Продлить жизнь турбодизеля

40 просмотров

5 Августа 2015

Машин с дизельными двигателями в российском автопарке становится все больше. Причем, это отнюдь не дешевые массовые модели, а дорогие машины. Зимой они требуют особого внимания, – рассказывает Регина Иббатулина | фото фирмы-производители и bell perfomance

Легковые автомобили с дизельными двигателями долгое время игнорировались российскими покупателями: они дороже, а при даже сегодняшних ценах на топливо экономия на расходе отобьется в лучшем случае через пять лет. Исключение составляли лишь ввезенные из Германии старые автомобили с чадящими маслом двигателями, но их уже практически не осталось в России. В общем объеме продаж автомобили с двигателями, работающими на тяжелом топливе, занимают не более 5 %. Причем, практически все они не массовые, а дорогие премиальные. Почему? Многим нравится дизельный «подхват», поскольку максимальный момент на таких моторах достигается на гораздо более низких оборотах, чем у бензиновых, даже оснащенных двойным турбонаддувом. Это обеспечивает хорошую динамику при старте с места, да и эластичность у современных турбодизелей выше – за счет практически ровной «полки» момента.

Однако российские владельцы дизельных автомобилей по-прежнему относятся к ним как к бензиновым, а ведь они требуют повышенного внимания и ухода. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта (одна промывка форсунок может обойтись в сумму от 8000 до 40 000 руб. на официальном сервисе). Самый важный фактор, влияющий на долгую и беспроблемную работу современного турбодизеля, – качественное топливо. Современный агрегат, удовлетворяющий нормам Евро-4 и Евро-5, уже не заправишь соляркой, слитой в колхозе из трактора. Но, даже заправляясь на «брендированных» АЗС, где стоимость дизтоплива выше, чем бензина Аи-95, нужно быть осторожным. И, конечно же, не забывать, что предупредить болезнь проще, чем лечить ее.

Зима, холода

Владельцы дизельных автомобилей часто оперируют словом «зимняя солярка». Однако по-настоящему зимнее дизтопливо доступно только в Сибири и регионах Крайнего Севера. Цена его в несколько раз выше обычного, а используется оно в основном на нефтяной и геологической технике. То топливо, которое продается в так называемой «умеренной климатической зоне» должно гарантировать отсутствие помутнения и кристаллизации содержащихся парафинов в осадке при температуре до -25 градусов по Цельсию. Именно кристаллизация парафинов, являющихся неотъемлемой частью дизтоплива, является главной угрозой для дизельного двигателя зимой. Они лишают солярку текучести, а затем забивают фильтры. «Запарафинивание» двигателя приводит к необходимости промывки топливной аппаратуры, зачастую замене топливного насоса высокого давления (ТНВД), а иногда и к более серьезным тратам. Причем, от такой ситуации не застрахованы и те, кто заправляется на частных заправках, и те, кто предпочитает крупные проверенные сети. В случае предъявления претензий вам покажут сертификаты, ГОСТы и другие документы.

Предотвратить неприятную ситуацию помогут депрессорные присадки, которые в народе называют «антигелями». Они улучшают температурные свойства дизтоплива, понижая температуру, при которой образуются парафины на 5 – 10 градусов по Цельсию. Особенно актуальны они при перепадах температуры. Заливать эту присадку необходимо при заправке, причем до того, как в бак польется топливо. Желательно, чтобы флакон с присадкой хранился в относительно теплом месте – наилучшие показатели достигаются, если температура присадки не ниже -5 °C. Злоупотреблять антигелями не стоит: при всех их положительных свойствах они снижают смазывающие способности дизтоплива, что приводит к повышенному износу топливной аппаратуры. Стоит помнить о том, что, в случае если солярка уже «застыла», антигель бесполезен. Выход один – теплый гараж и специальные размораживатели дизтоплива, расплавляющие парафины. Их добавляют напрямую в топливный фильтр в смеси 1:1 с топливом. Если вы не уверены в своих способностях, то выход один – эвакуатор и сервис. И не пытайтесь разогреть топливо открытым огнем, как это делают некоторые дальнобойщики, это может привести к самым плачевным результатам.

