141 публикация7 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Давление моторного масла является одним из важнейших параметров для нормальной работы двигателя и его понижение ниже нормы приводит к последнему очень серьезному повреждению. Поэтому данный индикатор требует постоянного контроля со стороны водителя.
Для этого на приборной панели установлена сигнальная лампа (раньше были еще и компараторы), которая в случае снижения давления в системе смазки загорается, сигнализируя о неисправности.
Содержание
Когда может загореться контрольная лампа?
Давление масла в двигателе может падать по разным причинам, одни из которых незначительны и не приводят к повреждению двигателя, а другие, наоборот, могут стать виной серьезного повреждения силовой установки, которое можно устранить только путем капитального ремонта.
Поэтому включение специальной сигнальной лампы — серьезный повод начать искать причину.
Контрольная лампа давления масла может загореться в самых разных ситуациях, начиная с того факта, что она просто не гаснет после запуска двигателя и загорается во время движения.
Такая проблема может появиться как «горячая», так и «холодная», при средних и холостых нагрузках, а также после плановой замены смазочного материала (особенно при переходе на новую марку масла).
Когда загорается лампочка контроля давления, это не та ситуация, когда «пойду домой, а потом посмотрю», при появлении такого сигнала измерения следует проводить немедленно.
Первое, что нужно сделать, это немедленно выключить двигатель и прекратить движение. А потом уже на месте ищите причину или оформляйте доставку машины к месту ремонта (буксиром, эвакуатором).
Обратите внимание, что иногда в датчике возникают неисправности, поэтому в качестве одной из первых мер следует подождать 3-5 минут, перезапустить двигатель и дать ему поработать в разных режимах.
Если датчик «бесшумный», можно попробовать продолжить движение, но лучше не оставлять проблему без внимания и по возможности проверить компоненты системы смазки. Если лампочка загорается при перезапуске двигателя, автомобиль необходимо буксировать.
Главные причины неисправности
Конструкция системы смазки довольно проста, но на ее работу могут влиять другие элементы двигателя. Поэтому причин для включения сигнальной лампы не так уж и мало:
- Износ масляного насоса;
- Забит фильтрующий элемент масляного фильтра, неисправен его перепускной клапан;
- Забит маслозаборник;
- Неисправен датчик давления масла;
- Повреждение цепи «датчик контрольной лампы»;
- Клапан сброса давления заблокирован;
- Попадание внутрь поддона других технических жидкостей.
- Низкий уровень масла;
- Критический износ узлов двигателя (КШМ и ГРМ);
- Исчерпание ресурса смазочного материала или его несоответствие;
Учтите, что это только основные и общие причины падения давления масла, характерного для любого двигателя. Но есть и причины, которые встречаются только на определенных моделях автомобилей.
Меры при аварийной ситуации
Затем во время движения загорелась сигнальная лампа давления масла на приборной панели. Как уже отмечалось, следует немедленно остановиться и заглушить двигатель. Поскольку невозможно точно определить причину проблемы во время путешествия, единственный способ диагностировать ее — визуальный осмотр.
После выключения двигателя следует:
- Проверить состояние цепи датчика масла, отслеживая (по возможности) целостность провода;
- В течение времени, необходимого для визуального осмотра, масло будет стекать в поддон, поэтому мы проверяем его уровень с помощью щупа.
- Внимательно осмотрите топливную систему на предмет утечек масла — клапанную крышку, поддон, масляный фильтр, торцевые поверхности двигателя (возле шкива привода вспомогательных агрегатов и со стороны коробки передач);
В зависимости от результатов проверки и контроля уровня предпринимаем дальнейшие действия. Если обнаружена небольшая утечка и щуп показывает количество смазки ниже отметки «мин», движение к месту ремонта можно продолжить, но после компенсации утечки масла и проверки, не включается ли регулятор.
Для доливки рекомендуется использовать ту же уже залитую смазку (не случайно масло рекомендуется всегда носить с собой для доливки) или купить аналогичную. В процессе движения следует периодически делать остановки и пополнять уровень.
ЧТЕНИЕ: Какие масла нужно заливать в двигатель.
Так же поступаем, если пятен не обнаружено, но уровень ниже нормы. Мы просто добавляем смазку, убеждаемся, что регулятор не включается, и продолжаем путешествие, периодически останавливаясь и проверяя щуп.
Если утечек нет и уровень масла в норме, датчик давления может «заедать». В этом поможет перезапуск двигателя после короткой паузы (время, необходимое для осмотра двигателя и оценки количества смазочного материала).
Если сигнальная лампа загорается и при перезапуске, лучше не экспериментировать, а попросить помощи в транспортировке машины к месту ремонта.
