Что делать при ДТП и как себя правильно вести

61 просмотров

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — к сожалению, это словосочетание и то, что с ним связано, без преувеличения знакомо практически каждому автовладельцу. Однако далеко не все, столкнувшись с первой (вполне естественной) нервной реакцией, знают, что и как делать, чтобы минимизировать неприятные последствия произошедшего без серьезных ошибок.

В конце статьи есть пошаговая видео-инструкция, что делать в случае аварии и напоминание в перчаточном ящике. Мы также опишем следующее:

  • Что делать сразу после аварии, руководствуясь правилами дорожного движения и здравым смыслом?
  • Что необходимо зарегистрировать отдельно, чтобы иметь основание для подачи заявления на получение адекватного страхового возмещения?
  • Как вызвать (и что нужно делать) представителей ГИБДД?
  • Как вести себя по отношению к другим участникам аварии?

Эти и другие вопросы требуют развернутых ответов для широкого круга автовладельцев.

Как правильно себя вести при ДТП

Что делать в случае аварии и как правильно себя вести

Формально обязанности водителя при ДТП прописаны в пунктах 2.5 и 2.6 ПДД, однако психологическое состояние многих водителей не всегда позволяет им быстро и четко выполнять требования документа.

Некоторые водители (особенно неопытные), попав в аварию, испытывают шок, переходя в состояние апатии. Эти водители не предпринимают действий, предусмотренных дорожным кодексом, не участвуют в сборе информации до прибытия ГИБДД, фактически не участвуют в составлении протокола.

Желательно как можно скорее вызвать на место аварии близкого или члена семьи, который адекватно воспринимает ситуацию, способен успокоить и реанимировать участника аварии.

К другой группе автовладельцев можно отнести людей, адекватно реагирующих на возникшую ситуацию, но стеснительных по своей природе. Такие люди, как правило, не решаются высказать и написать свои (часто важные) наблюдения сотрудникам ГАИ и другим участникам ДТП, чтобы обратиться за помощью к другим в получении показаний.

очень важно преодолеть застенчивость и нерешительность, потому что эти качества становятся препятствием в установлении истины и препятствием в надлежащем процессе того, что произошло.

Иногда шокированные происшедшим или по безрассудству водители сразу после аварии пытаются «поправить» свое положение, меняя положение машины или скрывая последствия аварии: убирают осколки стекла, фары и фонари, вылетая на свободе и битые части бампера, рамы и прочее. Необоснованность такого поведения очевидна: всегда может быть свидетель таких действий (хотя бы еще один участник аварии), и опытным специалистам не составит труда установить опрометчивое искажение реального изображения.

Страх возможной ответственности побуждает некоторых водителей к совершенно безрассудным действиям: пытаться скрыться с места происшествия с попавшим в аварию автомобилем или без него. Такие действия могут быть не только зафиксированы свидетелями, но и повлекут за собой дополнительные обязанности, как правило, уголовные.

Что нужно делать после ДТП в первую очередь

Что делать в случае аварии и как правильно себя вести

Независимо от конкретных обстоятельств ДТП и психологических особенностей участников, в первую очередь необходимо поэтапно выполнять требования ПДД, а именно:

  1. Немедленно остановиться, включить «аварийную бригаду» и поставить знак аварийной остановки (15 метров перед автомобилем в населенном пункте и 30 метров вне населенного пункта);
  2. Ни при каких обстоятельствах вы не должны перемещать какие-либо транспортные средства или предметы, связанные с аварией.

Если в результате ДТП пострадали люди, основная задача участников ДТП — незамедлительно вызвать скорую помощь и полицию, а в экстренных случаях отправить пострадавших, минуя транспортное средство (или если есть в одиночку такой возможности нет) в ближайшую больницу.

Помните, что неоказание первой помощи пострадавшим или оставление в опасности может повлечь за собой уголовную ответственность. А своевременное оказание первой помощи, наоборот, служит смягчающим обстоятельством.

Кстати, как это ни парадоксально, вызов полиции и скорую помощь в стрессовой ситуации может вызвать затруднения: не все помнят, что экстренный номер 112 работает даже с заблокированным абонентом и без SIM-карты. Номер полиции у большинства мобильных операторов — 020, номер скорой помощи — 030 (кроме Билайн: 002 и 003 соответственно).

