Основные неисправности автомобильной трансмиссии

359 просмотров

134 публикации6,7k просмотров FacebookTwitterTelegram

Одним из важных компонентов автомобиля, помимо силовой установки, является трансмиссия. Он обеспечивает передачу вращения и изменение передаточного числа от двигателя к колесам.

Но если в двигателе все системы и механизмы объединены в одну конструкцию, трансмиссия состоит из отдельных частей, которые взаимодействуют между собой.

Наиболее технологически простая трансмиссия с механической коробкой передач.

именно этот компонент используется практически на всех отечественных автомобилях (только относительно недавно стали появляться модели с автоматической коробкой передач).

Механическая коробка передач относится к простым трансмиссиям, поэтому показатели надежности у нее высокие. Но он также подвержен неисправностям и их очень много, не говоря уже об автоматической коробке передач.

Особенности конструкции трансмиссии разных авто

Трансмиссия легковых автомобилей может иметь разную компоновку, что влияет на количество узлов.

Так, на классических моделях ВАЗ-2106, 2107 и других — трансмиссия задняя, ​​поэтому в конструкцию трансмиссии входят сцепление, коробка передач, ведущий вал, задний мост с главной передачей, дифференциал и приводные валы.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Большинство современных моделей, тот же ВАЗ-2109 — переднеприводные, поэтому кардана с осью у него нет, а главная передача с дифференциалом входит в конструкцию коробки передач.

Но кроме этого есть карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей.

А если рассматривать конструкцию внедорожников — ВАЗ-21213, Шевроле Нива, УАЗ Патриот, то их трансмиссионная компоновка включает в себя все заданные элементы автомобиля с передним и задним приводом, а кроме того, есть раздаточная коробка, обеспечивающая вращение обоих оси и возможность отключения одной.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Неисправности трансмиссии, признаки

Чем больше компонентов в коробке передач, тем выше вероятность ее выхода из строя. И в каждой из составляющих очень много недостатков.

Сцепление

На всех этих автомобилях конструкция сцепления практически идентична: это одинарный «сухой» диск».

Без сцепления было бы невозможно начать плавное движение во время поездки и изменить передаточное число на КПП, так как для этого необходимо отсоединить двигатель от трансмиссии.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Поскольку сцепление конструктивно одинаковое, отказы на всех перечисленных автомобилях идентичны. Единственная разница — это типы юнитов.

Так, на ВАЗ-2106, 2107, помимо ВАЗ Нива, Нива Шевроле, УАЗ Патриот, применяется гидравлическая трансмиссия, а в ВАЗ-2109 — тросовая механика.

Если рассматривать само сцепление, то основными его недостатками являются:

  • Неправильная настройка.
  • Повреждение амортизаторов, пружины выключения диафрагмы;
  • Износ рабочих поверхностей маховика и ведущего диска;
  • Изношен выжимной подшипник и повреждена вилка привода;
  • Износ ведомого диска (фрикционные накладки, проточки, амортизаторы);

Признаки неисправности сцепления достаточно очевидны и проявляются в виде «пробуксовки», «езды», повышенного шума при определенных условиях эксплуатации, толчков при трогании с места.

В большинстве случаев для устранения проблем со сцеплением необходимо его разобрать, устранить неисправности и заменить поврежденные и изношенные элементы.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Что касается привода, то у ВАЗ-2109 поломок не так много и обычно они сводятся к проблемам с тросом — его разрыв или перекус. Все «лечится» обычным заменителем.

Но в гидротрансмиссии недостатков больше. При таком срабатывании может произойти разгерметизация системы, повреждение главного и рабочего цилиндров.

Восстановление зависит от компонента, на котором возникла проблема. Если система протекает, ее устраняют заменой трубопровода при следующей прокачке.

Цилиндры ремонтируют с помощью ремкомплектов или просто меняют.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Коробка передач

Коробка передач является одним из основных компонентов трансмиссии и имеет сложнейшую конструкцию из всех компонентов. Поэтому поломок у него больше.

ВАЗ классического семейства (2106, 2107), Спутник (ВАЗ-2109, 21099), Нива 21213 и Шевроле Нива, а также УАЗ Патриот используют трехвальные механические коробки передач с постоянным зацеплением.

И хотя КПП конструктивно разные (особенно ВАЗ-2109 по сравнению с другими), принцип работы у всех одинаковый.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Поэтому неисправности этих приводов на всех перечисленных автомобилях фактически идентичны, как и их симптомы.

Если на КПП возникнут проблемы, они обязательно проявятся, причем по-разному. Признаками поломки коробки являются:

  • Хруст при переключении передач. Такой результат дают поврежденные или сильно изношенные шестерни и синхронизаторы, а также сильный люфт валов;
  • Нарушение скорости. Эта проблема возникает из-за износа и повреждения некоторых узлов коробки (все те же синхронизаторы, шестерни, зубчатый механизм и т.д.);
  • Пониженная четкость переключения передач, затрудненное переключение передач. Такие признаки возникают при сильном износе синхронизаторов или шестерен, повреждении ползунов переключения, перекосе или повреждении элементов механизма переключения;
  • Утечки масла возникают при износе уплотнителей коробки и ослаблении крепления крышек;
  • Повышенный рабочий шум (в разных режимах). Эта проблема часто возникает из-за износа подшипников вала или шарниров синхронизатора. Но такая неисправность может появиться и из-за поломки стопорного устройства, ослабления крепления КПП, низкого уровня смазки в КПП, неисправности сцепления;

Как видите, большинство неисправностей связано с износом комплектующих коробки.

Но точно определить причину можно только после разборки и разборки агрегата. Работу коробки передач можно восстановить, заменив изношенные детали.

Есть и более специфические отказы, но они встречаются гораздо реже. К ним относятся разрушение корпуса, ослабление креплений с последующим падением между шестернями и т.д.

Карданные валы

Следующий элемент трансмиссии — карданные валы, по которым передается вращение на ВАЗ-2106, 2107, а также на Нива 21213, Шевроле Нива и УАЗ Патриот.

Но в случае с первыми двумя автомобилями в их конструкции всего один вал, а вот у внедорожников два карданных вала (для передачи мощности на две ведущие оси), в Ниве также есть промежуточный вал, соединяющий коробка передач с раздаточной коробкой.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Компоненты этих валов также повреждаются и изнашиваются в процессе эксплуатации, что приводит к ряду неисправностей, которые проявляются в виде:

  • Вибрации при движении. Появляется в результате сильного люфта в шарнирах, дисбаланса или изгиба самого вала;
  • Писки (постоянные или периодические). Обычно это результат заклинивания петли;
  • Стучите, когда набираете скорость. Это сигнализирует о неисправности крестовины шарнира или его подшипников, а также об ослаблении крепления вала;

Проблемы с карданными валами устраняются проверкой состояния их шарниров и заменой при критическом износе, балансировкой. Но часто автомобилисты просто меняют валковые группы.

Ведущий мост

Главные передачи с дифференциалами в ВАЗ 2106, Нива, Нива, Шевроле, УАЗ Патриот — внедренный узел и расположены в ведущих мостах (у легковых автомобилей это задний мост, у внедорожников — оба).

Работа этих компонентов трансмиссии — распределять вращение между колесами.

Хотя этот агрегат относительно прост по конструкции и состоит из ограниченного количества элементов, он также имеет неисправности.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Признаки проблем в работе ведущего моста следующие:

  • Потеря жира. Здесь виноваты сальники, использованные при строительстве моста;
  • Стучите, когда он начнет двигаться. Появляется в результате появления увеличенных зазоров в шлицевых соединениях или шестерне главных шестерен;
  • Повышенный шум со стороны моста. Повышение шума может происходить из-за износа подшипников, деформации балки моста или приводных валов, износа шлицевых соединений, неправильной регулировки люфтов и появления люфта главной передачи и дифференциала, заклинивания сателлитов и приводных валов шестерни оси Aste;

Устранение неисправностей моста осуществляется разборкой, поиском неисправностей, заменой изношенных и поврежденных элементов с последующей регулировкой зазоров муфт.

Читайте дальше: Причины стука при повороте руля.

Приводные валы

Что касается ВАЗ-2109, то у него нет ведущего моста, а вращение от главной передачи (входящей в конструкцию коробки передач) передается на колеса посредством приводных валов с ШРУСами.

Отметим, что такие карданные валы используются на передней оси Нивы 21213 и Нивы Шевроле. Кроме того, на промежуточном валу установлен шарнир равных угловых скоростей Нивы.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Что касается УАЗ Патриот, то у этого внедорожника несколько иная конструкция передней оси — карданные валы присутствуют, но в отличие от задней оси на их концах установлены ШРУСы.

В этом приводе «слабым звеном» является шарнир равных угловых скоростей. Эта группа очень чувствительна к загрязнениям, а повреждение ботинка всегда приводит к постепенному разрушению элемента.

Выявить проблемы с петлей несложно, ведь если внутрь попадет грязь, при повороте руля будет слышен отчетливый скрип.

В этом случае гомокинетический шарнир не подлежит восстановлению, а при появлении признака его износа его заменяют.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Раздаточная коробка

Последний элемент, который используется в трансмиссии, — это раздаточная коробка, но она доступна только на внедорожниках.

Его задача состоит в том, чтобы разделить вращение между двумя ведущими осями, а с возможностью понижения передаточного числа обеспечить большее тяговое усилие на колесах.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Несмотря на то, что устройство раздаточной коробки отличается от механической коробки передач, в их конструкциях используются, по сути, те же строительные блоки — валы и шестерни.

Таким образом, неисправности в раздаточной коробке идентичны коробке передач, то есть повышенный шум, несанкционированное отключение подключенного моста, затрудненный переход между режимами работы (высокая и низкая передачи).

Отметим, что УАЗ Патриот комплектуется раздаточной коробкой Dymos, которая конструктивно немного отличается от классической.

Основные неисправности автомобильной трансмиссии

Кроме того, он управляется электроникой, что делает его еще более уязвимым к сбоям, поскольку помимо механических отказов электронный компонент может работать некорректно.

Также читайте, почему может выйти из строя педаль сцепления.

Напоследок отметим, что здесь перечислены наиболее частые неисправности приводных агрегатов, но в каждой из них есть и другие гораздо менее частые неисправности.

Также бывают случаи, когда неисправности совершенно разных компонентов воспринимаются как сбои передачи. Например, стук в задней подвеске часто определяется как проблема в задней оси.

Поэтому для выявления неисправности необходима тщательная диагностика не только приводных агрегатов, но и расположенных рядом устройств автомобиля.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв