Европротокол — это документ, позволяющий в упрощенном виде регистрировать дорожно-транспортные происшествия, не обращаясь в ГИБДД. Официальное название Европротокола — «Уведомление о дорожно-транспортных происшествиях». Он был введен в обращение в России в июле 2015 года с целью разгрузки и без того загруженных дорог.
По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий не имеет серьезных последствий и большинство аварий регистрируется только для получения страхового возмещения (ОСАГО или КАСКО).
Регистрация ДТП по европейскому протоколу не только предотвращает ненужные пробки, но и позволяет участникам ДТП сэкономить время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.
Но, несмотря на очевидные преимущества европейского протокола, многие автомобилисты опасаются заполнять его самостоятельно и предпочитают дождаться инспектора ГИБДД. Это связано с наличием определенных условий, поскольку не все инциденты можно оформить упрощенным способом.
Содержание
В каких случаях возможно оформление европротокола при ДТП?
Если рассматривать практическую сторону проблемы, желание водителей быстро завершить формальности и заняться своими делами возникает в двух случаях:
- Когда ущерб минимален и для оформления страховки не нужны другие справки.
- Ущерб незначительный (царапины или царапины), и участники ДТП не собираются связываться со страховой компанией. Исполнение Европротокола в данном случае подтверждает отсутствие у сторон взаимных прав.
С юридической точки зрения ситуация несколько иная. В соответствии со статьей 1.11 Федерального закона от 25.07.2012 г. 40-ФЗ от 25.04.2002 г существует ряд предпосылок для регистрации ДТП по европейскому протоколу:
- Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
- Участие в ДТП с участием не более двух транспортных средств, в том числе автомобилей с прицепами.
Вопреки распространенной в сети информации, автомобиль с прицепом в данном случае рассматривается как транспортное средство.
- Оба водителя имеют полисы ОСАГО или грин-карты, действующие для иномарок.
- Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают сомнений.
Кроме того, заявленный ущерб должен быть в пределах суммы страхового возмещения. Размер выплат устанавливается этим же законом:
- При регистрации ДТП без участия ГИБДД размер компенсации не превышает 50 тысяч рублей.
- Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их регионов, то максимальный размер страховых выплат равен лимиту, установленному для ОСАГО, то есть 400 тысяч рублей.
Условием применения последнего абзаца будет запись обстоятельств аварии с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторов с помощью GPS, ГЛОНАСС или других глобальных спутниковых систем. Во всех остальных случаях Европроток не составляется, а ДТП оформляется стандартно.
Действия при ДТП до оформления европротокола
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, вам необходимо остановиться, включить сигнализацию и повесить знак аварийной остановки. Перед оформлением Европротокола необходимо выполнить следующую процедуру:
- Прежде всего, нужно убедиться, что при столкновении никто не пострадал и в аварию попали только две машины.
- После этого желательно сделать резервную копию будущего Европротокола фото- или видеоматериалом.
- Затем выясните намерения противоположной стороны относительно фиксации аварии и предложите составить европейский протокол.
- В случае положительного ответа необходимо проверить, не истек ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников претензии.
Желательно сделать общую панораму (с привязкой к дорожным знакам или другим неподвижным элементам), крупным планом каждого автомобиля (с номерами), мест повреждений транспортного средства, а также удалить следы торможения и фрагменты деталей.
хорошо, если есть свидетели аварии. Запишите их контактные данные и попросите письменное заявление.
Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?
Убедившись, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европейского протокола, выдаваемого страховщиком при заключении договора ОСАГО.
Модуль состоит из двух листов, соединенных между собой. При заполнении лицевой стороны все введенные данные копируются во второй экземпляр, после чего форма отключается и оформляется оборотная сторона документа.
См. Пример составления Европротокола.
Заполнение лицевой стороны европротокола
Разберем весь процесс заполнения Уведомления по пунктам.
1. Место аварии. Указываются название населенного пункта, улица и дом. Если авария произошла в периферийном районе, введите название маршрута и километр.
2. Дата аварии. Здесь указаны номер и точное время столкновения. Перед тем, как завершить, сверьте показания с другими участниками.
3. Количество поврежденных автомобилей. Цифра 2 вставляется в поле третьего абзаца, поскольку европейский протокол не предусматривает участие большего количества транспортных средств.
