услугами профессионалов, он получает автомобиль с ярко выраженными индивидуальными характеристиками и улучшенными характеристиками.
- Практически всегда тюнинг становится хобби (а иногда и образом жизни) автолюбителя, его кругозор расширяется, в жизни появляются новые интересные грани.
- Появляется новый круг знакомых среди увлеченных настройкой людей.
Однако тем, кто впервые решил заняться тюнингом своего автомобиля, следует помнить, что необходимо тщательно оценивать свои навыки, зная, что с небольшими деньгами без надлежащей подготовки и квалификации можно добиться очень скромного, а иногда и плачевного результата.
Наиболее частая иллюстрация этого — чип-тюнинг двигателя. Конечно, от такой операции хочется всего и сразу — увеличения мощности двигателя, уменьшения расхода топлива и даже увеличения крутящего момента. Но даже незнакомые с техникой автовладельцы понимают (возможно, не сразу), что этого не происходит и улучшение одних параметров достигается, как правило, за счет ухудшения других.
Кстати, перепрограммирование электронного блока управления двигателем дает ощутимые результаты (увеличение мощности до 20%) только на турбодвигателях.
В этом случае работы должны выполняться квалифицированным специалистом с использованием программного обеспечения, разработанного самим производителем автомобиля. В противном случае нет гарантии, что внесенные изменения не приведут к недопустимым нагрузкам как в самом двигателе, так и в связанных с ним системах (сцепление, коробка передач, рама). А гарантированно качественная работа не может стоить дешево.
Главный недостаток любого тюнинга — это зачастую негативное влияние на стоимость автомобиля при последующей перепродаже. Конечно, бывают случаи, когда продуманный и грамотно выполненный тюнинг даже немного увеличивает стоимость автомобиля, но подавляющее большинство покупателей на вторичном рынке отдают предпочтение серийной версии, которая использовалась в неагрессивных условиях движения.
И в этой ситуации единственный вариант — «настроить» машину на серийное состояние. Кстати, на Западе приведение автомобиля в исходное состояние также считается одним из направлений тюнинга.