Посещение автосервиса иногда ассоциируется с автовладельцами, далекими от техники выполнения операций, название и суть которых остаются для них непонятными. Замена сайлентблоков — одна из таких операций, и часто нетрудно убедиться, что она нужна на СТО, а своевременность замены является важным фактором нормальной работы системы управления автомобилем.
Что такое бесшумный замок, для чего он нужен, как работает и как работает? Что такое сайлентблоки, как диагностировать их состояние и определить необходимость замены? Ответы на эти и другие вопросы помогут водителям принять правильные решения по замене этого важного элемента ходовой части автомобиля.
Также рекомендуем посмотреть видео в конце этой статьи, где вы найдете дельные советы по самодиагностике и замене сайлентблока своими руками.
Содержание
Для чего нужны сайлентблоки в автомобиле?
Когда автомобиль находится в движении, воздействие неровностей дороги через колеса и шасси автомобиля передается на кузов, а затем на водителя и пассажиров. Сложная система соединений, которая идет от контакта колеса с дорожным покрытием и заканчивается сиденьями в салоне автомобиля, разработана техническими специалистами для обеспечения максимального комфорта для находящихся в автомобиле. Другими словами, максимально сгладить и убрать неприятные для человеческого организма ударные нагрузки и вибрации и шум из диапазона частот.
Для решения этих проблем используются сайлентблоки — устройства, позволяющие в соединениях частей каркаса автомобиля гасить ударные и вибрационные нагрузки и снижать уровень шума.
Последнее обстоятельство связано с тем, что при обычном резьбовом соединении деталей, подверженных различным нагрузкам (сжатие-растяжение, изгиб, кручение, сдвиг), в соединении неизбежно возникает трение и, как следствие, скрип металла на стыке металлический и ударный шум. А поскольку металл является отличным проводником звуковых колебаний, эти шумы передаются на кузов, а значит, и внутрь автомобиля.
Название связано с тем, что деталь гасит шум (буквально молчание от английского — «тишина»).
Но сайлентблок выполняет еще одну важную задачу — гибкое соединение в соединении позволяет снизить требования к точности посадки детали и, следовательно, значительно снизить стоимость ее изготовления, что важно с экономической точки зрения вид.
Конструктивные особенности сайлентблоков
Что такое сайлентблок? Классическим определением этого конструктивного элемента является резино-металлический шарнир, обычно выполненный в виде двух металлических втулок, вставленных концентрически друг в друга с резиновым или полиуретановым заполнением между ними.
По месту установки сайлентблоки делятся на три группы:
- Передняя подвеска (с преобладанием крутильных деформаций): крепления амортизаторов, стабилизаторов, рычагов;
- Задняя подвеска (также преобладают крутильные деформации): амортизаторы, стабилизаторы, крепления задней балки;
- Упругие крепления двигателя и коробки передач (преобладание деформаций сжатия и изгиба — используются в качестве антивибрационных опор).
Схематические примеры установки сайлентблоков в разные места в автомобиле показаны на рисунке ниже:
Конечно, конкретные размеры и дополнительные элементы конструкции (например, хомуты) сайлентблоков, их количество и конкретные места установки определяются конструкцией шасси автомобиля, но принцип действия и базовая конструкция одинаковы.
В процессе эксплуатации упругий элемент сайлентблока испытывает высокие циклические нагрузки и поэтому требования к материалу тоже достаточно жесткие: как правило, это эластомеры на основе натурального каучука. В качестве упругого элемента также используются современные материалы — полиуретан и полиуретан с добавками натурального каучука.
Сайлентблоки из полиуретана немного жестче резиновых, но при этом значительно (в 4-5 раз) прочнее (и дороже).
Основные неисправности сайлентблоков и способы их диагностики
Сайлентблоки — довольно надежные детали. Их средневзвешенный ресурс при полном соблюдении технологии производства и стандартных нагрузок на автомобиль (а проще говоря, при движении по хорошим дорогам) оценивается более чем в 100 тысяч километров (некоторые специалисты называют цифру 200 тысяч километров).
Однако, учитывая качество российских дорог, автопроизводители рекомендуют проверять состояние сайлентблоков каждые 50 тысяч километров. Если на этой детали появляются внешние признаки неисправности, в первую очередь следует осмотреть каркас.
Основные внешние признаки неисправности сайлентблока:
- при отсутствии очевидных причин нарушаются параметры развала схождения. Дело в том, что при поломке сайлентблока рычаги «выходят» из нормального положения. В результате начинается неравномерный износ шин;
- машина плохо держит дорогу: качается и качается — это потеря курсовой устойчивости;
- ухудшилась управляемость автомобиля: реакция на вращение руля происходит с запаздыванием (по терминологии опытных водителей руль стал «забитым»);
- появление посторонних шумов в районе колес — скрипов и стуков.
При появлении этих признаков не стесняйтесь осматривать сайлентблоки. Для самостоятельного обследования понадобится лифт или гаражная яма.
Детали ходовой части должны быть очищены от грязи и хорошо освещены.
Сайлентблоки исследуются на предмет трещин, расслоения и разрыва резины или полиуретана, а также люфта, которого быть не должно. При обнаружении дефектов в подавляющем большинстве случаев требуется полная замена деталей (сайлентблоки, в основном, ремонтируют, но они встречаются редко).
Альтернативой замене является не только потеря управления транспортным средством, но и последующий дорогостоящий ремонт с заменой, например, рычагов передней подвески из-за разрушения сидений.
Особенности замены сайлентблоков
Процедуру замены сайлентблоков нельзя отнести к категории сложных технических операций, но, как и в других операциях по обслуживанию и ремонту автомобилей, она имеет свои особенности. В первую очередь это касается специального инструмента, ведь операция замены связана с извлечением неисправных деталей, а значит, с их опрессовкой.
Работать удобнее всего на лифте. Кроме того, использование сервисного подъемника является технологически продвинутым, поскольку при замене, например, сайлентблоков рычагов передней подвески требуется снятие и установка рычагов, а затем последующая регулировка углов развала на сервисном оборудовании.
Следующим принципиально важным моментом является то, что в технике называется предварительным напряженно-деформированным состоянием. Дело в том, что нормальное состояние крепления сайлентблоков — автомобиль, расположенный на горизонтальной платформе с опорой на все колеса (груз подвешен под весом автомобиля).
На подъемнике подвеска разгружена и фиксировать сайлентблок в таком состоянии неправильно, так как в нормальном положении в нем будет предварительная нагрузка, которая ускорит проседание детали.
Обычно рекомендуется заменять сайлентблоки попарно с обеих сторон. Такая рекомендация может считаться желательной, но не обязательной. А вот замена сайлентблоков, например рычага передней подвески с одной стороны, должна быть согласована.