Система охлаждения двигателя автомобиля требует большего внимания как в жаркую погоду, так и зимой. Поэтому правильное и своевременное обслуживание системы охлаждения поможет избавиться от многих проблем с автомобилем, чаще всего из-за несоблюдения основных правил.
Система охлаждения автомобиля имеет довольно сложное устройство, надежная работа которого возможна только при исправном состоянии всех ее узлов и агрегатов. В идеале обслуживание системы должно быть ограничено всего двумя пунктами:
- Промывка — инструкция по промывке системы охлаждения двигателя;
- Замена охлаждающей жидкости — инструкция по замене антифриза.
Но идеальных условий не бывает, поэтому во время эксплуатации автомобиля важно следить за герметичностью системы охлаждения и того, что в нее заливается. В этой статье мы расскажем, на что обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя, чтобы избежать неисправностей.
Подробно о том, как работает система охлаждения двигателя в автомобиле и особенностях ее обслуживания, смотрите видео внизу страницы.
Кроме того, наверняка будет полезно выяснить основные причины перегрева двигателя.
Содержание
Что заливать в систему охлаждения двигателя?
Во-первых, давайте вспомним, что у вас в системе охлаждения? Не так давно можно было встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, использование воды в качестве охлаждающей жидкости в наши дни является исключением из правил. Его обычно применяют в экстренных ситуациях, когда что-то нужно залить в систему, но под рукой нет антифриза.
Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет множество преимуществ: более высокая температура кипения, низкая температура замерзания и наличие в составе пластификатора смягчающих и антикоррозионных присадок, а также антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.
Решили такой вопрос: в системе охлаждения двигателя нет воды! Но следует учитывать, что срок службы системы во многом зависит от качества теплоносителя. Не стоит покупать первую тару с надписью «Антифриз» или «Антифриз», следует отдавать предпочтение только продукции надежных производителей со всеми необходимыми сертификатами.
Большинство контрафактных жидкостей содержат коррозионные кислоты, которые со временем не только разъедают детали системы охлаждения, но и приводят к появлению «полостей» в головке блока цилиндров! Поэтому не рекомендуем экономить на антифризе.
О видах автомобильных охлаждающих жидкостей, их различиях между ними и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля, мы очень подробно написали в этой статье, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться!
Кроме того, одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в ее составе специальных люминесцентных присадок, помогающих обнаружить утечки в системе охлаждения двигателя. Поскольку система должна быть герметичной, протечки внутри нее недопустимы.
Проверка системы охлаждения на герметичность
Проверка герметичности системы охлаждения двигателя — очень важный этап его обслуживания. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 ° C, а в обычных условиях — всего 108 ° C. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или расширительном бачке, срывается пломба и двигатель закипает.
Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные люминесцентные присадки, входящие в состав современного антифриза — благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.
Но, к сожалению, не у всех автомобилистов есть такая лампа. Поэтому в процессе обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуется придерживаться нескольких простых правил:
- На расширительном бачке есть отметки MIN и MAX для проверки уровня жидкости. На холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
- Если уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке постоянно снижается, это свидетельствует об утечке, то есть нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
- Внимательно осмотрите радиатор и шланги на предмет утечек и пятен, при необходимости затяните соединительные зажимы и убедитесь, что крышка радиатора полностью закрыта.
При обнаружении протечек антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.
Наличие воздуха в системе охлаждения автомобиля (так называемая «воздушная пробка») также может нарушить его работу. Ниже мы покажем вам самый простой способ вытеснить воздух из системы охлаждения двигателя.
Наличие воздуха в системе охлаждения проверяют следующим образом:
- Включите внутренний обогрев на максимальной мощности и дайте двигателю поработать две-три минуты на холостом ходу,
- Откройте крышку расширительного бачка,
- Если в системе охлаждения есть воздух, в расширительном бачке появятся пузырьки.
Чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль необходимо поставить на уклон, чтобы «передок» был немного «приподнят» вверх. Кроме того, последовательность действий будет следующей:
- Откройте крышку радиатора и заведите машину.
- Включите печь и дайте двигателю поработать несколько минут, чтобы воздух вышел из системы.
- После этого двигатель можно заглушить, а крышку радиатора закрыть.
Теперь рассмотрим некоторые другие нюансы, на которые следует обращать внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя, чтобы не допустить возникновения неисправностей или устранить их.
На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя
Во избежание сбоев в работе системы охлаждения двигателя необходимо регулярно проводить следующие работы по техническому обслуживанию:
- Очистка системы охлаждения двигателя. Также не забудьте проверить внешнее состояние двигателя и радиатора. И радиатор, и двигатель необходимо регулярно чистить, поскольку грязь и мусор мешают надлежащему охлаждению двигателя. Часто радиатор забивается грязью, пылью, тополевым пухом и прочей грязью. Весь этот мусор легко удаляется сильной струей воды или мощным пылесосом. Разливы моторного масла и приставшую к ним пыль также следует регулярно смывать.
- Натяжение приводного ремня. Одна из наиболее частых причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с вентилятором с механическим приводом) — неплотный приводной ремень. Проскальзывание ремня снижает производительность насоса и, следовательно, скорость рабочего колеса.
- Управление термостатом. Важным элементом системы охлаждения является термостат, поддерживающий оптимальную рабочую температуру двигателя, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том, как работает автомобильный термостат и о методах его диагностики, мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
- Вентилятор охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя, — это вентилятор. Большинство современных автомобилей имеют электрические вентиляторы охлаждения, управляемые термоэлектрическим датчиком, ввинченным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются и запускается вентилятор, охлаждая поверхность радиатора.
- Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяют ареометром. При более высокой плотности разбавьте жидкость дистиллированной водой, а при более низкой плотности — аналогичной охлаждающей жидкостью.
Если вентилятор не включается при прогреве двигателя, причина может быть в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого достаточно замкнуть его контакты:
- в противном случае причина кроется в двигателе вентилятора или в электрической цепи его источника питания.
- если вентилятор работает, датчик неисправен,