Охота на дизельных ведьм в Европе началась с «дела Volkswagen», который обошелся немецкому автогиганту примерно в $18 миллиардов. Формально штрафы наложили за попытку обмана, желание обойти систему определения токсичности выхлопа и подсчета расхода топлива.
Параллельно появлялись материалы о вреде выбросов СО или угарного газа, которым отличается выхлоп дизельных автомобилей. Ученые доказали, что этот канцероген способствует возникновению раковых опухолей. В результате европейцы с дизельных переключились на бензиновые автомобили, вырос спрос на электромобили. И вот недавно в авторитетном немецком издании Spiegel вышла громкая статья, доказывающая повышенный вред именно бензиновых двигателей!
Как известно, меньше всего вредных выбросов бензиновый двигатель производит при полном сгорании топлива в цилиндрах. Такой сценарий возможен при оптимальной пропорции бензина и воздуха, или так называемой стехиометрической смеси. Собственно, над этим балансом производители всегда и работали. И добились еще во времена экологических норм Евро-4, который ввели в Европейском союзе еще в 2005 году.
Однако экологи на этом не остановились, потребовав, чтобы вредные выбросы планомерно снижались едва ли не каждый год. И автопроизводители были вынуждены подстраиваться под все более жесткие требования, обедняя смесь (снижая количество топлива в горючей смеси). А в этом случае оптимального сгорания уже невозможно добиться, остаются микрочастички углерода, нанопыль, или простыми словама — сажа.
Да, сажа присуща и выбросам дизельных двигателей, которые дороже бензиновых в том числе из-за недешевых фильтров. Собственно, из-за этого и возникла волна гонений на дизельные двигатели, ведь в их выхлопе сажу хорошо видно, в отличие от бензиновых. С этим начали бороться с помощью так называемой мочевины, которая нейтрализовала вредные выбросы, позволяя дожигать частички углерода в выхлопной системе. Однако расход топлива при этом растет, сводя на нет экологический эффект. К тому же, на морозе вся эта сложная конструкция практически не работает. Автопроизводителям пришлось идти на хитрости, чтобы скрыть такие негативные последствия. Так и возник скандал.
Проблема в том, что видимые как черный дым крупные частички сажи не так вредны, как углеродная нанопыль, образующаяся при сгорании топливной смеси в бензиновых двигателях с непосредственным впрыском. При размере не более 5 мкм их невозможно отфильтровать не только в автомобильных система, но и в живых фильтрах — человеческих легких. Накапливаясь там, невидимые частички карбона способны вызвать необратимые изменения в системе органов дыхания. Попросту — образовать раковую опухоль.
Конспирологи поспешили обвинить замешанных в дизельном скандале автопроизводителей в том, что они под шумок успели сэкономить значительные средства на фильтрах для бензиновых двигателей. И даже подсчитали во сколько человеческих жизней обошлась такая экономия. В исследовании журнала Spiegel отмечается, что по данным Федерального ведомства по охране окружающей среды, за 2015 год в Германии преждевременно скончалось 41,5 тысяча человек. И все «благодаря» интенсивному воздействию находящейся в воздухе карбоновой нанопыли. Тонкая пыль приводит к раздражениям слизистых оболочек, воспалениям дыхательных путей, повышению риска возникновения тромбозов, заболеваниям сердца и легких, раку легких. Конечно, виноваты не только автомобили, свою лепту вносит промышленность и отопительные системы.
Совершенствование двигателей внутреннего сгорания с экологической точки зрения практически исчерпало себя. Повышение экологических норм до Евро-10 приведет только к удорожанию моторов — это скорее маркетинговый ход. Что же делать, поголовно пересаживаться на электромобили? Но ведь далеко не все электричество вырабатывается экологически чистым путем.
Для двигателей внутреннего сгорания, чтобы пройти все ужесточающиеся экологические нормы, остается два пути — внедрять более современные, сложные и дорогие фильтры или… снова писать специальное программное обеспечения для тестового цикла. На чем уже погорели крупнейшие автопроизводители.
Этой осенью произойдет переход на новый цикл измерений расхода топлива/выбросов — с NEDC (New European Driving Cycle) к более реалистичному WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure). Чтобы к нему подготовиться, можно искусственно завысить нынешние нормы, чтобы затем просто вернуться к прежним показателям. Например, проводить замеры при разряженной аккумуляторной батарее и с выключенной системой Start-Stop, что позволит завысить выбросы СО2 в среднем на 5-10%.
Конечно, каким путем пойдут автопроизводители, мы достоверно не узнаем. По крайней мере, до очередного скандала. Наиболее очевидной альтернативой видится массовый переход на электромобили, на который нацелены все автопроизводители. Остается надеяться, что потенциальный «электрогейт» не перекроет выгоды от такого качественного перехода. Уже говорят о проблемах утилизации отслуживших батарей и манипуляциях с добычей кобальта (основной элемент для производства литиевых аккумуляторов) в очень не Демократической Республике Конго. А в тех краях, где человеческая жизнь не стоит и гроша, ради такого ресурса может вспыхнуть и реальная война.
Источник: info-parts.ru