4. Количество раненых и погибших. Ставим здесь дефисы. Любые телесные повреждения требуют присутствия сотрудников дорожной полиции.
5. Медицинское разрешение. Пятый абзац всегда помечается словом «нет».
6. Ущерб, причиненный другим транспортным средствам. Как и в предыдущем столбце, мы поставили «нет», потому что в аварии попали только 2 машины.
7. Свидетели ДТП. Вот данные очевидцев аварии: имя, адрес и телефон.
8. Регистрация в ГАИ. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отметьте ответ «нет».
Далее следуют 2 столбца «A» и «B» для двух автомобилей. Какой автомобиль подойдет первым, не имеет значения.
9, 10, 11. Эти элементы отражают информацию об автомобиле и его владельце. Здесь вводятся данные регистрационного удостоверения. В пункте 11 указано полное имя водителя.
12. Страховщик. В этой строке указывается название страховой компании, а чуть ниже вводится информация о текущем полисе ОСАГО.
13. Место первого удара. Отметьте стрелкой место первого выстрела.
14. Список поврежденных деталей. На этом этапе необходимо составить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятины, сколы, царапины и т.д.).
15. Наблюдения. Здесь написано, виновен участник столкновения или нет.
16. Обстоятельства аварии. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент аварии. После внесения всех обстоятельств в последнюю колонку укажите их общую стоимость. Убедитесь, что каждый из участников точно заполнил свой столбец.
17. Краткое изложение происшествия. На этот момент следует обратить особое внимание. Схема должна отражать направление движения транспортного средства, их положение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, названия улиц и номер ближайшего дома (см. Пример на фото ниже).
Пример разработки плана действий при несчастном случае
18. Подписи водителей. Заполненное уведомление подписывают оба участника дорожно-транспортного происшествия.
Заполнение обратной стороны европротокола
После отключения формы вторая страница европротокола заполняется автономно каждым участником аварии.
1. Автомобиль. Здесь отмечается буква «А» или «В», которой обозначался автомобиль при заполнении первой страницы евротокола.
2. Обстоятельства аварии. Этот абзац предназначен для краткого описания инцидента и событий, которые ему предшествовали. Объясните, как произошло столкновение, указав дату, время, место и номера задействованных транспортных средств.
3. Автомобиль находился под контролем. Здесь отмечается, кто управлял автомобилем в момент аварии: владелец автомобиля или другое лицо.
4. 5. При составлении Европротокола в указанные поля ставится прочерк.
6. Может ли транспортное средство двигаться самостоятельно. Отметьте, может ли автомобиль двигаться самостоятельно или нет.
7. Примечание. Эта запись содержит информацию о наличии фото- и видеоматериалов с места происшествия.
При заполнении формы европейского протокола не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.
настоятельно рекомендуется не допускать ошибок, так как исправления могут привести к отказу от повреждений. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.
Что делать после оформления европротокола?
Заполненный евроток вместе с претензией отправляется в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания запросит автомобиль для независимого осмотра или капитального ремонта. На выполнение этого условия также дается не более 5 дней. При этом участники аварии не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.
При запросе выплаты страховки в соответствии с европейским протоколом необходимо понимать, что после получения компенсации потерпевшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по той же претензии. Исключение составляет ущерб здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В этом случае он имеет право обратиться к страховщику виновника ДТП.
В любом случае, перед тем, как потребовать компенсацию в страховой компании, во избежание мошенничества и несвоевременной выплаты страховщиком мы настоятельно рекомендуем вам проконсультироваться с опытным юристом.
***
Вместо заключения давайте заглянем немного дальше в ближайшее будущее, где нас ждут некоторые изменения с точки зрения правил разработки европейского протокола.
С 1 октября 2019 года для оформления страховки от ДТП, оформленной без участия уполномоченных лиц, данные места ДТП должны быть приложены к европротоколу с объяснением обстоятельств ДТП.
В качестве доказательства могут быть использованы фото- и видеоматериалы, а также съемка события с помощью навигации, связанной с ГЛОНАСС, GPS или другими глобальными спутниковыми системами.
Остается надеяться, что размер страхового возмещения также будет приравнен к максимальному пределу по ОСАГО.