16 поделились795 просмотров в FacebookTwitterTelegram
Три года назад, в сентябре, японские автопроизводители извлекли неприятный урок из истории Китая и национализма.
Продажи японских автомобилей на главном мировом рынке резко упали из-за сильной негативной реакции общественности на территориальный спор между Токио и Пекином. И пока уровень продаж еще не восстановился.
К сожалению для японских автопроизводителей, эта история может вскоре повториться.
В августе этого года мир будет отмечать годовщину окончания Второй мировой войны.
Местные СМИ в Японии уже обеспокоены тем, что китайские потребители «все еще будут помнить прошлое» и восстанут против японских брендов.
Очередное падение продаж может иметь разрушительные последствия для японских брендов, поскольку продажи в Китае уже сильно отстают от других рынков, таких как Северная Америка и Юго-Восточная Азия.
Действительно, в Китае они лишь медленно наверстывают упущенное.
«Мы практически потеряли два года нашего развития в Китае», — сказал на прошлой неделе небольшой группе репортеров генеральный директор Nissan Motor Co. Карлос Гон. «Эти события заставили нас поверить, что у некоторых потребителей в Китае есть несколько причин, по которым они никогда не покупают автомобили японской марки».
Поводов для беспокойства в связи с приближающейся годовщиной капитуляции Японии 15 августа 1945 года более чем достаточно.
Китайское правительство умеет ставить иностранные компании в заложники своей политической повестки дня. И держит общественное мнение на поводке в собственных интересах.
Конец войны — прекрасная возможность рассказать об отношениях Японии с прошлым.
Между тем премьер-министр Японии Синдзо Абэ мало что сделал для этого.
Он занял жесткую позицию в отношении Китая по нескольким вопросам, включая территориальный спор из-за скалистых островов в Восточно-Китайском море, который вызвал первую негативную реакцию в 2012 году.
Но его также критиковали за то, что он не особо сожалел о роли Японии как агрессора во Второй мировой войне.
Недавно группа из 200 западных историков написала открытое письмо Абэ, призывая его более откровенно рассказывать о военном прошлом Японии, когда его армия оккупировала большую часть Китая.
Но противостояние может только усилиться. Японские СМИ сообщили, что Абэ намерен воздержаться от включения извинений в свои заявления о дате окончания войны, хотя окончательное решение еще не принято.
Между тем, жена Абэ, со своей стороны, на прошлой неделе усилила напряженность, посетив скандальный храм Ясукуни в Токио, посвященный жертвам японской войны, в том числе казненным военным преступникам.
Такие визиты всегда вызывали гневную реакцию в соседних странах, таких как Китай и Корея. Как и ожидалось, Китай осудил этот шаг и призвал Японию «смело смотреть в лицо» своей истории.
«Мы просим японскую сторону еще раз смело взглянуть в лицо истории, глубоко задуматься над своей агрессивной ролью в этой войне и порвать с милитаризмом», — заявил репортерам официальный представитель министерства иностранных дел Китая Хун Лэй.
Сам Абэ не посещал храм Ясукуни с 2013 года, но консервативные избиратели в Японии могут заставить его сделать это в преддверии августа. Это может вызвать новую волну обвинений в Китае.
Поскольку по мере приближения годовщины окончания войны гарантированное волнение только нарастает, японские автопроизводители могут только нервно гадать, придется ли им снова платить высокую цену за давно законченную войну.