Следующим шагом будет вызов ГАИ. По новым правилам, если нет пострадавших, размер ущерба имуществу относительно невелик (до 50 тысяч рублей) и нет разногласий между участниками в оценке вины и последствий ДТП, то делает полиция не нужно вызывать на место происшествия. А для сотрудников ГАИ такое решение предпочтительнее: меньше работы, особенно в сезон высоких аварий.

Однако без разногласий это случается редко (особенно по прошествии некоторого времени), и оценка размера ущерба без надлежащего осмотра, для которого требуются специалисты и оборудование, будет неполной. Так что обращение ГИБДД с точки зрения полноты и объективности анализа последствий ДТП и последующего возмещения ущерба предпочтительнее независимого расследования.

Ожидание приезда сотрудников ГИБДД может длиться несколько часов, поэтому при звонке необходимо ориентироваться на субъективную оценку дорожной ситуации: жесткие ограничения (или полное блокирование) транспортного потока из-за ДТП.

Правила дорожного движения предписывают удалить автомобиль с места ДТП, если он полностью блокирует движение (с предварительной фиксацией обстоятельств), но в этом случае велик риск упустить важную информацию. Поэтому определенное «сгущение красок» при вызове полиции можно отнести к повышенной эмоциональности в стрессовой ситуации, но в то же время это поможет ускорить его прибытие на место крушения.

Уведомление страховой компании о происшествии по телефону — очень полезная процедура: чем раньше они узнают о происшествии, тем быстрее будет последующая процедура. Кроме того, представитель страховой компании может дать полезный совет.

Следующим шагом после вызова ГИБДД является запись личных данных свидетелей (если есть) и ожидание прибытия ГИБДД.

Поскольку процесс ожидания может занять неопределенное время, мы не рекомендуем тратить его зря. Прежде всего, следует помнить о беспроигрышном правиле: информации никогда не бывает много. Лучше исправить то, что на первый взгляд лишнее, чем потом сожалеть.

Информация, которая может вас заинтересовать позже (вы можете собрать ее только на этапе ожидания):

  • фиксация на фото или видео обстоятельств: время аварии, видимость, погодные условия, дорожное покрытие;
  • максимально подробное описание повреждений, нанесенных автомобилю. Если есть возможность устранить повреждение в светлое время суток, рекомендуется устранить повреждение с помощью фото и / или видеозаписи, не ограничиваясь одной или двумя фотографиями.
  • более подробное описание места аварии с привязкой к очевидным ориентирам (фотографии, видео, описание на бумаге);
  • свидетельства и более подробные данные очевидцев, причем желательно найти именно тех, кто видел саму аварию, а не ее последствия. Иногда не удается найти свидетелей, поэтому помощь может оказать тот же родственник, знакомый, сослуживец (и не только полностью запутавшимся водителям). Кроме того, он может в определенный момент свидетельствовать о последствиях аварии;
  • наиболее подробные данные второго участника ДТП и его автомобиля: номерной знак, СТС, страховой полис, водительские права, паспортные данные.
  • более подробное определение взаимного расположения транспортных средств, попавших в аварию. Необходимо указать контрольные точки (обочина, разделительная полоса, пешеходный переход, дорожные знаки, знаки и любые другие) и расстояние от автомобилей до контрольных точек и до самих транспортных средств (фото, видео, описание);

Оформление ДТП по стандартной процедуре

Что делать в случае аварии и как правильно себя вести

Прибывшие на место ДТП сотрудники ГАИ обязаны организовать объезд в это место, оказать помощь пострадавшим (при их наличии), выявить участников и свидетелей ДТП и организовать охрану элементов, связанных с ДТП. Здесь может пригодиться информация о предметах и ​​свидетелях, собранных в ожидании полиции.

После выполнения первоначальных действий сотрудники полиции приступают к составлению протокола проверки и схемы происшествий (на формальном языке — административное правонарушение).

При составлении протокола проводится отдельный опрос участников происшествия, и на этом этапе необходимо четко и четко указать свою позицию с учетом ранее собранной информации.

Следует помнить, что если инспектор пропускает или игнорирует деталь, которая важна с точки зрения участника дорожно-транспортного происшествия, эта деталь или особое мнение могут (и должны) быть включены в протокол после его подписания.

Картина ДТП часто играет решающую роль в определении вины участников, поэтому к ней нужно относиться очень осторожно, даже используя заранее подготовленную информацию.

Описания повреждений автомобиля сотрудниками полиции могут быть неполными из-за нехватки времени или по другим причинам. Вот здесь и пригодится информация, собранная во время ожидания.

Оформление ДТП по европротоколу

Что делать в случае аварии и как правильно себя вести

Если ДТП произошло без пострадавшего, то, как было сказано выше, при отсутствии разногласий и размере ущерба до 50 тысяч рублей разрешается регистрировать ДТП без участия представителей ГИБДД. Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:

  1. В аварию попали всего 2 машины;
  2. Оба участника аварии имеют действующие полисы ОСАГО;
  3. Признавший вину участник отправил уведомление в страховую компанию и готов по требованию страховщика в течение 5 дней сдать свой автомобиль на техосмотр (заведомо не отремонтированный).

Если все вышеперечисленные условия соблюдены, форма уведомления страховой компании должна быть заполнена очень внимательно, что обычно называется протоколом евро. Подробнее о том, как это сделать правильно, читайте в наших инструкциях по записи ДТП по европейскому протоколу.

Из данных оповещения и схемы происшествия должна быть очевидна вина одного из участников. Здесь также могут пригодиться фото- и видеосъемочные материалы.

Если ДТП, соответствующее условиям европейского протокола, произошло на территории Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, размер компенсации ущерба может достигать 400 тысяч рублей. В этом случае необходимо зафиксировать на фото или видео обстоятельства и объекты, связанные с аварией и повреждениями, а также данные навигационных средств, полученные с устройств, использующих систему ГЛОНАСС.

Учитывая важность плана ДТП, следующие рекомендации по его составлению представляются уместными:

  • указать контуры дорожного покрытия, названия улиц, расположение и нумерацию домов (в населенном пункте);
  • разметить дорожную разметку, дорожные знаки и светофоры.
  • отмечать направления попутного и встречного движения автомобилей, количество полос движения в каждую сторону, направление движения участников ДТП до столкновения;
  • схематично изобразить положение автомобилей и предметов, связанных с аварией, после столкновения;

При креплении материалов на фото и видео необходимо:

  1. Установите правильную дату и время съемки для отображения на последующих дисплеях;
  2. Сделайте несколько панорамных снимков сцены;
  3. Сделайте несколько снимков взаимного расположения автомобилей и объектов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с разных ракурсов;
  4. Исправить наличие тормозных гусениц;
  5. Стреляйте по урону с разных углов и расстояний (в том числе с самого близкого).

Какие документы дают при ДТП водителю?

Количество и состав документов, которые участники ДТП получают от представителей ГИБДД, зависят от последствий ДТП.

При отсутствии несчастных случаев и других тяжких последствий инспектор составляет протокол об административном правонарушении с приложениями и выдает страховой компании акт несчастного случая. Приложения к протоколу содержат схему происшествия и объяснения участников и очевидцев, а также описание повреждений.

В то же время, как упоминалось выше, участники должны настаивать на выражении своих наблюдений в случае неполного или неточного составления приложений с их точки зрения. Копия протокола под расписку передается виновнику ДТП и передается другому участнику по его просьбе.

Рекомендуем в любом случае воспользоваться правом на получение копии от невиновного участника ДТП.

Если дорожно-транспортное происшествие имело серьезные последствия, инспектор на месте также оформляет:

  • Справка о ДТП — по результатам опроса и опросов участников, свидетелей и потерпевших;
  • Акт медицинского освидетельствования на предмет алкогольного или наркотического опьянения составляется в медицинском учреждении или на месте происшествия в присутствии понятых и на бланке строгой отчетности.
  • Отчет об осмотре транспортного средства с подробным описанием выявленных повреждений;
  • Схема ДТП составлена ​​даже точнее, чем в первом случае;

После оформления документов на месте все участники происшествия отправляются в ГИБДД для «разборов полетов».

Не забудьте поставить синие пломбы ГИБДД на все документы, иначе страховая компания, которая должна быть проинформирована о ДТП в течение 15 дней, их от вас не примет.

Оригиналы документов передаются страховщику, а их ксерокопии предоставляются самим себе.

Если вас обвиняют в ДТП, то есть смысл прибегнуть к помощи автомобильного юриста, юриста, специализирующегося на дорожно-транспортных происшествиях. Вы можете получить бесплатную консультацию автомобильного юриста на нашем сайте, перейдя по этой ссылке или позвонив на горячую линию.

Пошаговая видео-инструкция, что делать при ДТП

Памятка «21 совет, что делать после аварии»

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв