ШРУС — это один из элементов ходовой части. Аббревиатура расшифровывается как «шарнир равных угловых скоростей». Деталь используется в переднеприводных автомобилях, а также на полном приводе. ШРУС стал использоваться в конструкции автомобилей примерно с 50-х годов 20-го века, позволяя решать сразу несколько актуальных проблем. Так, при его задействовании удается:
- Погасить вибрации, минимизировав их;
- Обеспечить равномерную передачу вращения колес;
- Избегать перегрузок валов, различных шестерней ходовой части, что актуально при движении автомобиля.
Сегодня эта запчасть остается обязательной для множества марок и моделей авто.
Содержание
ШРУС как запчасть: описание
ШРУСы могут иметь разные конструктивные особенности. Есть шестишариковый вариант Рцеппа, есть Трипод — это разновидности шарниров, устанавливаемых на запчастях данного вида. Наружный ШРУС встраивается в ступицу, одна из цапф закручивается ступичной гайкой. Вторая цапфа уходит к коробке передач. Также данная деталь имеет два вала, внутренний и внешний. Имеется и ось, соединяющая всю конструкцию. Это стальная труба, рассчитанная на большие нагрузки. Несмотря на все многообразие технических решений, основные особенности конструкции остаются актуальными практически всегда.
Расположение шрусов
Найти ШРУС не трудно. Если речь идет о переднеприводном или полноприводном автомобиле, где данный элемент всегда присутствует, его удастся найти на передней полуоси. Найти его можно при визуальном осмотре машины. Используются данные запчасти не в единственном числе. В зависимости от марки и модели авто, ШРУСов может быть от двух до четырех, по одному или по два на каждую сторону. Чаще всего современные автоконцерны устанавливают их по две штуки для каждой стороны.
Стоит иметь в виду, что на полноприводных машинах данные детали можно видеть не только на передних, но и на задних осях. Ведь все они выполняют одинаковую функцию. Некоторые заднеприводные автомобили тоже работают со ШРУСами — если речь идет о независимой подвеске. Использование запчасти возможно только тогда, когда колесо может несинхронизированно двигаться в любом направлении, вертикально и горизонтально.
Назначение ШРУСов
На практике ШРУС рассматривается как элемент независимой подвески, обязательный для ведущих колес. Если колеса не могут рассматриваться как ведущие и не передают крутящий момент, обеспечивая движение автомобиля, ШРУС им не нужен, и автопроизводители не тратят лишние деньги на приобщение данного элемента. Однако если ось является ведущей, шарнир необходим. Благодаря такой системе удается обеспечить большой диапазон углов наклона, до 70 градусов, что положительно отражается на качестве вождения и работоспособности автомобиля как такового. Когда углы небольшие, с ними справляется карданный шарнир. Однако при их возрастании возникает неравномерность вращения вала, которую следует устранять, чтобы автомобиль не терял в мощности, и чтобы его динамичность оставалась на достойном уровне. Именно ШРУС позволяет решить данную проблему.
Влияние ШРУСов на автомобиль
Таким образом, в норме ШРУС обеспечивает возможность комфортной и беспроблемной эксплуатации ведущих колес. Если данный элемент находится в норме, он исключает вибрацию, улучшает управляемость автомобиля, поддерживает мощность. Влияние так называемой «гранаты», как еще называют ШРУС, становится очевидным при выходе данного элемента из строя. Подобное случается, как вследствие износа, так и из-за агрессивного стиля езды, от того, что человек не отдает должное профилактике и уходу за транспортным средством.
Помимо характерного треска, который появляется при поломках такого рода, возникают рывки, особенно при разгоне. Ведь поврежденная запчасть уже не может стабилизировать авто и полноценно выполнять свои функции. В такой ситуации необходимо срочно ремонтировать машину и менять деталь, поскольку при проблемах с ней возникает негативное влияние на всю ходовую систему. Ускоряется износ, ухудшается качество и безопасность вождения, растет аварийность.
Принцип работы
В целом, работа такой детали, как ШРУС, более всего напоминает карданный вал, однако куда более совершенный и проработанный. Так, кардан осуществляет несинхронную передачу крутящего момента, поскольку равномерное вращение характерно только для одного из валов. Угол скрещивания с существенными показателями при этом оказывается проблематичным. Благодаря ШРУСу же удается успешно создавать углы до 70 градусов, нисколько не теряя в ресурсе.
Свою популярность данная конструктивная модель обрела благодаря распространению переднеприводных автомобилей и независимых подвесок. Сегодня существует немало моделей ШРУСов, поскольку каждый производитель стремится создавать идеальные детали именно под собственные наработки и модели авто. Однако принцип работы все равно остается общим.
Так, вал соединяет дифференциал и ступичный подшипник. Это обеспечивает передачу усилия на колеса. Снаружи, при креплении к ступице, запчасть обладает корпусом и обоймой, здесь есть специальные углубления. В них находятся 6 шариков. Это довольно подвижный элемент, поскольку он призван передавать вращение при любых углах поворота колеса. Однако строение внутреннего крепления оказывается иным, поскольку здесь достаточно угла в 20 градусов. В результате в большинстве случаев применяют трипод. Основными задачами элемента являются создание неразрывной связи и компенсация динамики подвески.
Рассмотрев специфику строения и принцип действия данных запчастей, можно понять, что они находятся под большой нагрузкой. Кроме того, они могут засоряться. Потому в рамках ухода необходимо обеспечивать достаточные объемы смазки, использовать пыльники, которые закрывают уязвимые части. При правильной эксплуатации и должном уходе проблем с «гранатами» возникать не будет.
Заключение
Таким образом, ШРУС — это запчасть, состоящая из составных элементов, и обеспечивающая передачу усилия для ведущих колес, при независимой подвеске. В машине может быть от 2 до 4 «гранат», расположенных на осях, и выполняющих важную роль в работе ходовой части.