Ручной тормоз, также известный как стояночный тормоз или ручной тормоз, представляет собой тормозное устройство для задних колес, которое необходимо устанавливать на всех автомобилях. Со временем ручной тормоз срабатывает слабее, трос тянется, ослабевает, а когда его некуда тянуть, эффект ручника постепенно ослабевает.
Содержание статьи:
- Виды ручных тормозов.
- Устройство ручного тормоза.
- Регулировка стояночного тормоза.
- Как заменить кабель своими руками?
- Видео.
Содержание
Виды ручного тормоза
В зависимости от марки и модели стояночный тормоз автомобиля имеет следующую классификацию по типу и принципу действия:
- электромеханический (он же электронный);
- механический;
Активация стояночной тормозной системы механического типа: 1 — кнопка фиксации рычага; 2 — рычаг включения стояночного тормоза; 3 — защитная крышка; 4 — тяга; 5 — кабельный эквалайзер; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка кабеля
- водопроводчик;
- шина
Пневматические ручные тормоза устанавливаются на большегрузные автомобили. Гидравлические используются редко.
Самый распространенный тип ручного тормоза — механический. Обычно легковые автомобили оснащены механическими или электронными стояночными тормозами.
Устройство стояночного тормоза
Основным элементом, приводящим в действие тормоза, является трос. Лучше всего шнур, когда он состоит из большого количества тонких жилок диаметром 0,01 мм. Эти тонкие стальные проволоки скручены и скручены в одну веревку. Если кабель состоит из провода, его надежность ниже, так как это одножильный кабель, который легко сломать. Материал троса — высокопрочная сталь.
На схемах показано устройство механического стояночного тормоза механического типа.
Активация стояночной тормозной системы механического типа: 1 — кнопка фиксации рычага; 2 — рычаг включения стояночного тормоза; 3 — защитная крышка; 4 — тяга; 5 — кабельный эквалайзер; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка кабеля
Барабанный тормозной механизм заднего колеса: 1 — гайка крепления ступицы; 2 — ступица колеса; 3 — пружина блокировки нижней колодки; 4 — колодка тормозная; 5 — направляющая пружина; 6 — колесный цилиндр; 7 — верхняя стопорная пружина; 8 — раздвижная штанга; 9 — палец рычага стояночного тормоза; 10 — рычаг включения стояночного тормоза; 11 — тормозной щит
В соответствии с технологией изготовления кабели закалены и смазаны, чтобы минимизировать силу трения, возникающую в оболочке кабеля.
В прошлой статье я разобрался, как заменить тормозные колодки своими руками. Смотреть.
С внешней стороны кабель оплетен металлической проволокой и покрыт полимерным материалом (прорезиненный пластик). С торцов оболочка кабеля имеет специальные стальные оболочки, гильзы, которые запрессовываются.
1 — кредитное плечо; 2 — кнопка; 3 — упорная пружина; 4 — замыкающая тяга; 5 — крышка; 6 — передний трос; 7 — задняя тросовая направляющая; 8 — распорная втулка; 9 — возвратная пружина; 10 — распорная планка; 11 — рычаг ручного управления тормозными колодками; 12 — задний трос.
Принцип работы ручного механического тормоза с барабанными тормозами:
- Водитель поднимает рычаг тормоза до щелчка. Если тросик слишком тугой, может, с большим усилием удастся просто вставить первую защелку. Если он достаточно слабый, то даже на последней остановке тормозные колодки не зафиксируют колеса на 100%.
- Стержень протягивает основной кабель, но протягивает вторичные кабели через монтажный кронштейн.
- Рычаг внутри тормозного барабана начинает вращаться, и распорная планка равномерно отталкивает колодки, поэтому колодки прижимаются к барабану и не позволяют ему вращаться.
- Когда гонщик опускает стояночный тормоз, тросы ослабляются, пружины в барабанах возвращают в исходное положение стойку и рычаг (тот, что в барабане), колодки сжимаются и больше не воздействуют своими уплотнениями на барабан.
На автомобилях с задними дисковыми тормозами принцип работы механического ручника примерно такой же. Трос тянет за рычаг, который, в свою очередь, сжимает тормозной диск. Рычаг дисковых тормозов установлен в задней части ступицы и снаружи.