Спасти этот топливный фильтр уже не удастся — он полностью засорен парафинами, которые образовались от морозов (фото слева). При образовании парафинов топливо может практически полностью потерять текучесть (фото справа)

Не кашлять!

На рынке имеется огромное количество присадок к дизельному топливу, которые производители автохимии рекомендуют заливать при каждой заправке. Называются они «корректор цетанового числа». Качество российского дизтоплива, мягко говоря, плавающее. Даже на «брендированных» АЗС может попасться солярка с недостатком цетанового числа. А уж на мелких заправках или АЗС в регионах, где контроль к качеству топлива ниже, такое топливо попадается через раз. И дело не в том, что его чем-то разбавляют: российские НПЗ только учатся гнать «евросолярку». Вот и получается, что цетановое число от заправки к заправке может меняться на 10 единиц, а температура перегонки – на целых 70! При высокой температуре перегонки серьезно снижается уровень испаряемости топлива, а чем ниже цетановое число, тем хуже солярка воспламеняется. Это приводит к более жесткой работе двигателя, перебоям, высоким расходам топлива (они бывают даже выше, чем у бензиновых двигателей!) и повышенной дымности выхлопа. Здесь и приходят на помощь цетан-корректоры.

Добавьте в бак рекомендуемую дозу присадки, для того чтобы и солярка лучше сгорала, и двигатель смазывался лучше. Здесь не нужно гадать – плохая солярка или хорошая, добавлять такую присадку нужно только при признаках того, что дает залитое дизтопливо (машина плохо разгоняется, идет дым из выхлопной трубы, мотор работает со сбоями). Злоупотреблять цетан-корректорами тоже не рекомендуется: стоит перелить присадки – цетановое число подскочит и обернется теми же проблемами, что и при его недостатке.

У нового Mercedes-Benz V-Class две заправочные горловины: одна для солярки, вторая — для AdBlue (фото слева). В коммерческий транспорт с дизельными двигателями (грузовики и автобусы) уже давно заливают раствор мочевины (AdBlue) (фото справа)

Профилактика

Отдельно стоят так называемые многофункциональные присадки, они же – универсальные корректоры. Выпускаются множеством компаний, в том числе и с мировым именем. Производители таких присадок обещают уменьшение вибраций, снижение расхода топлива, улучшение экологичности, увеличение ресурса двигателя. На упаковках продукции от крупных производителей вы никогда не увидите, насколько же процентов станет экономичнее двигатель, и насколько снизятся вибрации. Оно и понятно: эффект от таких присадок зачастую неуловим даже при лабораторных испытаниях, что уж говорить о реальной эксплуатации. Они могут немного поднять цетановое число, повысить смазывающие свойства и т. д. Это своего рода витамины для турбодизеля, хуже от них точно не будет. Но и ждать реального улучшения характеристик не стоит. К тому же, продукция от проверенных брендов стоит недешево, и при каждой заправке затраты на такую присадку составят от 35 до 70 руб. А это сопоставимо с литром топлива!

Экзотика

В этом году в Европе вступили в силу экологические требования Евро-6. Их жесткость по отношению к вредным выбросам потребовала от производителей легковых автомобилей с турбодизелями поиска нестандартного решения. И оно было подсмотрено… у компаний, производящих тяжелые грузовики. Те, чтобы вписать силовые установки в нормы Евро-4 и Евро-5 уже несколько лет применяют мочевину (AdBlue) в качестве присадки в системе нейтрализации отработавших газов. В их потоке газов происходит дозированное распыление AdBlue, что вызывает химическую реакцию, в ходе которой окиси азота преобразуются в азот и воду – полностью безвредные вещества. На автомобиле специально устанавливается отдельный подогреваемый бак, в который заливается раствор мочевины. В России пока действуют менее жесткие требования Евро-5, потому и легковых автомобилей с баком для AdBlue на рынке нет. Вернее, есть, но один – это Mercedes-Benz V-класса и его коммерческий «брат» Mercedes-Benz Vito. Качественный раствор мочевины стоит прилично – от 1500 руб. за 25-литровую канистру, хватает ее больше чем на одну заправку. Но пока для автомобилистов на легковушках применение AdBlue – это исключение из правил.

Источник: www.autozap.biz

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв