37 публикаций 1.8k просмотров
Кто не побывал в широтах крайнего севера, непроходимой тайге, Камчатке и Антарктиде, возможно, не видел вездеход «Витязь»! Достаточно интересна история создания этого плавучего трактора с одинарным вращающимся цепным устройством, разработанного в СССР в течение двух лет и являющегося настоящим российским ноу-хау.
Содержание
История создания
Уходит корнями в далекое прошлое, когда войска 2-го Белорусского фронта на окраине Берлина переправились через реку Одер.
В конце Великой Отечественной войны союзник СССР — США — был вооружен плавучей бронетехникой, а советские войска преодолевали водные преграды дедовскими методами, используя обычные плащи, наполненные опилками, понтонами, бревнами и досками.
Среди солдат, переходивших Одер в районе Франкфурта, был молодой солдат Константин Осколков. Это было запечатлено в его памяти, как и все оружие: пулеметы, минометы и ящики с патронами, солдаты, погруженные по грудь в воду, несли себя.
Никто не знает, сколько солдат погибло при переходе через реку. Спустя годы Константин Осколков, окончив технический вуз по автомобилестроению, приступил к созданию тяжелого вездехода для перевозки ракетных установок, как того хотел товарищ Сталин.
Первые трудности в производстве
За границей впервые о машине заговорили 16 июня 1971 года, когда в специальном отчете директора ЦРУ сообщили, что в Советском Союзе испытывали тяжелую болотную машину, способную преодолевать участки.Сложная тундра, снежные пустыни крайнего севера и Антарктиды.
Этим Страна Советов доказала Соединенным Штатам, что способна защитить все самые далекие границы. Дальнейшая судьба производства уникального вездехода в нашей стране была сопряжена с колоссальными трудностями.
Если посмотреть видео о вездеходе «Витязь» (для просмотра видео прочитать статью до конца), можно сразу прийти к выводу, что аналога этой мощной гусеничной машины или, как ее в народе называют, не существует. «гигантская змея» во всем мире.
Двухзвенный вездеход «Витязь» в нашем 21 веке пытаются воспроизвести корейцы, финны и представители других стран. Но они все равно не работают, поскольку наш отечественный внедорожник имеет грузоподъемность 30 тонн и способен преодолевать вертикальные препятствия в полтора метра.
Это был слишком засекреченный и секрет вездехода, его технические характеристики никому, кроме его конструкторов, не известны.
Гусеничный вездеход «Витязь» должен был производиться для нужд Минобороны СССР. В городе Ишимбай, что в Башкирии, за четыре года построили завод по выпуску этой машины. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность отказалась от Knights, так как основной упор в те годы делался на танки.
Если посмотреть на вездеход «Витязь», никто не усомнится, что это незаменимая машина для освоения новых земель на крайнем севере, в непроходимых лесах и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайние снежные поля Антарктиды, где обычные тракторы не пройдут.
Оказавшись нежелательной для военных целей, плавучие вездеходы стали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал определяющим для производителей гусеничных транспортных средств. Тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев объявил на весь мир о сокращении производства вооружений в СССР.
Неимоверными усилиями завод, выпускавший двухрычажные внедорожники, был защищен, но их производство значительно сократилось.
Практическое применение машины
На видео видно, как вездеход «Витязь» на севере в условиях вечной мерзлоты, среди бескрайних пустынь с многометровой толщиной снега легко преодолевает огромные пространства, доставляя строителям и зимовщикам необходимый груз и технику.
Благодаря уникальной конструкции плоских металлических гусениц, оказывающих минимальное давление на грунт, «Витязь» был и остается единственным внедорожником.
В 1995 году во время боевых действий в Чечне, с грязными дорогами, по которым не могла проехать военная и вспомогательная техника, из Ленинградского военного округа срочно по воздуху были переброшены вездеходы «Витязь» с боеприпасами.
Военные с энтузиазмом подтверждают неопровержимый факт: широкая гусеница вездехода оказывает минимальное давление на землю, что исключает детонацию противотанковых взрывателей мин.
Витязь — гусеничный вездеход, он же амфибия, он же болотный автомобиль, он использовался для преодоления ужасных последствий цунами 2004 года в южном полушарии земного шара, доставляя спасателей, врачей, лекарства, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости население пострадавшего региона.
Машина, напоминающая гигантскую змею при переходе водных преград в Сибири и других отдаленных уголках бескрайней России, не оставит зрителя спокойным и равнодушным.
Там, где не могут проехать японские, немецкие, корейские или французские внедорожники, бесшумно ползет русская гусеница: внедорожник «Витязь», который еще не изобрели лучшие зарубежные умы.
В наши дни такую гусеничную технику можно купить. Сейчас на рынке представлены основные модели ВИТЯЗЬ ДТ-10П-1, ДТ-30П-1, технические характеристики которых представлены ниже.
Цена автомобиля около 6 миллионов рублей. На выбор транспортеры предлагается с двумя отечественными двигателями В-46-5СУ и ЯМЗ-8401.10, а также с американским двигателем фирмы Cummins, работающим в паре с британской трансмиссией Allison.
Если вам интересно, стоит ли иметь такую машину, ответ будет непростым. Как правило, такие внедорожники покупают крупные компании, работающие вдали от цивилизации, на целинных и малоосвоенных землях, без такой техники не обойтись.
Для среднего и малого бизнеса двухзвенные внедорожники «Витязь» не подойдут, так как они слишком дороги в эксплуатации и обслуживании. Для таких компаний больше подходят квадроциклы с шинами низкого давления.