Принцип работы электронного ручника:
- Водитель грузовика нажимает кнопку ручного тормоза, электронный блок принимает команду.
- В состав контроллера входят 2 электродвигателя с коробками передач, которые установлены на задних колесах.
- Электродвигатели сжимают тормозные колодки вокруг диска. Датчик определяет, насколько сильно сжать электроды. Если колодки изношены, они будут сжиматься с большей силой.
- Чтобы отключить электромеханический стояночный тормоз, просто нажмите кнопку.
Плюсы электронного тормоза:
- На машинах с электрическим тормозом есть кнопка Auto Hold. Когда автомобиль останавливается с работающим двигателем, блокировка колес немедленно активируется автоматически. Это позволяет водителям стартовать на разных склонах.
- Если водитель забыл выключить стояночный тормоз, после запуска ДВС при запуске автомобиля контроллер отпустит колодки.
- Чтобы разблокировать задние колеса, водитель не может отпустить тормоз простым нажатием. Сначала необходимо запустить двигатель, пристегнуть ремни безопасности, поставить ногу на тормоз и нажать кнопку.
Электронные тормоза надежнее механических, хотя у электрических тормозов есть один недостаток — они не будут работать с разряженным аккумулятором. Механические тормоза имеют простую конструкцию, но частой причиной выхода из строя или снижения эффективности является загрязнение, растяжение или разрыв кабеля.
Регулировка стояночного тормоза
Если колодки в норме, то есть колодки на них стерлись не полностью, то регулировка проводится только выдергиванием троса ручного тормоза.
Как правило, регулировка тормозного троса осуществляется непосредственно в салоне автомобиля. Кронштейн натяжения прикрыт декоративной накладкой в области ручки ручного тормоза.
По возможности необходимо поставить машину в смотровую яму или на эстакаду и проверить целостность всех механизмов тормозной системы.
Если во время проверки не было обнаружено никаких проблем, например кабельной комнаты и т.д., продолжим дальше в таком порядке:
- Поднимите ручку стояночного тормоза до упора. Обычно это 4-5 нажатий защелки.
- Снимите декоративную планку, закрывающую блок управления напряжением стояночного тормоза.
- Ключом на 12 поверните центральную гайку по часовой стрелке — это процесс затяжки троса. Заодно проверяем вращение задних колес, вращаются ли они с этим натяжением. Если колесо все еще можно повернуть, поверните гайку дальше.
- Отпустите ручку тормоза. Если при этом колодки не ослабили колеса, поверните гайку на пол-оборота.
После регулировки стояночного тормоза необходимо проверить его работоспособность на уклоне 10-15 градусов.
Как заменить стояночный тормоз
Если после регулировки стояночный тормоз не работает, еле держит, а трос затянут на максимум до упора, пора производить замену.
Для замены основного или выходного кабеля к колесам также необходимо вставить машину в смотровую яму.
С салона снимите декоративную накладку в основании стояночного тормоза и открутите гайку, с помощью которой производилась регулировка. Что касается вспомогательных кабелей, отсоедините эквалайзеры, повернув их на 90 градусов.
Снимите тормозной барабан, тормозные колодки и с помощью отвертки вытяните конец троса из паза на расширительном рычаге. Плоскогубцами (плоскогубцами) открываем фиксатор пружины и снимаем его с щитка.
Смазка для тросика ручного тормоза
канат лучше смазывать консистентной смазкой с хорошими эксплуатационными характеристиками: высокой максимальной температурой плавления и стойкостью к окислению.
Кабельная смазка Литол 24 отличная, можно использовать и зарубежные аналоги.
Отработанное или промывочное масло не подходит для смазки кабеля. Такие масла не обладают консервирующими свойствами и содержат серу с водой, в результате чего происходит окисление.
Видео
В этом видео показано, как заменить трос стояночного тормоза.
Замена троса на автомобиле Nissan X-Trail (Nissan X trail).
Регулировка стояночного тормоза Ниссан Кашкай (Nissan Qashqai).
Как работает стояночный тормоз автомобиля.