Как правильно отрегулировать карбюратор

34 просмотров

Парк автомобилей с карбюраторными двигателями по-прежнему велик, и такая операция, как регулировка карбюратора (периодически необходимая для этих автомобилей), продолжает быть актуальной для многих автовладельцев. При этом остается актуальным вопрос: обращаться за настройкой к специалистам или проводить ее самостоятельно?

Сложность процесса регулировки карбюратора подтверждается многими фактами: например, до сих пор в среде специалистов сохранилась карбюраторная специализация. Однако для автомобилистов, отнюдь не новичков в технике, ознакомившись с конструкцией и основными принципами работы карбюратора, ряд базовых настроек и регулировок своими руками будет вполне под рукой.

Рекомендуем посмотреть подробную видеоинструкцию по регулировке карбюратора, которую можно найти в конце этой статьи.

Итак, чтобы понять, как правильно отрегулировать карбюратор, предлагаем сначала ознакомиться с его устройством и принципом работы.

Назначение, принцип работы и основы конструкции карбюратора

известно, что в цилиндры двигателя внутреннего сгорания бензин поступает не в чистом виде, а в том, что на техническом языке называется топливовоздушной смесью. Процесс приготовления такой смеси получил название карбюрации, а устройство для ее приготовления (перемешивания) — карбюратором.

Принцип работы карбюратора и основы его устройства показаны на рисунке ниже.

Как правильно отрегулировать карбюратор

Самый простой карбюратор содержит две камеры: чашу и камеру смешения.

Во флотационной камере происходят следующие процессы:

  • Поплавок поднимается и в определенном положении через игольчатый клапан перекрывает поток топлива;
  • Затем процесс повторяется.
  • После израсходования определенного количества топлива уровень в камере понижается, поплавок опускается и тем же клапаном открывает поток новой порции топлива в камеру;
  • Бензин из топливного бака перекачивается бензонасосом через фильтр в поплавковой камере;

В верхней части камеры имеется балансировочное отверстие, предназначенное для поддержания атмосферного давления над топливом.

Как видно из рисунка выше, поплавковая камера соединена трубопроводом с другой камерой карбюратора: камерой смешения, в которой происходит процесс образования топливовоздушной смеси и ее подачи в рабочие цилиндры карбюратора двигатель место.

Как топливо всасывается и распыляется в смесительную камеру? Дело в том, что на такте всасывания в смесительной камере создается разрежение, которое всасывает бензин из поплавковой камеры в то место, где находится опрыскиватель. А чтобы процесс был интенсивным, именно здесь находится шейка (самое узкое место) устройства с красивым названием «трубка Вентури».

Назначение трубки Вентури довольно простое: создать перепад давления в сходящейся и выходной частях трубопровода. Часто в технической литературе сходящаяся часть камеры называется диффузором, хотя, строго говоря, диффузор — это часть трубки Вентури, которая расширяется из горловины.

Изменение давления в ограничивающем потоке жидкости или газа является прямым следствием закона Бернулли, который связывает давление, расход жидкости или газа и диаметры труб. Проще говоря, в точке сужения давление падает, а расход увеличивается, а работа распылителя в этом месте аналогична работе баллончика.

Основным моментом в работе карбюратора является точность дозирования количества топлива, подаваемого для образования смеси. Поэтому в форсунку топливо попадает через форсунку — калиброванное отверстие (т.е выполненное с высокой точностью) на выходе из поплавковой камеры.

Воздушная заслонка, расположенная в верхней части камеры, служит для регулирования подачи воздуха в камеру и, следовательно, для облегчения запуска двигателя при низких температурах (содержание воздуха в смеси уменьшается, а у бензина, наоборот, увеличивается за счет компенсации за его недостаток, образовавшийся из-за образования конденсата при охлаждении).

Дроссельная заслонка служит для количественного регулирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры: чем больше открыта дроссельная заслонка, тем больше смесь поступает в цилиндры, увеличивая скорость, а следовательно, и мощность, вырабатываемую двигателем. Обычно дроссельная заслонка соединяется с педалью акселератора кабелем (управляемым водителем).

Конечно, описанная конструкция и принцип работы лишь схематично отражают реальные процессы. На практике конструкция карбюратора (чаще всего с двумя смесительными камерами) обеспечивает работу двигателя не в стационарных режимах (пуск, холостой ход, ускорение, повышенные нагрузки) и выглядит намного более сложной.

Таким образом, в режиме холостого хода дроссельная заслонка закрыта и разрежения в зоне распылителя недостаточно для образования требуемой топливной смеси. Но в районе самой заслонки воздушная масса имеет достаточную скорость и создается достаточный вакуум для образования смеси. Именно в этом месте заходит дополнительный неактивный канал, оснащенный форсунками для топлива и воздуха.

А вот что происходит в режиме разгона. Из-за разной плотности реакция на резкое открытие дроссельной заслонки для воздушных масс и топлива разная — воздух поступает быстрее. Поэтому необходимо дальнейшее обогащение смеси топливом, которое осуществляется ускорительными насосами, которые активируются сильными нажатиями на педаль «газа».

Как правильно отрегулировать карбюратор

При резком повороте амортизатора поршень насоса опускается через соединительную систему и закрывает обратный клапан, а клапан давления открывается — в камеру смешения впрыскивается дополнительное количество топлива.

Кроме того, требуется дополнительное обогащение топлива при полностью открытых дросселях при максимальных или близких к максимальным оборотах двигателя. Этот режим обеспечивает устройство, называемое экономайзером — оно состоит из дополнительного канала для обогащения смеси топливом в канале распылителя, форсунки и клапана, открывающего этот дополнительный канал.

Как правильно отрегулировать карбюратор

Также в современных карбюраторах холодный двигатель запускается стартером, основным элементом которого является воздушная заслонка. Дожигание отработавших газов осуществляется системой рециркуляции, а удаление токсичных газов из картера осуществляется системой вентиляции.

Особенности карбюраторов «Озон» и «Солекс»

До производства инжекторных двигателей почти все советские, а затем и российские автомобили оснащались карбюраторами производства Дмитровоградского автомобильного завода — ДААЗ. Для автомобилей ВАЗ, составляющих основу отечественных парковок, с 1979 года выпускаются двухкамерные карбюраторы «Озон», а с середины 80-х годов — двухкамерные карбюраторы «Солекс».

Как правильно отрегулировать карбюратор

Основные отличия этих типов устройств:

  • Озоновые карбюраторы менее требовательны к качеству топлива, чем Солекс, из-за размера форсунок. По этой же причине у них чуть больший расход топлива и худшая динамика разгона;
  • Конструкция Solex имеет экономайзер режима мощности, отсутствующий в озоне.
  • В проекте Solex упрощения были оправданы работой Ozone (например, замена пневматической дроссельной заслонки на механическую);
  • Конструктивными особенностями озонового бака предусмотрена установка карбюратора на продольные двигатели (ВАЗ «классика»);

Оба типа карбюраторов (правда, в большей степени Solex) сегодня успешно используются.

Зачем нужны чистка и регулировка карбюратора

Заводские настройки карбюраторов Solex / Ozone рассчитаны на определенное качество топлива и средний стиль вождения водителя и производятся на конкретном двигателе. А если автомобиль будет эксплуатироваться по инструкции производителя и с качественным топливом, можно достаточно долго избежать регулировок карбюратора.

В этом случае параметры содержания вредных веществ в выхлопных газах необходимо проверять при техническом осмотре с интервалом от двух лет (если автомобилю не более 7 лет) до одного года (что более вероятно для легковых автомобилей) с карбюраторным двигателем).

Процесс регулировки карбюратора осуществляется двумя винтами и может выполняться независимо (по крайней мере, на исправном карбюраторе). Рекомендуем посмотреть видео в конце статьи.

Действия здесь простые: последовательным затягиванием болтов качества и количества достигается стабильная и плавная работа двигателя в диапазоне 800-900 об / мин (для зимнего периода рекомендуется диапазон 900-1000 об / мин).

При самостоятельной регулировке карбюратора нужно помнить, что она проводится при прогретом двигателе.

Иная ситуация, когда появляются неисправности, которые могут быть связаны с работой карбюратора. Чаще всего это перелив бензина в поплавковой камере и нестабильный холостой ход. В первом случае необходимо отрегулировать положение поплавка (соответственно игольчатого клапана) или заменить детали камеры, а во втором — чаще это вина карбюратора, а «заедание» «дроссельного» троса, который необходимо устранить.

Иногда неисправности карбюратора могут проявляться в провалах и щелчках при движении или увеличении мощности. Однако подобные симптомы могут возникать из-за неисправностей системы зажигания или топливной системы, поэтому перед разборкой карбюратора необходимо убедиться в исправном состоянии этих систем.

Качество топлива также может существенно повлиять на работу карбюратора, поэтому необходимо периодически (не реже одного раза в 50 тысяч км, а при явно плохом топливе — чаще) удалять грязь и отложения. Сейчас существует много чистящих средств, вы просто должны помнить, что самые агрессивные могут повредить неметаллические детали (например, материал диафрагмы).

Чтобы остатки тканей не попали в карбюратор, старое топливо обычно удаляют с помощью резиновой груши.

Для очистки форсунок обычно достаточно продуть их сжатым воздухом, и только в крайних случаях может потребоваться очистка с помощью мягкой медной проволоки.

Регулировка карбюратора после его замены

Даже при точном совпадении с маркой и моделью автомобиля после замены старого карбюратора на новый его потребуется отрегулировать. Дело в том, что такие характеристики двигателя, как степень разрежения в цилиндре на такте впуска, со временем меняются.

Что уж говорить об установке карбюратора на двигатель, который обычно не предназначен для использования с другой моделью устройства. В этих случаях, помимо знаний и опыта, часто требуется специальное оборудование: газоанализаторы, стробоскопы и измерительный прибор.

Регулировка выполняется поэтапно, а настройки контролируются в различных режимах работы двигателя и чаще выполняются профессионалами, чем обычными автомобилистами.

Тем не менее, вы можете попробовать самостоятельно внести в стандартный карбюратор ряд корректировок, которые могут снизить расход топлива и помочь сделать автомобиль более мощным в режимах высокой нагрузки.

В дополнение к вышеупомянутым настройкам качества и количества топливной смеси и уровня топлива в баке могут быть выполнены следующие операции:

  1. Регулировка привода воздушной заслонки: Когда воздушная ручка полностью утоплена, заслонка должна быть полностью открыта.
  2. Регулировка управления дроссельной заслонкой: когда педаль акселератора полностью нажата, дроссельная заслонка должна быть полностью открыта.
  3. Регулировка пускателя карбюратора: установка нормируемых зазоров между краями воздушной и дроссельной заслонки и стенками смесительной камеры.
  4. Правильная установка электромагнитного клапана (ЭМС): При отсоединении кабелей от ЭМС (игольчатый клапан закрывает канал холостого хода) двигатель должен заглохнуть.

Особенности настройки и регулировки карбюраторов зависят от конкретной модели устройства и параметров двигателя автомобиля, поэтому при самостоятельной работе в первую очередь необходимо руководствоваться технической документацией производителя.

Видео-инструкция: как отрегулировать карбюратор своими руками

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв