Жидкость, которая поддерживает работу батарей, называется электролитом. Температура и объем этой жидкости в аккумуляторных отсеках определяют, как будут протекать электрохимические реакции и как будет работать весь аккумулятор. Поскольку физико-химические процессы зависят от температуры, электролит аккумулятора должен иметь разную плотность в разное время года.
Содержание статьи:
-
- Что такое электролит?
- Технические характеристики аккумуляторной жидкости.
- Как проверить электролит?
- Свойства электролитов при разных температурах.
- Как приготовить электролит?
- Как залить электролит?
- Что портит батарею?
- Вывод.
- Видео.
Содержание
Что такое электролит
Электролит — это жидкое вещество, состоящее из серной кислоты (H2SO4) и дистиллированной воды, которое проводит электрический ток путем диссоциации (распада) на ионы. Автомобильные кислотные аккумуляторы — это аккумуляторы, заполненные кислотным электролитом. Восстановленные батареи позволяют регулировать плотность электролита, что очень важно для климата с большой разницей в течение года.
Характеристики электролита
Не многие знают, что за кислота в аккумуляторах, как ее называют. Ответ: концентрированная серная кислота. Это основной компонент электролита. Второй компонент — вода дистиллированная (очищенная, без примесей).
Плотность кислоты не должна превышать 1,84 грамма / миллилитр, это максимальный порог. Добавляется дистиллированная вода, чтобы уменьшить плотность до заданных значений.
Аккумуляторы заполнены серной кислотой и специально очищенной от примесей водой. Есть ГОСТ 667-73, какие требования должны быть к кислоте для аккумулятора.
Какие пределы плотности электролита для аккумуляторов
Плотность должна быть от 1,07 до 3,0 г / мл. Если серную кислоту разбавить до такого значения рабочей плотности (1,07–3 г / мл), концентрация H2SO4 составит 27–40 %.
Как проверять электролит
Рекомендуется проверять уровень электролита в автомобильных аккумуляторах 2 раза в год: когда он начинает остывать и когда становится горячим.
Инструменты для проверки:
- стеклянная трубка с внутренним диаметром от 5 до 7 мм. Если трубки нет, можно обойтись без нее, но используя белый лист бумаги.
- ареометр — специальный прибор для измерения плотности любого типа жидкости (продается повсеместно);
Порядок проверки в обслуживаемых АКБ:
- Отсоедините аккумулятор.
- Откручиваем колпачки.
- Опустите рабочую часть ареометра в электролит одной из секций.
- Управляя грушей на ареометре, мы втягиваем электролит в устройство до тех пор, пока поплавок не поднимется и не начнет плавать, не касаясь стенок устройства.
- Истинная плотность будет показана на шкале в месте соприкосновения электролита и стержня.
- Запишите полученные данные на бумаге.
Эти измерения необходимо провести для всех аккумуляторных элементов.
Плотность в разных секциях одной и той же батареи должна быть почти одинаковой. Разница между ними должна составлять от 0,2 до 0,3 грамма / миллилитр.
При высоком уровне заряда аккумулятора точка замерзания жидкости будет ниже, плотность электролита немного выше, чем в «мертвом» аккумуляторе. Поэтому, если плотность электролита немного меньше необходимого значения, имейте в виду, что при хорошей зарядке аккумулятора плотность немного увеличится.
Еще одно важное правило — следить за объемом электролита. Уровень жидкости может быть ниже верха пластин не более чем на 15 мм.
Чтобы измерить количество жидкости в контейнерах, поместите батарею на ровную поверхность. Опустите стеклянную трубку в жидкость до верха свинцовых пластин, закройте верхний конец трубки, приподнимите и измерьте линейкой, сколько миллиметров электролита было над свинцовыми пластинами. При необходимости доливайте дистиллят понемногу. Таким образом, он контролирует уровень во всех разделах. Уровень жидкости должен быть на 10-15 мм выше верха пластин.
Важно! Не заливайте электролит в аккумулятор для повышения уровня жидкости. Это повредит аккумулятор. Необходимо залить дистиллированной водой.
Если трубки нет, уровень жидкости в аккумуляторе измеряется чистой бумагой, завернутой в трубку. Проделываем те же действия, что и трубка, однако следует учитывать погрешность — бумага промокнет выше реального уровня.
Таблица значений плотности для каждой температуры не предоставляется. Для российского климата плотность должна быть 1,28 г / мл.
Если плотность электролита достигнет 1,1 г / мл, то уже при -6 градусах жидкость начнет затвердевать и образовывать кристаллы. Водители с крайнего севера везут горячие аккумуляторы или в специальном термоконтейне.
Как подготовить элекролит
Есть уже заряженные аккумуляторы с необходимой плотностью электролита и заряженные аккумуляторы, а также аккумуляторы с сухим зарядом. Сухозаряженные аккумуляторы необходимо залить электролитом.
Для приготовления электролита своими руками, потребуются:
- Дистиллированная вода.
- Воронка.
- Серная кислота (H2SO4). Желательно, чтобы плотность чистой кислоты составляла 1,4 г / см3. В крайнем случае можно использовать кислоту плотностью 1,84 г / см3.
- Емкость с лестницей.
- Трубка для перемешивания жидкости. Вам понадобится трубка из нейтральных кислотных материалов: эбонита, керамики, стекла).
- Средства индивидуальной защиты (СИЗ): резиновые перчатки, защитные очки, комбинезон с длинными рукавами, ботинки.
Правила техники безопасности при изготовлении раствора
- Внимание! Не наливайте воду в кислоту. От этого брызги начинают лететь и можно получить ожоги.
- в воду разрешается заливать кислоту, но тонкой струйкой.
- При доливе перемешайте жидкость.
- После перемешивания полученного раствора необходимо измерить плотность ареометром.
Сколько жидкости в аккумуляторе
В зависимости от мощности и объема аккумуляторов объем содержащейся в них жидкости находится в следующем диапазоне: 2,6–3,7 литра. Если после заправки аккумулятора осталась жидкость, ее необходимо нейтрализовать пищевой содой и выбросить.
Таблица: Сколько воды и серной кислоты необходимо для получения различных плотностей.
Заправка электролита
Приготовленный раствор необходимо залить в аккумулятор через воронку из нейтрального материала.
Заливайте жидкость по очереди в аккумуляторный отсек. У нас одинаковый уровень во всех банках. Уровень должен быть на 1–1,5 см выше тарелок. Батарею не трогаем 2-3 часа. При стоянии плотность может немного уменьшаться.
Далее необходимо зарядить автомобильный аккумулятор по рабочим параметрам. Для правильной зарядки заряженного аккумулятора необходимо установить ток в 10 раз ниже, чем указано на корпусе аккумулятора. Например, если на корпусе аккумулятора написано 65 А * ч (ампер умноженный на один час), то на зарядном устройстве выставляем силу тока 6,5 А (Ампер). При таком значении необходимо заряжать в течение 4 часов. После зарядки снова измеряем плотность.
Что портит аккумулятор
В разные периоды эксплуатации это электрическое устройство подвергается различным физическим, химическим и механическим воздействиям. Если он замерзает снаружи, на корпусе появляются кристаллы льда, электролит также начинает замерзать и кристаллизоваться.
Если аккумулятор замерз, не пользуйтесь горелками и другими нагревательными приборами.
Аккумулятор должен нагреваться естественно. Просто вытащите аккумулятор, отнесите на сутки в теплое помещение. При естественном обогреве все части конструкции батареи нагреваются равномерно.
Если из-за мороза или механического удара на корпусе аккумулятора появилась хотя бы одна трещина, значит такой аккумулятор выработал свой ресурс. Дальнейшие операции запрещены. При обнаружении трещины немедленно отсоедините от нее клеммы и разберите.
Можно ли использовать батарею, если вздулся корпус? Ответ: Возможно, если не нарушена пломба устройства.
Восстановить можно 2 способами:
- Чтобы привести в порядок такой аккумулятор, нужно проверить уровень электролита в нем, его плотность. Зарядить током 1А в течение суток. Во время зарядки можно периодически измерять плотность жидкости. Если при зарядке плотность увеличивается — аккумулятор в порядке.
- Кроме того, можно полностью слить старую жидкость, промыть дистиллированной водой, приготовить раствор, залить и подождать несколько часов. Затем зарядите медленным зарядом, то есть выставьте ток от 0,5 до 1 Ампера. Через 2 часа в исправном аккумуляторе плотность электролита должна немного увеличиться.
Вывод
Насколько полный электролит, какая чистота, какая плотность — все это влияет на срок службы батареи, которой может хватить на 5 лет, а может и на полгода.
Если объем жидкости уменьшился, долейте дистиллированную воду. На протяжении всей работы соблюдайте правила безопасности, то есть не ленитесь носить очки и не стесняйтесь других.
Видео
Из этого видео вы узнаете, как правильно увеличить плотность электролита в батарее.
Простой способ увеличить плотность батареи.
Как восстановить старую батарею.
По поводу электролита.