119 публикаций5,9 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Каждая из систем автомобиля выполняет определенную функцию. Но если присмотреться к одной из них, становится ясно, что наиболее важной является система смазки двигателя.
Например, есть несколько типов топливных систем (карбюраторная, инжекторная, дизельная), и каждая из них работает по-своему.
Бензиновый двигатель вполне способен работать без топливной системы как таковой — достаточно подавать топливо в цилиндры без дозирования, и силовой агрегат будет работать самотеком, хотя и неэффективно.
Также существуют разные типы систем охлаждения и зажигания, и каждая из них имеет свои особенности. И только система смазки на любом двигателе работает по такому же принципу.
Конечно, может быть разница в некоторых технических характеристиках, но в целом на любом двигателе работает одинаково.
Если двигатель работает, хотя и с перебоями, с неработающей системой охлаждения или неисправностью источника питания и зажигания, неисправность системы смазки очень быстро приведет к серьезному повреждению двигателя в сборе.
Содержание
Суть работы системы смазки
Суть системы смазки довольно проста — создание пленки, которая снизит трение между элементами силовой установки, отвод тепла и продуктов износа с поверхности этих элементов.
Кроме того, все функции этой системы взаимосвязаны: при отсутствии пленки трение значительно возрастет, в результате чего температура на поверхностях элементов повысится и начнется процесс интенсивного износа деталей двигателя начинать.
Если масло не отводит тепло, перегрев приведет к выгоранию масляной пленки и, опять же, к интенсивному износу.
Одной из самых серьезных неисправностей силовой установки, которую может вызвать неисправная система смазки, является заедание коленчатого вала из-за перегрева, что приводит к расширению подшипников скольжения этого вала.
восстановить двигатель после такой неисправности очень сложно.
Выполняя такие важные функции, он не включает в себя так много строительных блоков:
- масляный насос с масляной пробкой;
- масляный фильтр;
- поддон;
- каналы, по которым движется рабочая жидкость.
Давление в этой системе контролируется установленным датчиком. Также в систему может быть включен радиатор охлаждения масла.
Разные автомобили могут иметь отличительные конструктивные особенности, такие как привод насоса, но в целом работа системы смазки одинакова для всех автомобилей.
Смазка всех элементов силовой установки на большинстве автомобилей осуществляется комбинированно: наиболее нагруженные элементы смазываются с усилием под давлением, а остальные — путем разбрызгивания или поливания на них масла.
Простота конструкции придает ему надежность, но неисправности все же возникают.
В большинстве случаев они идентичны для всех двигателей, так как сама система аналогична на разных двигателях.
Но давайте более подробно рассмотрим распространенные неисправности на примерах.
Читайте также:
Причины перегрева двигателя
Неисправности системы смазки двигателей ВАЗ
Для начала рассмотрим неисправности системы смазки автомобилей производства ВАЗ (2106, 2107, 2108, 2110 и др).
Одна из наиболее распространенных проблем с данными об автомобиле — это несоответствие давления в системе — оно может быть переоценено или недооценено.
Повышенное артериальное давление может быть вызвано:
- Использование масла неправильной вязкости. Сильновязкое масло будет течь по каналам намного медленнее, и масляный насос будет создавать избыточное давление;
- Засорение продуктами износа масляных каналов, в результате чего их производительность значительно снизится и возникнет избыточное давление.
- Клапан сброса давления насоса застрял в закрытом положении, поэтому этот клапан не сбрасывает избыточное давление. Одним из признаков этой неисправности является появление течи масла в области коленчатого вала: высокое давление приводит к сдавливанию сальника коленчатого вала и вытеканию масла;
Намного чаще встречается такая неисправность, как пониженное давление, вплоть до его полного отсутствия в системе.
Низкое давление может быть вызвано низким уровнем масла, в результате чего насос просто не может создать необходимое давление.
Неисправность также может быть в предохранительном клапане. Сильный износ или заедание в открытом положении приведет к недостаточному давлению в системе.
Низкое давление также может сигнализировать о значительном износе элементов двигателя (штифтов и подшипников коленчатого и распределительного валов) или самой системы смазки (зубчатой пары масляного насоса).
Также проблемы могут возникнуть из-за сильно забитой сети маслоприемника или повреждения корпуса насоса.
Еще одна причина низкого давления, сопровождающегося повышением уровня рабочей жидкости в поддоне — пробой прокладки ГБЦ. И хотя эта неисправность не касается смазки, она может сказаться на ее работе.
Если возникают проблемы в работе масляной системы, лучше сразу найти причину и устранить ее.
Как было сказано выше, часто причиной неисправности является неисправность масляного насоса, и в первую очередь нужно обращать внимание.
Поскольку доступ к насосу осуществляется через отстойник, можно сразу оценить состояние масляного бака.
Сам насос снимается с автомобиля, оценивается его состояние и состояние ведущей шестерни, расположенной на коленчатом валу. При обнаружении сильного износа или повреждения его заменяют.
если каналы заблокированы, устранить неполадки сложнее. Иногда их очень сложно очистить. Для этого используются как химические средства, так и механическая очистка.
Но если причина неисправности — сильный износ элементов двигателя, устранить ее можно будет только капитальным ремонтом силовой установки.
КамАЗ-740.
В двигателе этого автомобиля смазка более сложная по конструкции и предполагает использование радиатора охлаждения. Поэтому, помимо описанных выше неисправностей системы смазки, добавляется еще одна: утечки масла на трубопроводах или в местах их стыков.
Если масло протекает из-за поврежденных трубопроводов, его необходимо немедленно заменить.
Утечки в стыках часто устраняются простым затягиванием накидной гайки.
Установка Д-240.
На этом двигателе, который используется на грузовиках ЗИЛ, а также на тракторах МТЗ-80/82 старых моделей особенностью системы смазки является наличие центробежного фильтра очистки масла — центрифуги. Также он присутствует в системе смазки КамАЗа.
Причина повышения или понижения давления в системе этих двигателей может быть именно в этом.
Засоренные сопла центрифуги, из которых выходит масло, могут вызвать повышение давления. А сильный нагар на стенках приводит к заклиниванию ротора центрифуги — масло не очищается, оно просто выходит из форсунок и сразу возвращается в систему — это приводит к снижению давления.
Не забывайте о механических поломках в центрифуге — они могут привести к выходу из строя системы смазки.
Двигатели ЗМЗ.
Двигатели ЗМЗ, устанавливаемые на Волгу, Газель и ГАЗ-53, имеют такие же неисправности, как описано выше.
Читайте также:
Система вентиляции картера с клапаном рециркуляции ОГ, устройство, принцип работы, настройка, чистка
Итог
Напоследок стоит подчеркнуть, что с системой смазки двигателя лучше не «шутить», игнорируя проблемы в его работе, иначе они очень быстро могут привести к полному выходу из строя силовой установки и трудоемкому и дорогостоящему ремонту в долгосрочной перспективе.