категорически нельзя эксплуатировать машину, если щуп показал уровень выше нормы или если на нем есть беловатый пенистый налет — эмульсия (дополнительно можно проверить наличие эмульсии на крышке заливка масла).
Это указывает на то, что в поддон вытекают другие технические жидкости, такие как антифриз или топливо. Сильно отрицательно сказывается чрезмерный уровень масла (смеси жидкостей) в поддоне, равно как и его недостаток.
Проблема диагностируется необычным цветом моторного масла и дымом из выхлопной трубы.
Это и все меры, которые можно предпринять в экстренной ситуации — когда во время движения загорается сигнальная лампа и не требуется никакого оборудования и инструментов для более детального поиска причины.
Последствия игнорирования проблемы
Остановка двигателя при включении сигнальной лампы давления является обязательной мерой. Игнорирование сигнала может привести к очень серьезным проблемам:
- Отсутствие смазки приведет к интенсивному износу «постели» распредвала;
- Продукты износа — мелкая металлическая стружка, разойдутся по каналам системы смазки, что может привести к их засорению. Осколки также могут захватить предохранительный клапан и повредить шестерни масляного насоса.
- В результате «нехватки масла» контактные поверхности узлов и механизмов начнут работать «всухую», что приведет к их интенсивному износу и сильному нагреву. Если взять КШМ, коренные и шатунные втулки начнут плавиться и «наматываться» на шейку, что приведет к заклиниванию коленвала;
Устранение подобных неисправностей возможно только путем капитального ремонта силовой установки.
Ищем неисправность
Пока не загорится причина, по которой загорится сигнальная лампа давления масла, лучше не использовать автомобиль. Для решения проблемы можно обратиться в сервисный центр, а можно самостоятельно выявить и устранить неисправность, сэкономив на услугах АЗС. Многое зависит от марки машины.
Если видимых причин проблемы нет, пятен нет и уровень в норме, проводим диагностику.
Самоконтроль осуществляется «от простого к сложному». Основным рабочим элементом системы является смазка. Поэтому в первую очередь проверим.
Если смазка не менялась вовремя (каждые 8-10 тыс. Км), возможно, масло исчерпало свой ресурс и стало очень жидким, из-за чего масляный насос не может перекачивать его в количестве требуется, создавая необходимое давление.
В случае, если смазка была заменена относительно недавно, убедитесь, что допуск и спецификация залитого моторного масла соответствуют двигателю автомобиля.
Далее переходим к следующему этапу проверки — измерению давления в системе.
А какое давление должно быть в системе?
Датчик служит только для определения падения давления, но не указывает точный показатель этого параметра. Поэтому для измерения используется обычный компаратор на 10 бар.
Любой прибор можно использовать для измерений, адаптируя его к двигателю или используя специально разработанный манометр.
Чтобы использовать обычный манометр, вам нужно немного улучшить его, чтобы можно было подключить его к двигателю. Для этого вам понадобится сам манометр, кусок толстостенного резинового шланга, хомуты и штуцер с резьбой для отверстия для установки датчика давления.
Все это соединяем в одну конструкцию, а стыки трубы с манометром и арматурой надежно скрепляем хомутами.
Со специальным манометром для измерения давления масла на двигателях в этой процедуре нет необходимости, так как он уже оборудован штуцером и переходниками для подключения к двигателю.
Измерение проводится по следующей технологии:
- Заводим двигатель на короткое время (короткое время работы двигателя не повлечет за собой поломки);
- Ввинчиваем манометр в гнездо датчика и хорошо затягиваем (но не переусердствуйте, так как резьба в отверстии алюминиевая и легко ломается);
- Наблюдаем за показаниями прибора.
- Отсоедините провод и открутите датчик давления;
Если манометр показывает давление выше 1 бара, система смазки работает нормально, и причину следует искать в датчике или в проводке.
Проверяем узлы системы смазки
Если замена датчика и «звон» проводки не дали результатов, а лампа все еще работает, следует дополнительно изучить причину.
Следующие шаги следующие:
- ПРОВЕРЬТЕ МАСЛЯНЫЙ НАСОС. Люфт и износ шестерен указывают на сильный износ. Из-за зазоров агрегат просто не может перекачивать масло и происходит потеря давления;
- РАЗБОРКА ПОДДОНА И ПРОВЕРКА ПРИБОРА МАСЛА. Со временем впускная сеть забивается различными отложениями (особенно это характерно при частой смене марок масла и применении присадок). Из-за отложений насосу сложно «вытащить» необходимое количество рабочей жидкости из отстойника, поэтому давление будет недостаточным;
- ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА. Этот элемент предназначен для сброса давления при превышении определенного показателя. Но если клапан застревает в открытом положении, он пропускает масло, не позволяя насосу создавать необходимое давление.
- ЗАМЕНИТЕ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР. Этот элемент снабжен перепускным клапаном, и если этот клапан не работает, то после запуска двигателя системе требуется время для прокачки масла (эта проблема проявляется в виде постоянно горящей лампочки после запуска). Еще одна проблема, связанная с фильтром, — это его сильное засорение, из-за которого он создает сильное препятствие для движения масла, не давая ему подняться до головки, где установлен датчик;
Это причины падения давления в системе смазки.
Узлы, влияющие на работу системы смазки
Но как уже отмечалось, на функционирование этой системы могут влиять и другие узлы и механизмы.
К таким механизмам в первую очередь относится КШМ. Если двигатель обработал значительный ресурс без капитального ремонта, то износ элементов этого механизма отрицательно скажется на работе системы смазки в целом.
Из-за больших зазоров между вкладышами и пальцами коленчатого вала происходит большая потеря давления масла, из-за чего включается лампа. В этом случае проблему можно решить только капитальным ремонтом.
Сама по себе смазка может усугубить проблему износа компонентов. Истощение ресурса или несоответствие сорта масла может привести к тому, что оно станет очень жидким после нагрева, из-за чего насос не может повышать давление. Обратите внимание на состояние масла, если лампочка загорается постоянно после прогрева двигателя.
можно отложить капитальный ремонт или исключить срабатывание «горячего» сигнала, залив более густое масло, но это временная мера — со временем двигатель нужно будет ремонтировать.
Сторонние жидкости в поддоне
Что касается повышения уровня масла, то проверять систему смазки не нужно, так как причина срабатывания лампы — попадание технических жидкостей в поддон. И здесь необходимо установить, откуда они протекают, и устранить поломку.
Если вместо масла обнаружена эмульсия асфальта или другого цвета, это потеря антифриза. Охлаждающая жидкость обычно попадает в поддон из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров, которую необходимо будет заменить, чтобы устранить проблему.
Но если эмульсии нет, но уровень выше нормы, а само масло очень жидкое, топливо попадает в отстойник. Основные причины этого явления следующие:
- Неправильное зажигание;
- Износ КПГ.
- Возникновение колец;
Из-за таких неисправностей топливо, поступающее в камеры сгорания, не горит, а стекает по стенкам цилиндра в поддон.
Еще один фактор — зима
Сезон эксплуатации автомобиля также может повлиять на систему смазки. Зимой в сильные морозы масло может застыть настолько, что с первого раза после запуска двигателя насос не может его прокачать в необходимом количестве. Эту проблему может решить предварительный нагрев поддона перед запуском двигателя.
Еще одна причина, по которой после запуска двигателя зимой загорается сигнальная лампа давления, — это конденсат. Из-за колебаний температуры внутри двигателя накапливается влага, которая затем оседает и замерзает на внутренних поверхностях, включая систему впуска масла и масляные каналы. В этом случае поможет отстой автомобиля в нагретом месте: после прогрева двигателя конденсат растает и стечет в поддон.
Отметим, что выше описаны общие причины падения давления масла в двигателе, которые характерны для любого автомобиля: ВАЗ-2109, 2101, «Приора», «Нива», 2110, 2114 и так далее
Возможные причины на ВАЗ 2106, 2108, ЗМЗ 406, 405
Но есть и причины, которые могут проявляться на конкретных автомобилях, поскольку есть еще один фактор, влияющий на возникновение проблемы — конструктивные особенности двигателя.
Например, на карбюраторных двигателях того же ВАЗ-2106 или 2108 топливо может попасть в отстойник через бензонасос. Этот агрегат на таких двигателях имеет механический привод ГРМ.
А из-за повреждения мембран насоса топливо будет просачиваться в двигатель и смешиваться с маслом, разжижая его и повышая уровень.
Но на двигателе ЗМЗ-406 причиной падения давления, помимо описанных, может быть повреждение привода масляного насоса. Из-за этого агрегат просто не будет нормально работать, что повлияет на работу системы смазки.
Нельзя игнорировать механические поломки внутри двигателя, в результате которых нарушается работа системы смазки. Например, поломка башмака натяжителя цепи ГРМ, например, на самой ВАЗ-2106, приведет к тому, что оторванная деталь начнет биться о соседние поверхности, в результате чего мелкие кусочки металла упадут.
Стружка, образовавшаяся в результате этого разрыва, попадет в систему смазки, а затем осядет в фильтре, вызывая падение давления внутри него.
Или на самом ЗМЗ-405 насос приводится через промежуточный вал, приводимый цепью ГРМ. Если шестерня этого вала сломается (она может вращаться отдельно от нее), насос перестанет работать.
И таких нюансов предостаточно. Но в любом случае, не устраняя причину неисправности, не стоит пользоваться автомобилем, чтобы потом «не получить» дорогостоящий ремонт.