261 публикация 13,1 тысяч просмотров
Статистика показывает, что проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки часто возникают на автомобилях ВАЗ 2114, 2110, 2112, Калина, Нива, Шевроле, Приора. Как правило, об этом сигнализирует код ошибки p0120, но не всегда (этот момент подробно обсуждается ниже). Кстати, от такой поломки не застрахованы и другие автомобили.
Код p0120 означает, что существует проблема в электрической цепи между TPS и компьютером, но не указывает на неисправность самого устройства. Поэтому далее поговорим о признаках и причинах неисправности ДПС, которые характерны для всех автомобилей с системой впрыска топлива.
Содержание
На что влияет работа датчика положения дроссельной заслонки
TPS (другое название TPS) предназначен для определения угла положения дроссельной заслонки (установленной на ее оси) и передачи показаний в ЭБУ. Также он отслеживает скорость движения амортизатора (при сильном нажатии на педаль акселератора) и моменты, в которые он находится в крайних положениях.
От этих показаний зависит многое: электронный блок управления на основании полученных данных формирует правильную установку угла опережения зажигания в определенных режимах работы двигателя и дает команды на подачу топлива в необходимой дозировке. Все это влияет на формирование оптимальной топливовоздушной смеси и, как следствие, на показатели мощности двигателя.
Кроме того, на основе полученных данных ЭБУ корректирует работу электронных систем: ABS, ESP, круиз-контроль, трекшн-контроль и другие.
Основные признаки выхода из строя ДПДЗ
Если прибор неисправен, может появиться упомянутая выше ошибка p0120, а также другие ошибки, свидетельствующие о наличии отклонений в работе датчика: P2135, P0222, P0122, P0223, P0123, P0220, P01578. Сами ошибки не отображаются на приборной панели, загорается только индикатор «Check Engine», их можно просмотреть на диагностических сканерах, мобильных устройствах или ноутбуках (подробнее об этом позже).
Что касается ошибки P2135, то она типична для современных автомобилей с электронным контролем положения ДЗ. Его полное название — «Несоответствие показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». Возникает при повышенном сопротивлении в цепи одного из проводов (их четыре). О его причинах в следующем разделе.
Другие признаки неисправности ДПС:
- Частота вращения двигателя варьируется, машина сильно трясется на холостых оборотах или глохнет. Резкий скачок оборотов до 2000 — 3000.
- Снижается динамика автомобиля, особенно при разгоне (низком, рывком), буксировке, подъеме в гору, транспортировке грузов, как говорится, двигатель не тянет. Также это происходит из-за нестабильной работы АКПП, здесь все взаимосвязано. Или наоборот, при легком нажатии на педаль акселератора машина резко разгоняется.
- Повышенный расход топлива — проявляется сразу после появления неисправностей в датчике.
- При переключении на повышенную или пониженную передачу, в том числе на нейтральную, двигатель глохнет.
- При переводе автомобиля в аварийный режим частота вращения коленчатого вала не превышает 1500 об / мин, так как амортизатор в этом режиме открывается лишь незначительно на 6-7%.
Эти же симптомы указывают на неисправность дроссельной заслонки, состояние которой важно периодически проверять и при необходимости чистить.
Принцип работы ДПДЗ
Датчики положения дроссельной заслонки делятся на два типа: контактные и бесконтактные. Они разные по конструкции, но методы их тестирования одинаковы. Их приведение в действие может быть механическим или электрическим.
Первая механика (пленочно-резистивная или потенциометры) представляет собой ползунок с размещенными на нем контактами.
Дроссельная заслонка через привод и шестерню с валом, изменяя свое положение (угол наклона), перемещает ползунок по дорожкам резистора. Для напряжения от 0,7 до 4В (меняется из-за изменения сопротивления дорожек резисторов) ЭБУ понимает, где находится заслонка, и регулирует подачу топлива.
Те, которые увеличивают угловое положение заслонки, увеличивают напряжение постоянного тока и наоборот.
Когда водитель включает только зажигание, ЭБУ получает данные от датчиков температуры о степени нагрева двигателя. Исходя из этого, дроссельная заслонка устанавливается в исходное положение под определенным углом.
Например, на Lada Priora и Kalina, где установлено два ДПДЗ (в автомобилях с электронным модулем акселератора), в это время напряжение выходного сигнала должно быть:
- Первый вывод в дорожках 0,39-0,52В.
- Второй — 2,78-2,91 В.
Для каждой марки авто эти показатели могут отличаться, но если рассматривать вышеперечисленные модели, происходит следующее:
- Если после включения зажигания в течение 15 с ничего не происходит (педаль акселератора не нажата, двигатель не запускается) ЭБУ деактивирует электрическое управление дроссельной заслонкой, и амортизатор опускается до 7 %.
- через 30 секунд после включения зажигания и бездействия водителя ЭБУ полностью закрывает амортизатор с последующим его возвращением в предпусковое положение.
В этом случае выходное напряжение сигнала равно:
- В первом случае 0,5-0,6 В.
- Во втором — 2,7-2,8 В.
В случае обрыва цепи датчика дроссельной заслонки ЭБУ отключает управление дроссельной заслонкой и сохраняет код ошибки в памяти.
Также на автомобилях с двумя ДПДЗ, как в случае с Лада Приора и Калина, их суммарное выходное напряжение сигнала не должно превышать 3,2-3,4 В.
Принцип работы бесконтактных (магниторезистивных ДПДЗ) основан на магниторезистивном эффекте: они редко выходят из строя из-за отсутствия трения контактов друг о друга. По этой причине они более надежны и служат дольше, даже если они дороже контактных.
Распространенные причины неисправности — короткое замыкание в электрических цепях, обрыв проводки.
Читайте также:
Какой датчик отвечает за обороты и стабильную работу двигателя
Причины неисправности контактных датчиков
Основная причина выхода из строя — износ резистивных дорожек, что приводит к полному или частичному обрыву электрической цепи. Это приводит к передаче неверных данных в ЭБУ.
Причины неисправности контактного датчика:
- Износ резистивного слоя — приводит к потере электрического контакта. Это может произойти либо в начале движения курсора (обычно при пониженном напряжении на выходе датчика), либо на другом участке дорожек.
- Сломанный или изношенный наконечник.
- Изношены шестерни трансмиссии.
- Замыкание сигнальных или электрических цепей.
- Нарушена проводка, особенно для автомобилей ВАЗ, провода которых ненадежны.
- Окисление контактов и загрязнение разъема.
Большинство причин диагностируются визуально после разборки устройства и с помощью мультиметра.
Что касается ошибки P2135, упомянутой в предыдущем разделе, то ее причины:
- короткое замыкание и другие причины.
- малая «масса» контакта ЭБУ;
- неисправность главного реле;
- окисление контактов в разъеме;
Диагностика неисправностей датчика дроссельной заслонки
Первое, что нужно понять, это то, что при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки его нельзя отремонтировать, а он меняется в сборе.
Диагностика проводится мультиметром путем измерения постоянного напряжения или сопротивления в цепи, также используется сканер.
На начальном этапе проверки TPS вам понадобится мультиметр для измерения показаний напряжения (мощности и сигнала.
Проверка мультиметром (предпочтительный метод)
Порядок осмотра:
- Включите зажигание.
- Проверьте, есть ли питание на датчике. Для этого отключите микросхему и измерьте показания напряжения на проводах, подходящих к датчику. Для этого установите переключатель на приборе в положение «20В» и измерьте показания (стандарт 4,5-5,5В). Если нет напряжения, ищем обрыв цепи или другую причину.
- Проверяем наличие сигнала напряжения, идущего с датчика на ЭБУ при полностью закрытой и открытой заслонке. Для этого кладем «-» мультиметра на массу (блок двигателя или аккумулятор) и подключаем «+» к третьему сигнальному контакту. При закрытом амортизаторе (нажата педаль акселератора) напряжение не должно превышать 0,6-0,7 В. При полном открытии (полностью выжата дроссельная заслонка) — не менее 4 В.
- Затем мы проверяем наличие перенапряжения при перемещении заслонки между положениями «закрыто» и «полностью открыто». Для этого используйте дополнительный провод, который входит в штырь провода, идущего к ЭБУ, а другой конец подключите к плюсу устройства. Установите контактор обратно на датчик. Постепенно нажмите на педаль акселератора или потяните за трос и наблюдайте за показаниями прибора. Напряжение должно постепенно увеличиваться и уменьшаться. Если возникают скачки U, значит, следы резисторов местами износились и необходимо заменить TPS.
Вы также можете проверить датчик, измерив его сопротивление. Для этого также используется мультиметр, переведенный в соответствующий режим. Показания снимаются между минусовым и сигнальным контактами. Для удобства работы изделие можно снимать.
Стандартные обозначения моделей ВАЗ:
- Заслонка закрытая — 1,5 кОм.
- Обрыв — 7,5 кОм.
Например, Нива Шевроле имеет несколько нормативных показаний:
- Заслонка закрытая — 2,4 кОм.
- Обрыв — 8,2 кОм.
Поэтому данные о напряжении и сопротивлении см. В руководстве по эксплуатации и ремонту вашей модели автомобиля.
Процесс модификации сопротивления также должен пройти гладко. Для этого поворачивают держатель датчика.
Также ознакомьтесь с признаками неисправности датчика массового расхода воздуха.
Проверка диагностическим прибором
Слово «диагностическое устройство» звучит громко, но на самом деле его будет достаточно, чтобы купить автоматический сканер ELM327 или Scan Tool Pro, работающий на том же чипе, и установить на свой смартфон (Android) или iPhone (iOS) специальное программное обеспечение, например OpenDiag.
также можно провести полную диагностику автомобиля с помощью ноутбука. Или используйте мультисистемный сканер AUTOAC-F16 CAN.
Нажав на ссылки выше, вы получите полную информацию о том, как подключиться к диагностическому разъему, какое программное обеспечение использовать, и много другой полезной информации по этой теме.
Но если вкратце, то суть использования сканеров заключается в подключении к ЭБУ и, с помощью специального программного обеспечения, просмотра записанных в нем номеров ошибок.
Подключение возможно через: USB-кабель, WI-FI, Bluetooth. Но важно знать, что некоторые ЭБУ, особенно на старых автомобилях, не поддерживают протоколы WI-FI и Bluetooth, а сканер ELM327 можно подключить к ним только через USB с помощью переходника USB на MicroUSB. Поэтому модель сканера необходимо приобретать проводной.
лучше использовать сканеры с 32-битным чипом, они предлагают больше возможностей для диагностики автомобилей.
Возможные ошибки, связанные с TPS и электрической схемой, были упомянуты выше, но другие ошибки, связанные с нестабильной работой двигателя и электронных систем автомобиля, также могут быть записаны в ECU. Некоторые из них можно сбросить, например «перегрев двигателя».
Преимущество использования сканера заключается в отслеживании датчика в режиме реального времени. Для этого поверните амортизатор, одновременно нажимая на педаль акселератора. Программа отобразит изменение напряжения, угол наклона. Скачки напряжения укажут на проблему.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки в домашних условиях
Например, вы сняли датчик и принесли домой (зимой в гараже холодно).
Чтобы убедиться в этом, вам понадобится блок питания на 5 В. Блок питания от настольного ПК — это прекрасно, но не заблуждайтесь, есть еще и разъемы на 12 В. Или обычное зарядное устройство для мобильного телефона.
Порядок проверки (распиновка вышеперечисленных проводов):
- Переведите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения до 20 В.
- Подключите к «-» проводу датчика «-» от источника питания и к отрицательному щупу от устройства.
- Подключаем «+» от блока питания к «+» проводу датчика.
- Подключаем «+» от мультиметра к сигнальному кабелю ДПДЗ.
- Поверните ползунок отверткой или любым другим доступным способом.
Стандартные показания напряжения должны быть такими же, как указано в предыдущих разделах — от 0,7 до 4 В.
Заключение
Если датчик положения дроссельной заслонки полностью неисправен, автомобиль, скорее всего, перейдет в аварийный режим и вы не сможете далеко уехать. Если неисправность незначительная, например, сгорели контакты или частично изношен слой резистора, то появятся вышеперечисленные признаки.
В принципе, водить можно, но частые перебои в работе двигателя могут привести к более серьезным неисправностям. ТПС ремонту и монтажным модификациям не подлежит. К тому же деталь дешевая и заменить ее несложно.
Вы с чем-то не согласны или обнаружили ошибку? Напишите в комментариях.