299 публикаций15 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Существует множество мнений о том, стоит ли устанавливать на автомобиль легкий маховик, одни видят в этом массу преимуществ, а другие, наоборот, приводят массу противоположных аргументов, которые сложно оспорить.
Облегченные маховики устанавливаются не только на спортивные или тюнингованные автомобили, но и на отечественные суда или другие автомобили, но какой здесь смысл и почему о них поговорим дальше.
Содержание
Чем характерен облегченный маховик
Легкий маховик, изделие, с которого удалено определенное количество металла.
Например, многие владельцы автомобилей ВАЗ классической серии облегчают маховик на полтора, два или даже 3,5 килограмма. При этом заводской вес устройства составляет около 7,5 кг.
При последнем варианте изделие будет весить около 4 кг, и считается, что это предел для автомобилей ВАЗ, так как его превышение может сказаться на прочностных характеристиках самого маховика. Не стоит рисковать. Хотя при правильном подходе вес изделия на ВАЗе можно уменьшить до 3 кг, но об этом мы поговорим позже.
Но обычно на моделях ВАЗ вес маховика снижен на 1,5 кг, что не может отрицательно сказаться на его прочностных характеристиках.
Но не все так просто, как кажется, есть много подводных камней, которые важно знать.
Сколько мощности забирает на себя обычный маховик
На любом автомобиле, будь то грузовик или легковой автомобиль, маховик является неотъемлемой частью системы запуска двигателя.
именно благодаря этому устройству крутящий момент от пускового изгиба передается на коленчатый вал.
Но после запуска автомобиля маховик не останавливается, а продолжает вращаться, так как постоянно связан с коленчатым валом.
Имея некоторый вес, когда вы набираете скорость, он забирает часть мощности от двигателя. И чем больше весит изделие, тем больше энергии потребляется. Как правило, это 2 — 3%.
Это изображение наблюдается прежде всего при высоких оборотах двигателя, превышающих 4 тысячи в минуту.
Казалось бы, это недоработка конструкции, требующая технического решения, но не все так просто. Оказывается, в этом тоже есть свои преимущества.
Дело в том, что маховик при вращении принимает на себя множество опасных колебаний от боковых процессов, происходящих в двигателе, которые сложно учесть при проектировании последнего.
Действительно, вибрации не проникают в кузов, а гасятся, что немаловажно.
При запуске агрегата и на высоких оборотах маховик передает большие нагрузки, поэтому при производстве закладываются такие показатели, как прочность на разрыв, кручение и большие нагрузки.
Таким образом, изделие может весить от 6 до 9 кг, в зависимости от установленной модели автомобиля и имеющейся мощности.
Маховик в роли энергетического аккумулятора
Тяжелые маховики устанавливаются на обычные и нестандартные автомобили с серийными двигателями еще по одной причине — они работают как аккумуляторы энергии.
Дело в том, что в основном передача мощности в таких автомобилях с поршня на коленчатый вал происходит в очень узком диапазоне — 500.
В этом случае в двигателе происходит четыре такта за 7200 (2 оборота), из которых теоретический рабочий ход составляет всего 1800.
Из-за того, что стандартный двигатель имеет небольшое количество оборотов и очень узкий диапазон передачи мощности, даже холостой ход затруднен.
Эту ситуацию исправляет тяжелый маховик, который после 500 оборотов колен вала поглощает достаточно энергии, чтобы затем по инерции вращаться дальше и помогать двигателю.
Это также относится к работе агрегата, описанного ниже. Те тяжелые устройства на двигателях, рабочие обороты которых находятся в диапазоне 2,5 — 4 тыс., А на холостом ходу — от 0,8 до 1 тыс., Играют положительную роль и не должны облегчаться, если при этом не вносятся никакие изменения к другим элементам двигателя.
Взаимосвязь с ГРМ
Следующая особенность — маховик напрямую связан с газораспределительным механизмом.
Если в серийном двигателе есть обычный тяжелый продукт, как в нашем случае, и серийный ненастроенный ремень ГРМ, обеспечивающий хорошее наполнение цилиндров и крутящий момент на низких оборотах, двигатель работает в обычном режиме.
Но если на обычном двигателе заменить тяжелый маховик на легкий аналог, то окажется, что для более низких уровней инерционной энергии изделия недостаточно, чтобы машина двигалась плавно в штатном режиме, так как цилиндры будут работа должна быть плохо заполнена топливной смесью.
Но при этом в штатном двигателе не появятся высокие обороты, потому что газораспределительный механизм сразу будет зажат и, как в первом случае, он даже не успеет заправить цилиндры качественной топливной смесью.
Поэтому выбор маховика и степень его облегчения будет напрямую зависеть от фаз газораспределения, то есть от скорости, с которой будет работать двигатель.
Если же наоборот установить тяжелый маховик и настроенный широкий распредвал, о качественных низах от двигателя можно забыть. При этом большое количество оборотов также будет отрицательным, так как двигателю придется вращать большую массу маховика, а это создаст препятствие для качественного заполнения цилиндров.
Поэтому скоростной режим двигателей в основном зависит от газораспределительного механизма, а все остальные детали, включая вес маховика, уже настроены на этот момент.
Все зависит от конкретного расположения впускной и выпускной секций, фаз газораспределения, количества и диаметра клапанов и так далее.
Нужен ли облегченный маховик на форсированном двигателе
Для форсированного двигателя режим работы варьируется в пределах 6-7 тысяч оборотов. На таких частотах тяжелый продукт является большим препятствием, потому что такую массу нужно быстро вращать.
Легкого продукта и вращения тяжелого коленчатого вала на высоких скоростях будет достаточно, чтобы двигатель оставался стабильным по инерции.
Поэтому в этом случае тяжелый маховик будет лишним, его можно облегчить.
При этом на форсированном двигателе уже проведен ряд мероприятий по его настройке.
Особенности установки облегченного устройства на автомобили ВАЗ
Установка только легкого маховика на любую модель ВАЗа существенно не увеличит мощность, хотя динамика разгона непременно увеличится.
Перед самой установкой желательно произвести настройку газораспределительного механизма, только тогда он позволит хорошо заполнить цилиндры на частотах от 7-8 тысяч об / мин.
По сути, при таком калиброванном тайминге маховик больше не понадобится, но поскольку его нельзя выбросить полностью, его легко можно облегчить до 3 кг, и он хорошо себя покажет. Но холостой ход на таком диске уже будет от 2 до 2,5 тысяч об / мин.
Можно и меньше, но двигатель в этом случае будет работать нестабильно и не в своем режиме, поршень может перегреться и сгореть.
Плюсы и минусы облегченного маховика
Итак, давайте немного подведем итоги, так каковы преимущества легкого маховика по сравнению с обычным и каковы его недостатки.
Профессионалы:
- Облегченная версия изделия имеет меньшие центробежные и инерционные силы, чем стандартная, а это значит, что отбор мощности от двигателя при разгоне будет меньше, этот показатель составляет примерно 2%;
- На высоких скоростях КПД двигателя увеличивается, так как инерционные и центробежные силы уменьшаются;
- Запуск агрегата и набор оборотов на максимальные производятся с меньшим расходом топлива.
Недостатки:
- Если на обычный двигатель поставить только легкий аналог, то на машине пропадут нижние торцы, а верхние не добавятся, в результате двигатель не будет работать в своем режиме и быстро заглохнет из-за повышенных нагрузок . Поэтому здесь нужен комплексный подход, когда нужно правильно адаптировать все компоненты двигателя друг к другу, а не просто устанавливать настроенный продукт.
- Осветив прибор, невозможно добиться хорошо заметного результата. Не стоит особо беспокоиться об увеличении мощности на 2% и незначительной экономии топлива. Как правило, сразу же облегчают коленчатый вал, проводят другие работы по настройке двигателя, коробки передач, сцепления, распредвалов, выхлопной системы, что в совокупности дает значительный прирост мощности и экономичности. Например, установлен прямой глушитель.
- Метод не очень эффективен, если стиль вождения не на высокой скорости, например при движении на 4 — 4,5 тыс. Об / мин, а особенно при 9, результат будет заметен, так как крутящий момент увеличится с 4000 на 8000 — 9000, а при движении до 3 тысяч оборотов результат будет практически незаметен. Если машина постоянно едет загруженной, по бездорожью, то при легком маховике машина будет трястись, быстро терять обороты, зависать, причина в отсутствии достаточной инерции. Поэтому устанавливать облегченный маховик желательно только на спорткары или, как уже было сказано выше, на обычные, но с доработкой других систем.
- Необходимость тщательной балансировки настраиваемого изделия вместе со шкивом генератора и коленчатым валом.
- Прочностные характеристики облегченного устройства значительно ниже установленных на заводе, поэтому гарантировать его стабильную и длительную работу невозможно.
- Сложность сделать своими руками, так как изделие должно быть идеально сбалансированным. Для гарантированного качества маховик облегчен на цифровом координатном станке;
- Высокая стоимость при покупке на авторынке.
Какие изделия опасно покупать
На автомобильном рынке представлен большой выбор легких маховиков. Если вы любите спортивное вождение или дрифтинг, не стоит покупать изделия весом до 3 кг. Как придешь?
Обычно для облегчения маховика:
- Отшлифовать спинку с противоположной стороны муфты;
- Удалите металл, просверлив отверстия по максимальному радиусу;
- Уменьшите толщину заднего внешнего воротника, например, с 15 мм до 3,5 мм;
- Просверлить отверстия;
- Используются другие методы.
Как правило, основной метод — первый, но в любом случае важно не переборщить с количеством снимаемого металла.
Во время гонок или дрифта сцепление работает постоянно, и из-за трения в области маховика возникают сумасшедшие температуры. Из-за этого тонкий металл устройства может не выдержать и просто разлетится или разлетится.
Разлетевшийся маховик может порвать корзину сцепления, сломать колокол, и стартер может слететь. Поэтому здесь необходимо найти компромисс между очень легким устройством и его надежностью и безопасностью.
Итак, максимум, что даст легкий маховик, установленный на обычном автомобиле, например классическом ВАЗе, со штатным двигателем, — это прибавка мощности не более чем на 2%.
Но при этом возможна нестабильная работа двигателя на холостом ходу и малых оборотах, так как инерции изделия уже будет недостаточно для полноценной работы газораспределительного механизма. Да и здесь даже на высоких оборотах не все гладко (см. Выше).
Доработки двигателя рекомендуется производить при условии увеличения его мощности не менее чем на 20%, а для этого необходимо провести ряд тюнинговых мероприятий, одним из которых будет облегчение маховика.
В статье содержится наше личное мнение, оно может отличаться от вашего, поэтому ждем ваших комментариев.