Парк автомобилей с карбюраторными двигателями по-прежнему велик, и такая операция, как регулировка карбюратора (периодически необходимая для этих автомобилей), продолжает быть актуальной для многих автовладельцев. При этом остается актуальным вопрос: обращаться за настройкой к специалистам или проводить ее самостоятельно?
Сложность процесса регулировки карбюратора подтверждается многими фактами: например, до сих пор в среде специалистов сохранилась карбюраторная специализация. Однако для автомобилистов, отнюдь не новичков в технике, ознакомившись с конструкцией и основными принципами работы карбюратора, ряд базовых настроек и регулировок своими руками будет вполне под рукой.
Рекомендуем посмотреть подробную видеоинструкцию по регулировке карбюратора, которую можно найти в конце этой статьи.
Итак, чтобы понять, как правильно отрегулировать карбюратор, предлагаем сначала ознакомиться с его устройством и принципом работы.
Содержание
Назначение, принцип работы и основы конструкции карбюратора
известно, что в цилиндры двигателя внутреннего сгорания бензин поступает не в чистом виде, а в том, что на техническом языке называется топливовоздушной смесью. Процесс приготовления такой смеси получил название карбюрации, а устройство для ее приготовления (перемешивания) — карбюратором.
Принцип работы карбюратора и основы его устройства показаны на рисунке ниже.
Самый простой карбюратор содержит две камеры: чашу и камеру смешения.
Во флотационной камере происходят следующие процессы:
- Поплавок поднимается и в определенном положении через игольчатый клапан перекрывает поток топлива;
- Затем процесс повторяется.
- После израсходования определенного количества топлива уровень в камере понижается, поплавок опускается и тем же клапаном открывает поток новой порции топлива в камеру;
- Бензин из топливного бака перекачивается бензонасосом через фильтр в поплавковой камере;
В верхней части камеры имеется балансировочное отверстие, предназначенное для поддержания атмосферного давления над топливом.
Как видно из рисунка выше, поплавковая камера соединена трубопроводом с другой камерой карбюратора: камерой смешения, в которой происходит процесс образования топливовоздушной смеси и ее подачи в рабочие цилиндры карбюратора двигатель место.
Как топливо всасывается и распыляется в смесительную камеру? Дело в том, что на такте всасывания в смесительной камере создается разрежение, которое всасывает бензин из поплавковой камеры в то место, где находится опрыскиватель. А чтобы процесс был интенсивным, именно здесь находится шейка (самое узкое место) устройства с красивым названием «трубка Вентури».
Назначение трубки Вентури довольно простое: создать перепад давления в сходящейся и выходной частях трубопровода. Часто в технической литературе сходящаяся часть камеры называется диффузором, хотя, строго говоря, диффузор — это часть трубки Вентури, которая расширяется из горловины.
Изменение давления в ограничивающем потоке жидкости или газа является прямым следствием закона Бернулли, который связывает давление, расход жидкости или газа и диаметры труб. Проще говоря, в точке сужения давление падает, а расход увеличивается, а работа распылителя в этом месте аналогична работе баллончика.
Основным моментом в работе карбюратора является точность дозирования количества топлива, подаваемого для образования смеси. Поэтому в форсунку топливо попадает через форсунку — калиброванное отверстие (т.е выполненное с высокой точностью) на выходе из поплавковой камеры.
Воздушная заслонка, расположенная в верхней части камеры, служит для регулирования подачи воздуха в камеру и, следовательно, для облегчения запуска двигателя при низких температурах (содержание воздуха в смеси уменьшается, а у бензина, наоборот, увеличивается за счет компенсации за его недостаток, образовавшийся из-за образования конденсата при охлаждении).
Дроссельная заслонка служит для количественного регулирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры: чем больше открыта дроссельная заслонка, тем больше смесь поступает в цилиндры, увеличивая скорость, а следовательно, и мощность, вырабатываемую двигателем. Обычно дроссельная заслонка соединяется с педалью акселератора кабелем (управляемым водителем).
Конечно, описанная конструкция и принцип работы лишь схематично отражают реальные процессы. На практике конструкция карбюратора (чаще всего с двумя смесительными камерами) обеспечивает работу двигателя не в стационарных режимах (пуск, холостой ход, ускорение, повышенные нагрузки) и выглядит намного более сложной.
Таким образом, в режиме холостого хода дроссельная заслонка закрыта и разрежения в зоне распылителя недостаточно для образования требуемой топливной смеси. Но в районе самой заслонки воздушная масса имеет достаточную скорость и создается достаточный вакуум для образования смеси. Именно в этом месте заходит дополнительный неактивный канал, оснащенный форсунками для топлива и воздуха.
А вот что происходит в режиме разгона. Из-за разной плотности реакция на резкое открытие дроссельной заслонки для воздушных масс и топлива разная — воздух поступает быстрее. Поэтому необходимо дальнейшее обогащение смеси топливом, которое осуществляется ускорительными насосами, которые активируются сильными нажатиями на педаль «газа».
При резком повороте амортизатора поршень насоса опускается через соединительную систему и закрывает обратный клапан, а клапан давления открывается — в камеру смешения впрыскивается дополнительное количество топлива.
Кроме того, требуется дополнительное обогащение топлива при полностью открытых дросселях при максимальных или близких к максимальным оборотах двигателя. Этот режим обеспечивает устройство, называемое экономайзером — оно состоит из дополнительного канала для обогащения смеси топливом в канале распылителя, форсунки и клапана, открывающего этот дополнительный канал.
Также в современных карбюраторах холодный двигатель запускается стартером, основным элементом которого является воздушная заслонка. Дожигание отработавших газов осуществляется системой рециркуляции, а удаление токсичных газов из картера осуществляется системой вентиляции.
Особенности карбюраторов «Озон» и «Солекс»
До производства инжекторных двигателей почти все советские, а затем и российские автомобили оснащались карбюраторами производства Дмитровоградского автомобильного завода — ДААЗ. Для автомобилей ВАЗ, составляющих основу отечественных парковок, с 1979 года выпускаются двухкамерные карбюраторы «Озон», а с середины 80-х годов — двухкамерные карбюраторы «Солекс».
Основные отличия этих типов устройств:
- Озоновые карбюраторы менее требовательны к качеству топлива, чем Солекс, из-за размера форсунок. По этой же причине у них чуть больший расход топлива и худшая динамика разгона;
- Конструкция Solex имеет экономайзер режима мощности, отсутствующий в озоне.
- В проекте Solex упрощения были оправданы работой Ozone (например, замена пневматической дроссельной заслонки на механическую);
- Конструктивными особенностями озонового бака предусмотрена установка карбюратора на продольные двигатели (ВАЗ «классика»);
Оба типа карбюраторов (правда, в большей степени Solex) сегодня успешно используются.
Зачем нужны чистка и регулировка карбюратора
Заводские настройки карбюраторов Solex / Ozone рассчитаны на определенное качество топлива и средний стиль вождения водителя и производятся на конкретном двигателе. А если автомобиль будет эксплуатироваться по инструкции производителя и с качественным топливом, можно достаточно долго избежать регулировок карбюратора.
В этом случае параметры содержания вредных веществ в выхлопных газах необходимо проверять при техническом осмотре с интервалом от двух лет (если автомобилю не более 7 лет) до одного года (что более вероятно для легковых автомобилей) с карбюраторным двигателем).
Процесс регулировки карбюратора осуществляется двумя винтами и может выполняться независимо (по крайней мере, на исправном карбюраторе). Рекомендуем посмотреть видео в конце статьи.
Действия здесь простые: последовательным затягиванием болтов качества и количества достигается стабильная и плавная работа двигателя в диапазоне 800-900 об / мин (для зимнего периода рекомендуется диапазон 900-1000 об / мин).
При самостоятельной регулировке карбюратора нужно помнить, что она проводится при прогретом двигателе.
Иная ситуация, когда появляются неисправности, которые могут быть связаны с работой карбюратора. Чаще всего это перелив бензина в поплавковой камере и нестабильный холостой ход. В первом случае необходимо отрегулировать положение поплавка (соответственно игольчатого клапана) или заменить детали камеры, а во втором — чаще это вина карбюратора, а «заедание» «дроссельного» троса, который необходимо устранить.
Иногда неисправности карбюратора могут проявляться в провалах и щелчках при движении или увеличении мощности. Однако подобные симптомы могут возникать из-за неисправностей системы зажигания или топливной системы, поэтому перед разборкой карбюратора необходимо убедиться в исправном состоянии этих систем.
Качество топлива также может существенно повлиять на работу карбюратора, поэтому необходимо периодически (не реже одного раза в 50 тысяч км, а при явно плохом топливе — чаще) удалять грязь и отложения. Сейчас существует много чистящих средств, вы просто должны помнить, что самые агрессивные могут повредить неметаллические детали (например, материал диафрагмы).
Чтобы остатки тканей не попали в карбюратор, старое топливо обычно удаляют с помощью резиновой груши.
Для очистки форсунок обычно достаточно продуть их сжатым воздухом, и только в крайних случаях может потребоваться очистка с помощью мягкой медной проволоки.
Регулировка карбюратора после его замены
Даже при точном совпадении с маркой и моделью автомобиля после замены старого карбюратора на новый его потребуется отрегулировать. Дело в том, что такие характеристики двигателя, как степень разрежения в цилиндре на такте впуска, со временем меняются.
Что уж говорить об установке карбюратора на двигатель, который обычно не предназначен для использования с другой моделью устройства. В этих случаях, помимо знаний и опыта, часто требуется специальное оборудование: газоанализаторы, стробоскопы и измерительный прибор.
Регулировка выполняется поэтапно, а настройки контролируются в различных режимах работы двигателя и чаще выполняются профессионалами, чем обычными автомобилистами.
Тем не менее, вы можете попробовать самостоятельно внести в стандартный карбюратор ряд корректировок, которые могут снизить расход топлива и помочь сделать автомобиль более мощным в режимах высокой нагрузки.
В дополнение к вышеупомянутым настройкам качества и количества топливной смеси и уровня топлива в баке могут быть выполнены следующие операции:
- Регулировка привода воздушной заслонки: Когда воздушная ручка полностью утоплена, заслонка должна быть полностью открыта.
- Регулировка управления дроссельной заслонкой: когда педаль акселератора полностью нажата, дроссельная заслонка должна быть полностью открыта.
- Регулировка пускателя карбюратора: установка нормируемых зазоров между краями воздушной и дроссельной заслонки и стенками смесительной камеры.
- Правильная установка электромагнитного клапана (ЭМС): При отсоединении кабелей от ЭМС (игольчатый клапан закрывает канал холостого хода) двигатель должен заглохнуть.
Особенности настройки и регулировки карбюраторов зависят от конкретной модели устройства и параметров двигателя автомобиля, поэтому при самостоятельной работе в первую очередь необходимо руководствоваться технической документацией производителя.