545 публикаций27,3 тысяч просмотров
Сегодня мы поговорим о системе вентиляции картера и рассмотрим причины, по которым масло начинает проходить через форточку.
Содержание
Система вентиляции картера
Силовая установка любого автомобиля — это очень сложное устройство, включающее в себя механизмы и системы, взаимодействующие между собой. В этом случае двигатель не является замкнутым герметичным контуром и также имеет вентиляцию.
Вентиляция картера — это контур, обеспечивающий отвод газов из внутренних полостей.
Дело в том, что при сгорании в цилиндрах рабочей смеси образуются выхлопные газы, которые находятся под давлением, из-за чего часть из них проникает в пространство под-плунжера — картера, где смешивается с масляным туманом и l влажность, образованная конденсацией.
Вся эта смесь называется картерным газом.
Если двигатель был герметичным, то с увеличением количества газа в картере повышалось и давление внутри него. Из-за этого газы могут вырываться вместе с маслом через сапун, сальники, прокладки или отверстие масляного щупа.
Исходя из этого следует, что основная задача системы вентиляции — поддерживать давление внутри двигателя и не допускать его превышения допустимой нормы за счет отвода картерных газов.
Особенности конструкции вентиляции, принцип работы
Простейшая схема вентиляции картера, применявшаяся ранее на двигателях внутреннего сгорания, состояла всего из одного штуцера — сапуна, установленного в картере.
Это вентиляционное отверстие соединяло внутреннюю полость блока цилиндров с внешней средой, и газы утечки просто уходили через него в атмосферу.
Но у такой схемы был существенный недостаток — в выхлопных газах присутствовали частицы масла, которые также попадали во внешнюю среду. И это не только потеря смазочного материала и необходимость периодических дозаправок, но и загрязнение атмосферы.
На современных автомобилях система вентиляции закрытая. В нем тоже есть сапун, но к нему подключен патрубок, обеспечивающий отвод газов во впускной коллектор или корпус воздушного фильтра, откуда они попадают в цилиндры и сгорают. То есть ими не загрязняется атмосфера.
Кроме того, в систему входят элементы, обеспечивающие отделение масла и его возврат в картер, чтобы оно не попало в цилиндры вместе с газами.
Существуют разные варианты маслоотделителей, а на автомобилях разных производителей они могут отличаться конструкцией и принципом работы.
Следует отметить, что часть выхлопных газов попадает в пространство перепускного клапана, и их тоже нужно отводить.
Таким образом, вся схема системы вентиляции двигателя на современном автомобиле состоит из сапуна, маслоотделителя и двух патрубков.
Кроме того, в систему может быть включен специальный клапан для регулирования давления газов, поступающих во впускной коллектор.
Конфигурация системы может быть самой разной, но это не меняет ее предназначения и принципа работы. Для примера рассмотрим конструкцию вентиляции ВАЗ-2110.
Внизу блока цилиндров этого автомобиля установлен сапун, на который вставлен патрубок, второй конец этого патрубка соединен через штуцер с крышкой ГБЦ блока. При этом внутри этой крышки на входе патрубка расположен маслоотделитель.
С другой стороны есть еще один штуцер, к которому подсоединяется шланг, идущий к шлангу для забора воздуха.
Принцип работы такой вентиляции прост: газы через дефлектор попадают в пространство крышки ГБЦ и проходят через маслоотделитель, а отделенное масло поступает в клапанный узел.
Затем газы смешиваются с теми, которые попали в пространство перепускного клапана, и поступают в воздуховод, а затем в коллектор. В этой машине нет клапана регулировки давления.
На других машинах маслоотделитель может быть размещен рядом с вентиляционным отверстием, за которым следует клапан.
Признаки и причины протекания масла через сапун
Несмотря на свою простоту, эта система очень важна и необходимо контролировать ее работоспособность. Одна из наиболее частых проблем с вентиляцией — утечка масла через вентиляционное отверстие.
Это может стать серьезной проблемой в будущем, поскольку частицы масла, попадающие в коллектор и цилиндры, будут закупоривать каналы и во время сгорания увеличивают количество сажи, которая затем попадет в картер, закоксовывая масляные каналы и нарушая работу смазки система.
Признаки масла в тепле.
Есть немного. В карбюраторном двигателе это может быть утечка смазки внутри корпуса воздухоочистителя и значительные следы масла на самом фильтрующем элементе.
Для двигателей с впрыском проблема проявляется в виде отложений на дроссельной заслонке и на внутренних поверхностях впускного коллектора.
В этом случае может быть снижение мощности двигателя, увеличение расхода топлива.
Причины вытеснения масла через вентиляционное отверстие.
Но их очень много, при этом многие из них не относятся к вентиляции.
Смазка может протекать через эту систему из-за:
- Сильный износ поршневых колец и цилиндро-поршневой группы в целом. Из-за этого в картере выходит из строя большое количество газа, и вентиляция просто не успевает их все удалить. Поэтому внутри двигателя образуется повышенное давление, которое сжимает масло в сапуне;
- Забит сливной канал маслоотделителя. В этом случае отделившееся масло некуда деваться и смешивается с проходящими газами;
- Грязный воздушный фильтр. Двигатель втягивает большое количество воздуха, а если его недостаточно из-за засоренного элемента, двигатель будет втягивать его вместе с маслом из системы вентиляции;
- Повышенное количество масла в системе. Если смазка в двигателе выше нормы, то излишки попадут в вентиляцию;
- Заклинил клапан системы вентиляции;
- Изношены фазы газораспределения или прогоревший клапан. В результате газы утечки попадают в межклапанное пространство, а затем проникают в картер, значительно повышая давление.
Диагностирование причины гона масла
Поскольку существует множество причин протекания масла через сапун, требуется полная проверка двигателя, чтобы точно определить, что вызвало проблему.
При этом для его завершения даже не нужно разбирать блок управления, достаточно замерить некоторые параметры и визуально оценить состояние вентиляции.
Для примера возьмем уже упомянутый ВАЗ-2110. Предположим, что в двигателе этой машины во впускном коллекторе замечен налет и масляные отложения, что указывает на протекание масла через сапун.
Чтобы определить, чем вызвана эта проблема, понадобится немного: набор гаечных ключей, отвертка, компрессор.
Начнем тест с оценки выхлопных газов. Для этого достаточно запустить двигатель и понаблюдать за их цветовым оттенком.
Если он серый или черный, это означает, что масло попало в цилиндры из-за износа или заедания колец CPG или проблем с синхронизацией. Только это уже может помочь определить причину, подробнее читайте здесь — причины дыма из выхлопной трубы.
также необходимо проверить компрессию во всех цилиндрах. В нормальном состоянии узла цилиндр-поршень оно должно составлять 11-13 МПа. Разница показаний в цилиндрах не более 1 МПа.
Если в некоторых цилиндрах компрессия намного ниже, именно он может вызвать масляный ход.
Но по тому, что именно происходит — кольца или клапаны, поможет определить свечу зажигания, которая была установлена на этот цилиндр.
Сильные отложения нагара на нем укажут на проблему с ЦП.
Но если компрессия небольшая и свеча зажигания при этом выглядит нормально без нагара, следует посмотреть на клапан.
Если компрессия во всех цилиндрах в норме, проверяют элементы системы вентиляции.
Осмотр и чистка системы вентиляции
На ВАЗ-2110 это делается так:
- Отсоединяем патрубки от дефлектора, клапанной крышки, воздуховода и проверяем степень их засорения. При необходимости их можно промыть бензином или керосином, а затем просушить;
- Откручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее. Внутри есть два болта крепления маслоотделителя, которые необходимо открутить;
- Снимите отвинченную крышку и снимите маслоотделитель.
это набор специальных пластин, которые можно разобрать, промыть каждую пластину отдельно, собрать и снова собрать.
Поскольку на других автомобилях конструкция системы может отличаться, она выполняется немного иначе. Но суть работы от этого не меняется: все элементы снимаются и моются.
Что касается регулирующего клапана выхлопных газов, который может быть установлен в системе вентиляции, то оценить степень загрязнения и очистить его несложно.
Его снимают, проверяют ход его штока, а если он заклинивает, клапан просто промывают бензином, просушивают и ставят.
Это все работы по техническому обслуживанию системы вентиляции картера. Осуществить их несложно, и это под силу любому автомобилисту.
Наконец, следует отметить, что желательно очищать вентиляцию каждый раз при замене масла.